Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Литюшкина В.И.,
судей Демидчик Н.В., Елиной Т.А.,
при секретаре Бобровой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 марта 2017 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия на решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 29 декабря 2016 г.
Заслушав доклад судьи Демидчик Н.В., судебная коллегия
установила:
Янгляева К.К. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста в связи с проживанием на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В обоснование иска указала, что в возрасте 54 лет обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста в связи с проживанием на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Решением ответчика от 31 октября 2016 г. N303829/16 ей отказано в назначении пенсии по старости из-за невозможности установить факт проживания заявителя на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Решение ответчика считает незаконным, поскольку с 27 августа 1983 г., то есть с момента регистрации брака с ФИО1, она проживала в селе Кривозерье Лямбирского района Республики Мордовия.
По этим основаниям просила суд:
установить факт её постоянного проживания в период с 26 апреля 1986 г. по 30 июня 1986 г. по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, село Кривозерье;
признать незаконным и отменить решение ответчика в части отказа в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 1 год в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом;
обязать ответчика назначить ей пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на 1 год с момента наступления права, то есть с 30 октября 2016 г.
Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 29 декабря 2016 г. иск удовлетворён.
Начальник Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Сурков Н.А. подал апелляционную жалобу на решение суда, указывая на то, что истцом не представлено допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих факт постоянного проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (л.д.68-70).
В судебном заседании представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Четвергова Е.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.
В судебном заседании Янгляева К.К. относительно апелляционной жалобы возразила.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 18 октября 2016 г. Янгляева К.К. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста в связи с постоянным проживанием на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Решением от 31 октября 2016 г. N303829/16 заявителю отказано в назначении пенсии.
Основанием для этого послужило то, что по представленным документам не возможно установить факт проживания заявителя на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем право на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста отсутствует (л.д.6).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции на основании оценки представленных доказательств по правилам статьи 67 ГПК РФ установил, что в период с 26 апреля 1986 г. по 30 июня 1986 г. истец проживала на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в селе Кривозерье Лямбирского района Республика Мордовия, и имеет право на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на один год.
Данные выводы суда основаны на правильном применении закона и соответствуют обстоятельствам дела.
Так, в силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (статья 34 указанного Закона).
При назначении гражданам пенсий по возрасту в соответствии со статьями 31 - 37 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" учитывается перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N1582, согласно которому дер. Кривозерье Лямбирского района Мордовской ССР до 01 февраля 1998 г. располагалось на территории, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, то есть относилось к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Для приобретения права на пенсию по старости по нормам статьи 10 Федерального закона N 166 от 15 декабря 2001 года, необходимо проживание на указанной территории с момента катастрофы (26 апреля 1986 г.) по 30 июня 1986 г. независимо от продолжительности такого проживания, либо проживание на этой территории после указанной даты в течение не менее 4 лет (для права на снижение пенсионного возраста на 1 год).
Как установлено судом, истица Янгляева (Куряева) К.К., родившаяся в селе Лямбирь Лямбирского района Республики Мордовия, 27.08.83 г. заключила брак с ФИО1, после чего стала проживать по месту жительства супруга в селе Кривозерье Лямбирского района, где была зарегистрирована 19.01.84 г.
Изложенные имеющие значение для дела обстоятельства кроме объяснений истицы подтверждаются свидетельством о заключении брака (л.д.13), копией домовой книги N7 по Кривозерьевскому сельскому Совету Лямбирского района с данными о регистрации истицы в указанном населенном пункте, (л.д.9), копией похозяйственной книги Кривозерьевского сельского совета за 1983-1985 годы, согласно которой в списке членов семьи ФИО2 значится Янгляева Клара Касимовна, "дата" года рождения, сноха, выбыла в село Лямбирь в 1987 г. (л.д.10-12).
Согласно представленной суду первой инстанции копии справки администрации Кривозерьевского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 18 февраля 2016 г. Янгляева К.К. проживала на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в с. Кривозерье Лямбирского района Республики Мордовия, "адрес", с 26 апреля 1986 г. по 1987 г.
Из копии свидетельства о рождении следует, что "дата" у истицы в селе Кривозерье Лямбирского района родился сын ФИО3, который также указан в похозяйственных книгах села Кривозерье за 1983-1985 г.г., в списке членов семьи ЯнгляеваХ.Х.
Факт проживания Янгляевой К.К. в спорный период в с. Кривозерье Лямбирского района, то есть на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО4 и ФИО5
Оценив указанные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ в их совокупности, суд первой инстанции правильно установилфакт проживания Янгляевой К.К. в период с 26 апреля 1986 г. по 30 июня 1986 г. в селе Кривозерье.
Изложенный в апелляционной жалобе ответчика довод об отсутствии в домовой книге сведений о дате снятия Янгляевой К.К. с регистрационного учета в селе Кривозерье не может явиться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку не исключает факта проживания истца до 1987 года в селе Кривозерье, подтвержденного исследованной совокупностью доказательств.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному и правильному выводу о том, что решение пенсионного органа об отказе заявителю в досрочном назначении страховой пенсии по заявленному основанию является незаконным.
Разрешая дело в обжалуемой части, суд первой инстанции правильно применил законодательство, регулирующее спорные отношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и надлежаще оценив доказательства.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют основания отказа пенсионного органа в назначении досрочной страховой пенсии истцу, по существу сводятся к иной оценке доказательств и отклоняются.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 29 декабря 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия без удовлетворения.
Судья-председательствующий В.И. Литюшкин
Судьи Н.В. Демидчик
Т.А. Елина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.