Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Басангова Н.А.,
судейЛиджиева С.В., Панасенко Г.В.,
при секретаре Клиповой Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Долтаевой Айсы Ивановны в интересах несовершеннолетней А.К.Д. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о возложении обязанности предоставить жилое помещение из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия по договору социального найма вне очереди по апелляционной жалобе представителя ответчика Додгаева Д.Л. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 19 декабря 2016 г.
Заслушав доклад судьи Панасенко Г.В. об обстоятельствах дела, объяснения представителя ответчика Додгаева Д.Л., поддержавшего доводы жалобы, возражения законного представителя Акугиновой К.Д. - Долтаевой А.И., судебная коллегия
установила:
Долтаева А.И., действующая в интересах несовершеннолетней А.К.Д., обратилась в суд с указанным иском, мотивируя следующим.
Ее дочь - А..К.Д., родившаяся ** ххх **** г., является ребенком-инвалидом, страдает тяжелой формой хронического заболевания (код заболевания ***), которое подпадает под действие постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире". Вместе с дочерью они зарегистрированы и проживают в жилом помещении, принадлежащем родственникам, собственного жилья или по договору социального найма не имеют. ** ххх **** г. А.К.Д. была поставлена администрацией г. Элисты на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди. С заявлением о предоставлении жилого помещения ребенку она обратилась в Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, однако до настоящего времени ответа на него не получила, жилье дочери не предоставлено. С учетом приведенных обстоятельств просила суд обязать ответчика предоставить А.К.Д. из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия жилое помещение по договору социального найма вне очереди с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В судебном заседании истец Долтаева А.И., действующая в интересах несовершеннолетней А.К.Д., заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика - Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Додгаев Д.Л. просил в иске отказать.
Представитель третьего лица - Администрации г.Элисты, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
В порядке ст.167 ГПК РФ суд признал возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 19 декабря 2016 г. исковые требования Долтаевой А.И., действующей в интересах несовершеннолетней А.К.Д., удовлетворены. На Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия возложена обязанность предоставить Акугиновой К.Д. вне очереди по договору социального найма жилое помещение из государственного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м. с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Додгаев Д.Л. просит решение суда отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия А.К.Д., как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, и подпадающему под действие постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, возможно в случае, когда это предусмотрено законодательством Республики Калмыкия. Действующим Законом Республики Калмыкия от 3 ноября 2011 г. N296-IV "О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных отношений" определены категории граждан, которым предоставляются жилые помещения по договору социального найма из регионального жилищного фонда, однако в их числе не значатся лица, к которым относится несовершеннолетняя А.К.Д. В этой связи на ответчике не лежит обязанность по предоставлению жилья последней. Кроме того, список лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, органом местного самоуправления ответчику не представлен.
Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из интересов законности, в целях защиты прав и законных интересов участников гражданских правоотношений судебная коллегия считает необходимым выйти за пределы доводов апелляционной жалобы и проверить решение суда первой инстанции в полном объеме ввиду нарушения судом норм материального права и в целях защиты прав и законных интересов участников гражданских правоотношений.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, А.К.Д., родившаяся ** ххх **** г., является ребенком-инвалидом, страдает тяжелой формой хронического заболевания (код заболевания ***), которое подпадает под действие постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Вместе с матерью - Долтаевой А.И. она зарегистрирована и проживает в жилом помещении, принадлежащем родственникам, собственного жилья и по договору социального найма семья не имеет.
** ххх **** г. А.К.Д. поставлена администрацией г. Элисты на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди.
После этого Долтаева А.И., как законный представитель А.К.Д., обратилась в Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия с заявлением о предоставлении жилья дочери из жилищного фонда Республики Калмыкия, однако ответа на свое обращение не получила, жилое помещение ребенку не предоставлено.
В связи с этим Долтаева А.И. обратилась в суд с иском в интересах несовершеннолетней А.К.Д. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о возложении на него обязанности по предоставлению вне очереди по договору социального найма жилого помещения из государственного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м. с учетом права ребенка на дополнительную жилую площадь.
Удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался положениями ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что Акугинова К.Д., являющаяся инвалидом с детства, страдающая тяжелой формой хронического заболевания, включенного в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, и поставленная на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 г., имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда.
С такими выводами суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе РФ, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3).
При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (ч. 4).
Согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, и граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством РФ перечне (п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Как указано выше, А.К.Д. является ребенком - инвалидом, страдающим таким хроническим заболеванием.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (ст. 17). До 1 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с Жилищным кодексом РФ, вступившим в силу с указанной даты.
Таким образом, поскольку Жилищный кодекс РФ и федеральный закон, региональное законодательство, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке А.К.Д. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, то ее право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, то есть в случае признания малоимущей, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
Из материалов дела видно, что документы, подтверждающие право А.К.Д. для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с учетом требований указанных выше положений жилищного законодательства, в материалах дела отсутствуют и суду не были представлены. А.К.Д. при постановке на указанный учет в установленном законом порядке малоимущей не признана.
Наличие же заболевания, входящего в установленный Правительством РФ перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, само по себе не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма А.К.Д. по правилам п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
Порядок признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма установлен Законом Республики Калмыкия от 3 ноября 2011 года N 296-IV-3 "О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных правоотношений".
Согласно положениям ст. 6 данного Закона признание граждан малоимущими, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления на основании заявления гражданина, к которому прилагаются документы, необходимые для определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Данных об обращении А.К.Д. и ее законных представителей с таким заявлением с приложением соответствующих документов в орган местного самоуправления материалы дела не содержат, не указывает на это и истец.
С учетом изложенного, у суда первой инстанции не имелось оснований для возложения на ответчика обязанности по внеочередному предоставлению истцу жилой площади из государственного жилищного фонда по договору социального найма.
Допущенные судом нарушения норм материального права являются основанием для отмены судебного решения и принятия нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 19 декабря 2016 года отменить.
В удовлетворении иска Долтаевой Айсы Ивановны в интересах несовершеннолетней А.К.Д. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о возложении обязанности предоставить из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия жилое помещение по договору социального найма вне очереди с учетом права на дополнительную жилую площадь отказать.
Председательствующий Н.А. Басангов
Судьи С.В. Лиджиев
Г.В. Панасенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.