ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
дело N 3-176/2017
6 марта 2017 года г. Уфа
Верховный суд Республики Башкортостан в составе:
судьи Верховного суда Республики Башкортостан Старичковой Е.А.,
при секретаре Рафиенко Е.Р.,
с участием представителя административного истца Тяптина А.А. - Галимовой Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тяптина А.А. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства равной его рыночной стоимости, обязании внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости рыночную стоимость объекта недвижимости,
установил:
Тяптин А.А., являясь собственником ... здания общей площадью ... кв.м, кадастровый номер ... , расположенного по адресу: адрес, обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, мотивируя требование тем, что кадастровая стоимость здания в размере ... руб. по состоянию на 01.01.2015 года не соответствует его рыночной стоимости, определенной в отчете оценщика ... N ... от дата, подтвержденным заключением эксперта ... N ... от дата.
Рыночная стоимость объекта недвижимости определена оценщиком в размере ... руб. по состоянию на 01 января 2015 года. Данное обстоятельство нарушает законные интересы истца в части уплаты налога на принадлежащий объект недвижимости.
Истец просил установить кадастровую стоимость нежилого здания в размере, установленном в Отчете по оценке, а также обязать внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости рыночную стоимость объекта недвижимости.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Галимова Е.Л. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просила установить кадастровую стоимость здания равной его рыночной стоимости согласно заключению эксперта в размере ... руб. по состоянию на 01 января 2015 года.
Лица, участвующие в деле о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и явка которых не признана судом обязательной.
Выслушав представителя административных истцов Галимову Е.Л., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
С 01.01.2015 введен новый порядок исчисления налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости (глава 32 Налогового Кодекса Российской Федерации). Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (абзац 2 пункта 1 статьи 402 Налогового Кодекса Российской Федерации).
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 142-з "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 01 января 2015 года установлена единая дата начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно статье 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Из материалов дела следует, что Тяптин А.А. является собственником ... здания с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата и выпиской из ЕГРП от дата (т.1 л.д.16).
Согласно кадастровому паспорту здания N ... от дата, а также в соответствии с техническим паспортом административного здания с инвентарным номером ... , объект недвижимого имущества - ... с кадастровым номером ... общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес, представляет собой двухэтажное здание ... постройки, поставлено на кадастровый учет 10 апреля 2009 года.
Результаты государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан по состоянию на 01 января 2015 года утверждены Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 ноября 2015 года N 496 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан по состоянию на 01 января 2015 года", опубликованным на официальном Интернет - портале правовой информации Республики Башкортостан 27.11.2015 года http://www.npa.bashkortostan.ru.
В соответствии с вышеуказанным постановлением кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости определена в размере ... руб. по состоянию на 01 января 2015 года согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости (т.1 л.д.19).
Оспаривая кадастровую стоимость объекта недвижимости, административный истец представил в материалы дела отчет оценщика ... N ... от дата, в соответствии с которым рыночная стоимость объекта капитального строительства определена в размере ... руб. по состоянию на 01 января 2015 года.
Соответствие указанного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям статьи 17.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, а также на подтверждение стоимости объекта оценки подтверждено положительным экспертным заключением эксперта ... N ... от дата.
Принимая во внимание значительное расхождение между кадастровой стоимостью объекта капитального строительства и его рыночной стоимостью, определенной в отчете по оценке, судом по ходатайству представителя административного истца назначена судебная экспертиза по установлению рыночной стоимости объекта капитального строительства, проведение которой поручено эксперту ... ФИО6
Согласно заключению эксперта ... ФИО6 от дата N ... рыночная стоимость объекта капитального строительства- административного здания определена в размере ... руб. по состоянию на 01 января 2015 года.
Суд при оценке заключения эксперта в порядке, предусмотренном ст.ст. 82,84 Кодекса административного судопроизводства РФ, в качестве одного из доказательств, не имеющего предопределяющего значения по настоящему делу, находит его достоверным и допустимым, учитывая, что в составе представленного экспертного заключения имеются сведения о квалификации эксперта, проводившего исследования. Требования, содержащиеся в ст.ст. 2, 3, 4, 6-8, 16 и 17, ч.2 ст.18, ст.ст. 24 и 25 Федерального Закона от 31.05.2011 г. N 73-ФЗ (в редакции от 25.11.2013г.) "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", предъявляемые к судебно-экспертным учреждениям, не являющихся государственными судебно-экспертными учреждениями, соблюдены. Эксперт предупрежден в установленном законом порядке об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение научно обосновано, составлено с учетом представленных эксперту документов об объекте оценки, не имеет противоречий. Оценщик использовал метод сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, метод капитализации чистого операционного дохода в рамках доходного подхода и определилитоговую рыночную стоимость объекта оценки, согласовав результаты, полученные в рамках выбранных подходов. В заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, копии материалов и распечаток.
Изучив заключение эксперта, учитывая, что рыночная стоимость объекта капитального строительства установлена экспертным путем в ходе назначенной судом экспертизы, принимая во внимание, что доказательства недостоверности выводов эксперта лицами, участвующими по делу, не представлены, суд приходит к выводу о признании экспертного заключения надлежащим доказательством по делу об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, определенной судебной экспертизой.
При этом суд принимает во внимание, что доказательств, опровергающих изложенные в экспертном заключении выводы, участвующими в деле лицами не представлено.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 24 постановления от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", применительно к положениям статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Требование административного истца об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равном его рыночной стоимости, удовлетворению не подлежит, поскольку такая обязанность у кадастрового органа возникает в силу закона.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Основанием для совершения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" действий по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости, связанных с определением кадастровой стоимости земельного участка, является судебный акт.
При таких данных, оснований для удовлетворения требований Тяптина А.А. в этой части не имеется; кроме того, суд учитывает, что факт неправомерного уклонения ФГБУ "ФКП Росреестра" (филиала по Республике Башкортостан) от внесения сведений об изменении кадастровой стоимости отсутствует.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Тяптина А.А. об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства равной его рыночной стоимости удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства - ... здания с кадастровым номером ... , общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: адрес, в размере его рыночной стоимости ... руб. по состоянию на 1 января 2015 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта капитального строительства считать 23 декабря 2016 года.
В удовлетворении требования об обязании административного ответчика внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости объекта капитального строительства, равной его рыночной стоимости отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п Е.А. Старичкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.