Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Смирновой О.В.,
судей Александровой Н.А. и Свистун Т.К.
при секретаре Искужиной Г.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Уфы Республики Башкортостан, действующего в интересах Р.А.Т., к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности по предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма по апелляционной жалобе администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17 августа 2016 г.
Заслушав доклад судьи Смирновой О.В., выслушав объяснения прокурора Замалетдиновой Л.И., возражавшей против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
установила:
прокурор Ленинского района г. Уфы Республики Башкортостан, действующий в интересах Р.А.Т., обратился в суд с иском к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация) о возложении обязанности по предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование иска указал, что согласно заключению врачебной комиссии Республиканской психиатрической больницы N ... Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от дата N ... Р.А.Т. по состоянию здоровья имеет право на внеочередное и отдельное получение жилья согласно пункта 2 части 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 и право на пользование дополнительной жилой площадью на основании постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817.
Распоряжением главы администрации Ленинского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от дата N ... -р Р.А.Т. включена в список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений вне очереди, как граждан страдающих тяжелым хроническим заболеванием. Согласно справке МСЭ-2012 N ... Р.А.Т. установлена инвалидность ... группы.
До настоящего времени жилое помещение Р.А.Т. не предоставлено. Собственником объектом недвижимости Р.А.Т. не является, что подтверждается справкой Территориального участка г. Уфы ГУП БТИ Республики Башкортостан от дата N ... , уведомлением Управления Россрестра по Республике Башкортостан от дата N ...
Просил возложить на администрацию обязанность предоставить Р.А.Т. благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения с учётом права пользования дополнительной жилой площадью.
Судом постановленорешение, которым исковые требования прокурора Ленинского района г. Уфы Республики Башкортостан, действующего в интересах Р.А.Т., удовлетворены. На администрацию возложена обязанность по предоставлению Р.А.Т. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте г. Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, с учётом права на пользование дополнительной жилой площадью, но не менее 28 кв.м общей площади.
В апелляционной жалобе администрацией ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, не соответствующего нормам материального права.
В судебное заседание истец Р.А.Т., представители администрации, Правительства Республики Башкортостан не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением. По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объём своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по собственному усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лиц, извещённых в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим оставлению без изменения.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 8, статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 4 частью 1 статьи 51, пунктом 3 частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", статьёй 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов), исходил из наличия у Р.А.Т. права на получение вне очереди жилого помещения в соответствии с нормами предоставления по договору социального найма, с учётом права на дополнительную жилую площадь, поскольку Р.А.Т. признана малоимущей и включена в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договорам социального найма во внеочередном порядке, по причине наличия хронического заболевания.
Судебная коллегия считает указанные выводы суда законными и обоснованными.
Исходя из положений указанных правовых норм, а также положений постановлений Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 и от 21 декабря 2004 г. N 817, утверждены Перечни тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание в одной квартире, а также заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований истца.
При этом суд правильно исходил из того, что Р.А.Т. имеет тяжёлую форму хронического заболевания, указанного в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, утверждённом вышеназванным постановлением N 378, при котором с ней совместное проживание граждан в одной квартире невозможно. При наличии такого заболевания истец, помимо указанного, обладает правом на дополнительную площадь.
Довод апелляционной жалобы о том, что согласно действующему законодательству возложение обязанности об обеспечении таких категорий граждан, как Р.А.Т., может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, судебная коллегия находит несостоятельным.
Согласно преамбуле Закона о социальной защите инвалидов предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьёй 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учёт после 01 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17 декабря 2009 г. N 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями статей 14, 50 Федерального закона от 16 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также положениями статей 14, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учёту граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
В силу статей 135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона от 16 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжёлыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учёт после 01 января 2005 г., подлежит финансированию за счёт субъектов Российской Федерации.
Обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 16 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьёй 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В данном случае Р.А.Т. обратилась в администрацию Ленинского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, и состоит на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях, признана малоимущей. В связи с чем суд обоснованно возложил на администрацию обязанность по предоставлению истцу жилого помещения с учётом её права на дополнительную жилую площадь.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, вследствие чего оснований, предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Кадырова Э.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.