Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего Минаева Е.В.,
судей Ситьковой О.Н., Шурловой Л.А.,
при секретаре Дроваль Д.С.,
с участием старшего прокурора отдела по надзору за исполнение законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Ставропольского края Халиповой Е.М.,
представителей губернатора Ставропольского края по доверенностям Прохода М.Н. и Борисовой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ставропольского края к губернатору Ставропольского края, Уткину А.В. о признании незаконным бездействия по не назначению и не проведению проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также непринятию мер к освобождению от занимаемой должности представителя губернатора Ставропольского края в муниципальном образовании Ставропольского края, изменении формулировки увольнения
по апелляционному представлению старшего прокурора отдела по надзору за исполнение законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Ставропольского края Халиповой Е.М. на решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 20 октября 2016 года.
Заслушав доклад судьи Ставропольского краевого суда Минаева Е.В., судебная коллегия
установила:
прокурор Ставропольского края в интересах Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением (впоследствии уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ) к губернатору Ставропольского края, Уткину А.В. о признании незаконным бездействия по не назначению и не проведению проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также непринятию мер к освобождению от занимаемой должности представителя губернатора Ставропольского края в муниципальном образовании Ставропольского края, изменении формулировки увольнения.
В обоснование своих исковых требований прокурор указал, что проведенной прокуратурой края проверкой соблюдения законодательства о противодействии коррупции и о государственной, гражданской службе выявлены факты ненадлежащего исполнения представителем губернатора Ставропольского края в муниципальном образовании Ставропольского края Уткиным А.В. возложенных законом обязанностей по представлению полных сведений о своих обязательствах имущественного характера. Установлено, что распоряжением губернатора Ставропольского края от ... года N ... Уткин А.В. назначен на должность представителя губернатора Ставропольского края в муниципальном образовании Ставропольского края. В целях исполнения ст. 20 Федерального закона N 79-ФЗ от 27.07.2004 года "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" при назначении на должность представителя губернатора Ставропольского края в муниципальном образовании Ставропольского края Уткиным А.В., претендующим на замещение указанной должности, 24.02.2014 года в Управление кадров, государственной и муниципальной службы и наград аппарата Правительства Ставропольского края представлены справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по состоянию на 1.01.2014 года. Проверкой установлено, что на момент предоставления Уткиным А.В. справок о доходах у него в пользовании на основании договора уступки прав и обязанностей арендатора по договору аренды от ... года находился земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер 26:11:031001: ... , расположенный в границах участка: ... кв.м. (запись регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N ... от ... года). На указанном земельном участке расположены объекты недвижимости, также находящиеся в пользовании Уткина А.В. В отношении данных объектов, согласно объяснениям Уткина А.В., им осуществлялись мероприятия по поддержанию в надлежащем состоянии. Государственная регистрация данных объектов недвижимости не производилась. Достоверно зная о наличии в пользовании земельного участка сельскохозяйственного назначения, что подтверждено квитанцией об оплате Уткиным А.В. арендных платежей в администрацию Шпаковского муниципального района, его объяснениями, а также копией решения Шпаковского районного суда Ставропольского края от 18.11.2015 года, обладая на протяжении периода времени, начиная с 2012 года, указанным земельным участком на праве аренды и пользуясь находящимся на нем недвижимым имуществом, Уткин А.В., претендуя на замещение должности государственной гражданской службы Ставропольского края, в разделе 5 "Сведения об обязательствах имущественного характера" подраздела 5.1 "Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании" справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по состоянию на 1.01.2014 года, а также замещая должность представителя губернатора Ставропольского края в муниципальном образовании Ставропольского края в разделе 6 "Сведения об обязательствах имущественного характера" подраздела 6.1 "Объекты недвижимого имущества, "находящиеся в пользовании", справке о доходах за 2014 год сведения о нахождении у него в пользовании земельного участка и расположенном на нем недвижимом имуществе не указал, чем нарушил требования ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 года N 273-ФЭ "О противодействии коррупции", ч. 1 ст. 20 Федерального закона N 79-ФЗ от 27.07.2004 года "О государствейной гражданской службе в Российской Федерации".
В целях устранения выявленных нарушений закона 7.09.2015 года в адрес губернатора Ставропольского края внесено представление об устранении нарушений законодательства о государственной гражданской службе и противодействии коррупции, в котором ставился вопрос о применении к Уткину А.В. мер ответственности в связи с предоставлением недостоверных сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на государственную гражданскую службу и при ее прохождении. При этом к моменту рассмотрения представления прокурора края 14.08.2015года представитель губернатора Ставропольского края в муниципальном образовании Ставропольского края Уткин А.В. представил в аппарат Правительства Ставропольского края справку о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уточнив сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014 год, предоставленные в период прохождения государственной гражданской службы. По результатам заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ставропольского края, замещающих должности государственной гражданской службы Ставропольского края, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется губернатором Ставропольского края, и урегулированию конфликта интересов принято решение о малозначительности совершенного Уткиным А.В. проступка при предоставлении уточненных сведений о доходах за 2014 год, в связи с чем губернатором Ставропольского края к нему применено взыскание в виде замечания. Представление прокурора края по результатам его рассмотрения оставлено губернатором Ставропольского края без удовлетворения в связи с малозначительностью совершенного Уткиным А.В. коррупционного правонарушения.
Несмотря на то, что вопросы предоставления Уткиным А.В. недостоверных сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на государственную гражданскую службу, а также вопросы сокрытия Уткиным А.В. факта нахождения у него в пользовании недвижимого имущества - капитальных строений, возведенных на арендованном земельном участке (кадастровый номер 26:11:031001: ... ) без разрешительных документов на заседании Комиссии не рассматривались, правовая оценка указанным фактам губернатором Ставропольского края не дана. Вопреки требованиям п.п. 4, 6 Положения N 145 губернатором Ставропольского края на основании поступившей из прокуратуры края информации о предоставлении Уткиным А.В. недостоверных сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не назначена и не проведена. Кроме того, выводы, изложенные в информациях губернатора Ставропольского края о результатах рассмотрения представления от 6.10.2015 года исх. N 01- 33/12754 и от 21.01.2016 года N 01-35/551 основаны на ошибочном толковании и применении норм материального права. Таким образом, следует, что именно сам факт предоставления заведомо ложных сведений является основанием для расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя независимо от того, могли ли повлиять представленные сведения или документы на возможность заключения с лицом служебного контракта или явиться основанием для отказа в его заключении.
Распоряжением губернатора Ставропольского края от ... года N ... представителю губернатора Ставропольского края в муниципальном образовании Ставропольского края Уткину А.В. предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск с 24.05.2016 года по 24.06.2016 года с последующим прекращением служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Ставропольского края и замещении должности государственной гражданской службы Ставропольского края от ... года N ... , освобождением Уткина А.В. от замещаемой должности и увольнением его с государственной гражданской службы Ставропольского края 24.06.2016 года в соответствии с п. 3 ч.1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ по собственной инициативе. Освобождение Уткина А.В. от замещаемой должности по собственной инициативе позволило ему избежать предусмотренной законом ответственности за невыполнение обязанностей, установленных для государственных гражданских служащих и лиц, претендующих на замещение должностей гражданской службы, а также наступления правовых последствий применения меры ответственности в виде увольнения. Непринятие губернатором Ставропольского края мер по освобождению Уткина А.В. от занимаемой должности в связи с предоставлением им недостоверных сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера не соответствует требованиям законодательства и свидетельствует об отсутствии реализации губернатором Ставропольского края как нанимателем обязанности по противодействию коррупции.
Просил признать незаконным бездействие губернатора Ставропольского края по не назначению и не проведению проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на основании поступившей из прокуратуры края информации о предоставлении Уткиным А.В. недостоверных сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также непринятию мер к освобождению Уткина А.В. от занимаемой должности представителя губернатора Ставропольского края в муниципальном образовании Ставропольского края в связи с предоставлением им недостоверных сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера; обязать губернатора Ставропольского края устранить нарушения требований законодательства, исполнив требования ст. ст. 6, 8, ч. ч. 8, 9 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 года N 273-ФЭ "О противодействие коррупции", ч. 1 ст. 16, ч. 6.1. ст. 20 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", п. 15 Положения о порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельными категориями лиц, претендующих на замещение должностей и замещающих должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять указанные сведения, утвержденного постановлением губернатора Ставропольского края от 7.08.2007года N 52, Указа Президента Российсксш Федерации от 21.09.2009года N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной гражданской службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению", Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами Российской Федерации, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Ставропольского края, и государственными гражданскими служащими Ставропольского края, и соблюдения государственными гражданскими служащими Ставропольского края требований к служебному поведению, утвержденного постановлением губернатора Ставропольского края от 9.04.2010года N 145; изменить формулировку распоряжения губернатора Ставропольского края от 24.05.2016 года N 283-р в части основания увольнения Уткина А.В. на увольнение в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79- ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Решением Ленинского районного суда Ставропольского края от 20 октября 2016 года в удовлетворении исковых требований прокурора Ставропольского края к губернатору Ставропольского края и Уткину А.В. отказано в полном объеме.
В апелляционном представлении старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Ставропольского края Халипова Е.М. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования. Указывает, что судом первой инстанции необоснованно сделан вывод об отсутствии незаконного бездействия губернатора Ставропольского края по не назначению и не проведению проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на основании поступившей из прокуратуры края информации о предоставлении Уткиным А.В. недостоверных сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера. Выводы суда о проведении по распоряжению губернатора Ставропольского края от 14.08.2015 года N 461-р проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставленных Уткиным А.В. за 2014 год, на основании представления прокурора Ставропольского края от 7.09.2015 года не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, поскольку на момент поступления представления проверка была завершена. Кроме того, судом не дана оценка факту не назначения и не проведения губернатором Ставропольского края проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных Уткиным А.В., в связи с предоставлением им недостоверных сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на государственную гражданскую службу, а также сокрытием Уткиным А.В. факта нахождения у него в пользовании недвижимого имущества. Выводы суда о повторном проведении проверки по одним и тем же фактам и требованиях прокурора о повторном привлечении Уткина А.В. к дисциплинарной ответственности за один и тот же дисциплинарный проступок не соответствуют обстоятельствам и материалам дела, поскольку распоряжением губернатора Ставропольского края от ... года N ... Уткин А.В. привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение сроков предоставления уточненных сведений о доходах за 2014 год. За предоставление недостоверных сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на государственную гражданскую службу, а также сокрытие факта нахождения в пользовании недвижимого имущества Уткин А.В. к ответственности, в том числе дисциплинарной, не привлекался. Считает, что применение судом первой инстанции срока, установленного ст. 59.3 Закона N79-ФЗ, в качестве срока исковой давности по требованиям прокурора края, изложенным в исковом заявлении, не соответствует требованиям закона. В целях устранения допущенных нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции прокурором края заявлены исковые требования об изменении формулировки распоряжения губернатора Ставропольского края от ... N ... в части основания увольнения Уткина А.В. на увольнение в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ. Выводы суда о том, что такой способ защиты интересов Российской Федерации как изменение формулировки увольнения ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не предусматривает, в связи с чем прокурор не вправе заявлять такое требование, не соответствует требованиям закона, поскольку действиями губернатора Ставропольского края нарушается единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, а также основные принципы противодействия коррупции.
В возражениях на апелляционное представление прокурора представители ответчика - губернатора Ставропольского края по доверенностям Прохода М.Н. и Борисова О.В. просили решение суда оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
В возражениях на апелляционное представление ответчик Уткин А.В. просил решение суда оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
В заседании судебной коллегии прокурор Халипова Е.М. поддержала апелляционное представление, просила решением суда отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
Представители ответчика - губернатора Ставропольского края ПроходаМ.Н., Борисова О.В. просили оставить решение суда без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Инные лица, участвующие в деле, их представители на заседание судебной коллегии не явились, о дате, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, об отложении разбирательства по существу не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПКРФ), исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи11ГПКРФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п.п. 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли удовлетворению иск (ч. 1 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Названным требованиям решение суда первой инстанции не отвечает по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Из материалов дела следует, что Уткин А.В. на основании распоряжения губернатора Ставропольского края от ... года N ... назначен на должность представителя губернатора Ставропольского края в муниципальном образовании Ставропольского края с 24 февраля 2014 года на срок полномочий временно исполняющего обязанности губернатора Ставропольского края Владимирова В.В.
Распоряжением губернатора Ставропольского края от ... года N ... Уткин А.В. назначен на должность представителя Губернатора Ставропольского края в муниципальном образовании Ставропольского края сроком на один год с 15 октября 2014 года по 14 октября 2015 года включительно.
Распоряжением губернатора Ставропольского края от ... года N ... Уткину А.В., представителю губернатора Ставропольского края в муниципальном образовании Ставропольского края, продлен срочный служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Ставропольского края от ... года N ... на один год с 15октября 2015 года по 14 октября 2016 года включительно.
Правоотношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 14-П от 30 июня 2011 года, реализуя право на свободное распоряжение своими способностями к труду (часть 1 статьи 31 Конституции Российской Федерации) путем поступления на государственную службу, гражданин добровольно избирает профессиональную деятельность, занятие которой предполагает наличие определенных ограничений в осуществлении им конституционных прав и свобод, что обусловлено исполнением особых публично-правовых обязанностей, возложенных на государственных служащих сообразно соответствующему виду государственной службы, и, следовательно, требует соблюдения в правовом регулировании государственной службы баланса законных интересов, связанных с ее организацией и эффективным функционированием, и необходимости защиты прав и свобод лиц, находящихся на государственной службе.
Специфика государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет правовой статус государственных служащих, исходя из особенностей которого, обусловленных характером выполняемой ими деятельности и предъявляемыми к ним квалификационными требованиями, законодатель вправе в рамках своей дискреции определять с помощью специального правового регулирования права и обязанности государственных служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной службой, а также предоставлять им соответствующие гарантии с учетом задач, принципов организации и функционирования того или иного вида государственной службы.
Специальные нормы, которые регулируют служебные отношения лиц, замещающих должности государственной службы, могут отличаться от норм, регламентирующих отношения, возникающие в процессе реализации права на свободное распоряжение своими способностями к труду в иных формах, что не может рассматриваться как нарушение принципа равенства, закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации, который не препятствует законодателю при осуществлении специального правового регулирования труда (прохождения службы) устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям.
Такие различия, обусловленные специфическими (квалификационными) требованиями, связанными с определенной работой, согласно пункту 2 статьи 1 Конвенции МОТ N 111 1958 года относительно дискриминации в области труда и занятий не считаются дискриминацией.
Согласно ст. 20 Федерального закона N 79 - ФЗ от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации" сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи представителю нанимателя представляют: гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, - при поступлении на службу; гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, - ежегодно не позднее срока, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В целях исполнения указанной обязанности при назначении на должность представителя губернатора Ставропольского края в муниципальном образовании Ставропольского края Уткиным А.В., претендующим на замещение указанной должности, 24 февраля 2014 года в Управление кадров, государственной и муниципальной службы и наград аппарата Правительства Ставропольского края были представлены справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по состоянию на 1 января 2014года.
Прокуратурой край в период с 10 августа по 31 августа 2015 года проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции и о государственной гражданской службе представителем губернатора Ставропольского края в муниципальном образовании Ставропольского края Уткиным А.В.
В ходе указанной проверки прокуратурой край были выявлены факты ненадлежащего исполнения Уткиным А.В. возложенных обязанностей по представлению полных сведений о своих имуществе и обязательствах имущественного характера, что повлекло нарушение им требований ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", п.п. 9, 11, 12 ст. 15, ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2004года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Так, в нарушение установленных требований о предоставлении государственными служащими сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера представитель губернатора Ставропольского края в муниципальном образовании Ставропольского края Уткин А.В в разделе 6 "Сведения об обязательствах имущественного характера" подраздела 6.1 Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании Справки о доходах за 2014 год и в разделе 5 "Сведения об обязательствах имущественного характера" подраздела 5.1 Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании Справки о доходах по состоянию на 1 января 2014 года, не указал сведения о принадлежащем ему на основании договора уступки прав и обязанностей арендатора по договору аренды от 25 апреля 2012 года земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер 26:11:031001:.., расположенном в границах участка, расположенного по адресу: ... кв.м.
В соответствии с пунктом 3 Положения о порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельными категориями лиц, претендующих на замещение должностей и замещающих должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять указанные сведения, утвержденного постановлением губернатора Ставропольского края от 7 августа 2007 года N520, лицо, замещающее государственную должность, гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в один из перечней должностей, обязан представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по форме справки ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Согласно п. 7 указанного Положения лицо, замещающее государственную должность, гражданский служащий могут представить уточненные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в течение 1месяца после окончания срока, указанного в пункте 3 настоящего Положения.
Однако Уткиным А.В. уточненные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представлены 14августа 2015 года, то есть по истечении установленного срока.
Распоряжением Губернатора Ставропольского края от ... года N ... постановленопровести проверку достоверности и полноты представленных Уткиным А.В., представителем губернатора Ставропольского края в муниципальном образовании Ставропольского края, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014 год в связи с представлением им уточненных сведений.
17 августа 2015 года на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ставропольского края, замещающих должности государственной гражданской службы Ставропольского края, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется губернатором Ставропольского края, и урегулированию конфликта интересов, принято решение, которым в соответствии с Федеральными законами N 79-ФЗ и N 273-ФЗ признано, что Уткиным А.В., представителем губернатора края в муниципальном образовании, при представлении уточненных сведений о своих доходах за 2014год совершено малозначительное коррупционное правонарушение; рекомендовано губернатору Ставропольского края применить к Уткину А.В. взыскание в виде замечания.
7 сентября 2015 года прокурором Ставропольского края в адрес губернатора Ставропольского края внесено представление об устранении нарушений законодательства о государственной гражданской службе и противодействии коррупции по факту не указания Уткиным А.В. в справке о доходах за 2014 год и по состоянию на 1 января 2014 года данных о наличии у него на праве аренды земельного участка с требованием об увольнении представителя губернатора Ставропольского края Уткина А.В. в связи с утратой доверия.
Распоряжением губернатора Ставропольского края N ... от ... года к Уткину А.В. применено взыскание в виде замечания за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции при предоставлении им уточненных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014 год.
Согласно п. 6.1. ст. 20 Федерального закона N 79-ФЗ непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
В силу ст. 59.1 Федерального закона N 79-ФЗ за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона N 79-ФЗ гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
В соответствии со ст. 59.3 Федерального закона N 79-ФЗ взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.
При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
Взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по урегулированию конфликтов интересов.
Таким образом, не смотря на то, что факт предоставления Уткиным А.В. заведомо недостоверных и неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014 год нашел свое подтверждение, наложенное на него взыскание в виде замечания за данное нарушение не соответствует характеру и тяжести совершенного нарушения, применить в отношении него взыскание в виде увольнения не представляется возможным, поскольку истекли сроки привлечения к дисциплинарной ответственности за данное правонарушение, установленные ст. 59.3 Федерального закона N 79-ФЗ. Информация о правонарушении поступила в августе 2015 года, взыскание в виде замечания применено 21августа 2015 года, а с исковым заявлением прокурор обратился в суд 26 апреля 2016 года.
Доводы прокурора о не проведении губернатором Ставропольского края проверки по указанному факту полностью опровергаются материалами дела, согласно которым, как указано выше, соответствующая проверка была организована и проведена еще до обращения прокурора с соответствующим представлением.
Что же касается доводов прокурора о нарушении требований законодательства в связи с предоставлением Уткиным А.В. недостоверных сведений при поступлении на работу, то они являются обоснованными.
В частности, по данному факту Уткин А.В. к какой-либо ответственности не привлекался.
Так, несмотря на имеющиеся у губернатора Ставропольского края сведения о предоставлении Уткиным А.В. недостоверных сведений при поступлении на работу, распоряжением губернатора Ставропольского края от ... года N ... Уткин А.В. освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной службы Ставропольского края 24 июня 2016 года в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" по собственной инициативе.
В силу пункта 8 части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 37 указанного федерального закона служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, специфика государственной гражданской службы в Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов предопределяет особый правовой статус государственных гражданских служащих, который включает обусловленные характером такой деятельности права и обязанности государственных гражданских служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной гражданской службой, а также предоставляемые им гарантии. Правовое регулирование отношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы, осуществляется Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", положения п. 7 ч. 1 ст. 37 которого закрепляют основание увольнения по инициативе представителя нанимателя, обусловленное несоблюдением государственным гражданским служащим содержащегося в п.8 ч. 1 ст. 16 данного Федерального закона ограничения, связанного с государственной гражданской службой, в силу которого гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу, а государственный гражданский служащий не может находиться на государственной гражданской службе в случае представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на государственную гражданскую службу.
Таким образом, из буквального содержания приведенных норм следует, что именно сам факт предоставления заведомо ложных сведений является основанием для расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, независимо от того могли ли повлиять предоставленные сведения или документы на возможность заключения с лицом служебного контракта или явиться основанием для отказа в его заключении.
Исходя из приведенных норм закона обстоятельством, имеющим значение для данного дела, является установление факта предоставления гражданским служащим при заключении служебного контракта подложных документов или заведомо ложных сведений.
Таким образом, претендуя на замещение должности государственной гражданской службы Ставропольского края, а также замещая должность представителя губернатора Ставропольского края в муниципальном образовании Ставропольского края, достоверно зная о наличии у себя в пользовании земельного участка сельскохозяйственного назначения и расположенных на нем объектов недвижимости, Уткин А.В. не указал в справке о доходах данные сведения, тем самым сообщил представителю нанимателя заведомо ложные сведения.
Сведения о нахождении у Уткина А.В. в пользовании на основании договора аренды от 5 июля 2012 года земельного участка, расположенного в ... кв.м. и расположенных на нем объектов недвижимости, Уткин А.В. должен был указать непосредственного при заполнении первоначальной справки о доходах по состоянию на 1 января 2014 года. Не указание таких сведений, по мнению судебной коллегии, является заведомо ложным.
Факт указания Уткиным А.В. заведомо ложных сведений представителю нанимателя при поступлении на государственную гражданскую службу, о ложности которых Уткин А.В. с достоверностью знал, является подтвержденным, и у губернатора Ставропольского края имелись основания для увольнения Уткина А.В. по основаниям, предусмотренным п. 7 ч. 1 ст.37Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе".
Доводы ответчиков об истечении сроков привлечения к дисциплинарной ответственности по данному факту, а также доводы прокурора о необходимости проведения соответствующей проверки являются необоснованными ввиду того, что увольнение по вышеуказанному основанию не является дисциплинарным взысканием, поскольку не названо в части1 статьи 57 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", содержащей перечень дисциплинарных взысканий, и поэтому не требует соблюдения установленного порядка его применения.
Увольнение по основанию, предусмотренному п. 7 ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в силу статьи 57 данного закона не является дисциплинарным взысканием, а представляет собой правовое последствие несоблюдения гражданским служащим ограничений, предусмотренных п. 8 ч. 1 ст. 16 вышеуказанного закона, в связи с чем сроки привлечения к ответственности на данные правоотношения не распространяются.
Таким образом, требования прокурора об изменении формулировки основания увольнения Уткина А.В. с пункта 3 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" по собственной инициативе на увольнение в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с несоблюдением ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, являются обоснованными.
Выводы суда о том, что такой способ защиты интересов Российской Федерации как изменение формулировки увольнения статьей 45 ГПК РФ не предусмотрен, в связи с чем прокурор не вправе заявлять такое требование, по мнению судебной коллегии, не соответствует требованиям закона ввиду следующего.
Указом президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года N 460 утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции, целью и одним из основных принципов которой являются ускорение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, а также стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закрепленных в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
В соответствии с п.п. "е" п. 9 Национальной стратегии противодействия коррупции она реализуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления путем обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации.
Кроме того, статьей 394 Трудового кодекса РФ прямо предусмотрен такой способ защиты права как признание формулировки основания и (или) причины увольнения неправильной или не соответствующей закону
Изложенные обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения спора, однако судом первой инстанции во внимание приняты не были.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является незаконным и подлежит отмене, с принятием нового решения о частичном удовлетворении исковых требований прокурора.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
определила:
решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 20 октября 2016года отменить.
Принять новое решение, которым исковое заявление прокурора Ставропольского края к губернатору Ставропольского края, Уткину А.В. о признании незаконным бездействия по не назначению и не проведению проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также непринятию мер к освобождению от занимаемой должности представителя губернатора Ставропольского края в муниципальном образовании Ставропольского края, изменении формулировки увольнения удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие губернатора Ставропольского края по непринятию мер к освобождению Уткина А.В. от занимаемой должности представителя губернатора Ставропольского края в муниципальном образовании Ставропольского края в связи с предоставлением им недостоверных сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Обязать губернатора Ставропольского края устранить допущенные нарушения, изменив формулировку распоряжения губернатора Ставропольского края от ... года N ... в части основания увольнения Уткина Андрея Валентиновича в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" по собственной инициативе на увольнение в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с несоблюдением ограничений и невыполнением обязательств, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В остальной части в удовлетворении исковых требований прокурора отказать.
Апелляционное представление старшего прокурора отдела по надзору за исполнение законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Ставропольского края ХалиповойЕ.М. удовлетворить частично.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.