Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
судьи-председательствующего Шовгуровой Т.А.
судей Дорджиева Б.Д. и Джульчигиновой В.К.
при секретаре Иванове С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 ноября 2016 г. по гражданскому делу по иску Хан Г. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
Заслушав судью-докладчика Джульчигинову В.К., объяснения представителя Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Додгаева Д.Л., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя истца Хан Е.В., объяснение представителя Администрации г.Элиста Челянова Э.В., судебная коллегия
установила:
Хан Г. обратился в суд с иском к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия (далее - Министерство) об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
В обоснование иска указал, что он является инвалидом Х группы, страдает заболеванием (код ХХ), в связи с которым имеет право на получение вне очереди жилого помещения предоставляемого по договору социального найма с учетом дополнительной площади. Он состоит на учете в Администрации г. Элисты в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с 19 июня 2013 года. Просил обязать ответчика предоставить ему жилое помещение по договору социального найма вне очереди с учётом права на дополнительную жилую площадь.
Истец Хан Г., извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. Его представитель Хан Е.В. исковые требования подержала, просила удовлетворить.
Представитель Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Манжиков Б.В. иск не признал и пояснил, что законодательством Республики Калмыкия не предусмотрено предоставление жилых помещений из государственного жилищного фонда республики по Перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378. В соответствии со ст. 14, 16 Федерального закона "Об общих принципах самоуправления в РФ" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным законом осуществляется населением и органами местного самоуправления самостоятельно. К таким вопросам относятся, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Аналогичные положения содержатся в Жилищном кодексе РФ.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация г. Элиста, извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд своего представителя не направила.
В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 ноября 2016 года исковое заявление удовлетворено. На Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия возложена обязанность предоставить Хан Г. вне очереди по договору социального найма жилое помещение из государственного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м. с учетом права на дополнительную площадь.
Определением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 января 2017 года Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия восстановлен пропущенный процессуальный срок для обжалования указанного решения.
В апелляционной жалобе Додгаев Д.Л., представитель Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в иске, ссылаясь на доводы, приведенные представителем ответчика в судебном заседании. При этом дополнил, что истец в Министерство с заявлением о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма с учетом дополнительной площади не обращался. В адрес ответчика от Администрации г.Элиста список лиц, имеющих право на получение жилья из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия, не поступал, потому между Министерством и Хан отсутствует предмет спора. Возлагая на Министерство обязанность предоставить истцу жилое помещение из государственного жилищного фонда республики по договору социального найма вне очереди, суд подменил собой орган местного самоуправления в лице Администрации г.Элиста и орган исполнительной власти республики в лице Министерства. Понуждение ответчика к совершению указанных действий является ограничением законодательством полномочий и нарушает установленный ст. 10 Конституции РФ принцип разделения властей.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства Додгаев Д.Л., поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и вынести по делу новое решение об отказе в иске.
Истец Хан Г., извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился. Его представитель Хан Е.В., возражая против апелляционной жалобы, просила решение суда отставить без изменения.
Представитель третьего лица Администрации г. Элиста, не заявляющей самостоятельных требований относительно предмета спора, Челянов Э.В. оставил решение вопроса по апелляционной жалобе на усмотрение суда.
В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Проверив материалы дела, учетное дело Хан Г., представленное Администрацией г.Элиста, заслушав объяснения представителя Министерства Додгаева Д.Л., возражения представителя истца Хан Е.В., объяснения представителя Администрации г. Элиста Челянова Э.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с абз. 1 ч. 1 и абз. 2 ч.2 ст. 327, 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Судом установлено, что Хан Г. является инвалидом Х группы. По заключению Республиканской врачебной комиссии БУ "Республиканская больница им П.П. Жемчуева" N 479 от 31 марта 2016 г. он страдает заболеванием, имеющим код ХХ. Данное заболевание включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378. Он имеет право на внеочередное получение жилья и с 19 июня 2013 года состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, под N 452, в собственности жилья не имеет. Доказательств, свидетельствующих о том, что он занимает жилое помещение по договору социального найма, в материалах дела не имеется. 04 октября 2016 г. Министерство социального развития, труда и занятости РК отказало истцу во внеочередном предоставлении социального жилья ввиду неурегулированности Республикой Калмыкией вопроса по обеспечению жильем указанной категории граждан, а также отсутствия государственного жилищного фонда Республики Калмыкия.
Учитывая изложенное, суд удовлетворил заявленные Хан Г. требования. При этом указал, что решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов возложено законодателем на государство. В целях реализации прав инвалидов обязанность по обеспечению жилыми помещениями нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, страдающих формами хронических заболеваний, возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Министерство предоставляет жилые помещения государственного жилищного фонда республики по договорам социального найма в соответствии с действующим законодательством.
С таким выводом суда согласиться нельзя.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 2 ст. 57, пункту 4 части 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.
Как видно по делу, истец, являющийся инвалидом Х группы, страдает заболеванием, имеющим код ХХ, включенным в вышеназванный Перечень.
Частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Статьей 6 Закона Республики Калмыкия от 3 ноября 2011 года N 296-IV-3 "О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных отношений" предусмотрено, что признание граждан малоимущими, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления на основании заявления гражданина, к которому прилагаются документы, необходимые для определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Закон Республики Калмыкия от 3 ноября 2011 года N 296-IV-З "О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных отношений", действующие на момент обращения Хан Г. в Администрацию г.Элиста с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма и не содержат нормативных положений, устанавливающих условия признания их нуждающимися в жилье вне зависимости от имущественного положения, то его право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, то есть в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Однако, документов, подтверждающих право Хан Г. состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма применительно к указанным выше положениям жилищного законодательства РФ и субъекта РФ, сведения о признании его органом местного самоуправления в установленном законом порядке малоимущим в материалах дела не имеется.
Принимая во внимание изложенное, а также то, что наличие заболевания, входящего в установленный Правительством Российской Федерации перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не является достаточным основанием для внеочередного предоставления жилья по договору социального найма, вывод суда о необходимости возложения на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязанности по внеочередному предоставлению истцу жилой площади государственного жилищного фонда следует признать постановленным без учета и установления всех юридически значимых обстоятельств по делу.
При таких данных у суда не имелось оснований для вывода о необходимости возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцу вне очереди жилого помещения государственного жилищного фонда по договору социального найма.
Принимая во внимание допущенные судом нарушения норм материального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе Хан Г. в иске.
Руководствуясь ч. 2 ст. 328, ст. 329, абз. 1 п.2 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 ноября 2016 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Хан Г. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди отказать.
Председательствующий Т.А. Шовгурова
Судьи Б.Д. Дорджиев
В.К. Джульчигинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.