Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Троценко Ю.Ю.
Хакимова А.Р.
при секретаре Гатауллиной О.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 23 ноября 2016 г., которым постановлено:
иск Диль А.А. к Администрации городского округша город Уфа Ресупблики башкортостан о возложении обязанностипредоставить вне очереди отдельное жилое помещение по договору социального найма с учетом права на дополнительную жилую площадь удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа республики Башкортостан предоставить Диль А.А. по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте г. Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, соответствующее требованиям " ... " "Жилая среда с планировочными элементами, доступными для инвалида" площадью не менее " ... " кв.м., с учетом права истца на пользование дополнительной жилой площадью.
Заслушав доклад судьи Васильевой Г.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Диль А.А. обратился в суд с иском (с учетом последующих уточнений) к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение вне очереди по договору социального найма. В обоснование исковых требований указал, что является " ... " группы бессрочно, пользуется креслом - коляской в связи со стойким нарушением нижних конечностей и имеет право на дополнительную жилую площадь. По утверждению истца, занимаемое им жилое помещение по адресу " ... " для инвалида - колясочника непригодно, в " ... " он признан малоимущим и имеющим право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Просил суд обязать ответчика предоставить ему вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте " ... " Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, соответствующее требованиям " ... " "Жилая среда с планировочными элементами, доступными для инвалида", но норме предоставления общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, общей площадью не менее " ... " кв.м.
В апелляционной жалобе администрация городского округа г. Уфа Республики Башкортостан просит решение отменить, считает его незаконным, указала, что в силу действующего законодательства обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма жилых помещений на администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан возложена быть не может, за отсутствием в Республике Башкортостан закона о наделении органов местного самоуправления полномочиями о предоставлении жилого помещения гражданам, страдающим тяжелыми формами заболеваний. Также указано, что право на внеочередное получение жилья у истца не возникло, поскольку в материалах дела отсутствует заключение Межведомственной комиссии городского округа г. Уфа Республики Башкортостан по признанию помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; решений (постановлений) о признании занимаемой истцом квартиры непригодной для проживания инвалидов и маломобильных групп граждан, пользующихся креслами - колясками.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан Хафизову А.Г., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя Диля А.А. - Абдееву Г.Г., полагавшую решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О и др.).
В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации). Данная норма, устанавливающая особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан, направлена на их защиту, а потому согласуется с положениями статей 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьей 17 которого предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901, определены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет.
Согласно пункту 6 указанных выше Правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50) и Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище.
Из материалов дела следует, что Диль А.А. зарегистрирован и проживает на территории городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, жилых помещений в собственности не имеет, является " ... " группы бессрочно, пользуется креслом - коляской в связи со стойким нарушением нижних конечностей, к самостоятельному передвижению без использования инвалидного кресла не способен (л.д. 7, 72, 19, 92).
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от " ... ", вступившего в законную силу и имеющего преюдициальное значение для разрешения настоящего спора, отказ Администрации Октябрьского района г. Уфы в постановке Диль А.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признан незаконным. При этом решением суда было установлено, что занимаемое истцом жилое помещение (квартира по адресу " ... ") для проживания инвалида - колясочника непригодно (л.д. 66).
Распоряжениями главы администрации Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан " ... " от " ... " и " ... " от " ... " Диль А.А. признан малоимущим, принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, соответствующего жилью доступному для инвалида - колясочника, предоставляемом по договору социального найма вне очереди (л.д. 10-21, 9, 71).
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что в ходе судебного разбирательства установлен факт наличия у Диля А.А. заболевания, дающего ему право на внеочередное получение от органа местного самоуправления по договору социального найма жилого помещения площадью не ниже установленных норм, с учетом права на дополнительную площадь в соответствии с Постановлением Правительства РФ от " ... " N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь".
В связи с изложенным, судебная коллегия соглашается с решением суда об удовлетворении заявленных Дилем А.А. требований, поскольку оно основано на правильном применении действующего законодательства, объективной оценке фактических обстоятельств дела.
Согласно статье 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что в силу действующего законодательства обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма жилых помещений на администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан возложена быть не может, за отсутствием в Республике Башкортостан закона о наделении органов местного самоуправления полномочиями о предоставлении жилого помещения гражданам, страдающим тяжелыми формами заболеваний.
В силу закона предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, является в силу совокупности условий, содержащихся в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", Жилищном кодексе Российской Федерации полномочием органа местного самоуправления.
Иной порядок обеспечения малоимущих граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, действующим законодательством не определен.
Предметом данного гражданского спора является предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, которое отнесено федеральным законодателем для категории малоимущих граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, страдающих тяжелыми видами хронических заболеваний, к полномочиям органа местного самоуправления. При этом для правильного разрешения данного спора с участием физического лица не имеет правового значения источник финансирования расходных обязательств соответствующего бюджета.
Доводы апелляционной жалобы о том, что право на внеочередное получение жилья у истца не возникло, опровергаются материалами дела.
Так, Распоряжением главы администрации Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан " ... " от " ... ", принятым во исполнение вступившего в законную силу решения Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от " ... ", Диль А.А. принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, соответствующего жилью доступному для инвалида - колясочника, предоставляемом по договору социального найма вне очереди.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения. Они так же направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Решение судом постановленос соблюдением норм материального и процессуального права, значимые для дела обстоятельства судом установлены правильно, доказательства надлежаще оценены судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 23 ноября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.Ф. Васильева
Судьи: Ю.Ю. Троценко
А.Р. Хакимов
Справка: судья И.Ф. Уразметов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.