Судья Верховного Суда Республики Мордовия Тамаров Ю.П. при секретаре судебного заседания Епитифоровой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 15 марта 2017 г. в г. Саранске Республики Мордовия жалобу ФКУ ЛИУ- "N" УФСИН России по Республике Мордовия на решение судьи Теньгушевского районного суда Республики Мордовия от 19 января 2017 г.,
установил:
решением судьи Теньгушевского районного суда Республики Мордовия от 19 января 2017 г. постановление заместителя главного государственного инспектора по охране природы по Республике Мордовия Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия Вельмакиной В.А. от 04 августа 2016 г. "N"-юл по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия (далее - постановление от 04 августа 2016 г.) оставлено без изменения, жалоба ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия - без удовлетворения.
В жалобе на решение судьи от 19 января 2017 г. и постановление от 04 августа 2016 г. вр.и.о. начальника ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия Симаков С.В. просил решение судьи отменить, ссылаясь на то, что: превышение предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах стало возможным вследствие устаревшего оборудования очистных сооружений, однако ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия не является собственником данных сооружений и эти сооружения находятся в оперативном управлении учреждения, поэтому вследствие отсутствия средств на ремонт сооружений учреждение обратилось к вышестоящему органу - УФСИН России по Республике Мордовия с просьбой о дополнительном финансировании указанных затрат, однако до настоящего времени необходимые денежные средства не поступали, поэтому отсутствует вина учреждения в совершении указанного административного правонарушения; при составлении протокола об административном правонарушении от "адрес"-юл не было разрешено ходатайство о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия Иванова Е.Н. жалобу поддержала по доводам в ней изложенным, дополнительно пояснила, что в результате сброса сточных вод, содержащих загрязняющие вещества, превышающие предельно допустимые концентрации, никаких последствий не наступило, более того, учреждение оплачивает возмещение вреда окружающей среде в связи со сбросом сточных вод, содержащих загрязняющие вещества, превышающие предельно допустимые концентрации.
В судебном заседании представитель Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия Головастова О.Н. возразила относительно жалобы.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, прихожу к следующему.
Из материалов дела следует, что ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия на праве оперативного управления принадлежат очистные сооружения протяженностью 181 м, инвентарный N 89:251:002:000079810, расположенные адресу местоположения: "адрес"
На основании решения Минлесхоза Республики Мордовия от 30 января 2013 г. N 99 "О предоставлении водного объекта в пользование" ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия является водопользователем ручья Тасть. Целью водопользования является сброс сточных и (или) дренажных вод, срок - по 16 ноября 2017 г.
Данным решением установлены показатели максимального содержания загрязняющих веществ в хозяйственно-бытовых стоках, в частности, содержание взвешенных веществ не более 6,29 мг/куб.дм, БПК5 не более 2,0 мг/куб.дм, аммоний-ион не более 0,5 мг/куб.дм, железо общее не более 0,1 мг/куб.дм.
Разрешением Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия от 14 октября 2015 г. "N" ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия разрешено осуществлять сброс загрязняющих веществ в составе сточных и (или) дренажных вод, в установленном перечне и количестве, в частности, содержание взвешенных веществ не более 6,29 мг/куб.дм, БПК5 не более 2,0 мг/куб.дм, аммоний-ион не более 0,5 мг/куб.дм, железо общее не более 0,1 мг/куб.дм. Срок разрешения установлен по 16 ноября 2017 г.
Согласно информации о водопользователях, осуществляющих сброс сточных и (или) дренажных вод в поверхностные водные объекты, превышающий нормативно-допустимые показатели, представленной Минлесхозом Республики Мордовия за второй квартал 2016 г., и протоколу химического анализа сточных вод от 20 мая 2016 N 16 показатели содержания загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия, составили, в частности, взвешенных веществ - 8,5 мг/куб.дм, БПК5 - 43,5 мг/куб.дм, аммоний-ион - 12,55 мг/куб.дм, железо общее - 3,2 мг/куб.дм.
Постановлением от 04 августа 2016 г. ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты"
Оставляя данное постановление без изменения, судья районного суда пришёл к выводу о доказанности вины ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия в совершении вышеуказанного административного правонарушения, приняв в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении от 28 июля 2016 г. "N"-юл и иные материалы дела.
Данный вывод судьи районного суда основан на правильном применении закона.
Согласно части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 8.45 настоящего Кодекса, - влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трёх тысяч до четырёх тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "Об охране окружающей среды" для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Согласно частям 4 и 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
При таких обстоятельствах, следует, что ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия осуществило сброс в водный объект сточных вод, в которых содержание вредных веществ превышает предельно допустимые концентрации.
Проверяя законность и обоснованность постановления от 04 августа 2016 г., судья районного суда правильно применил нормы материального права, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.
Административное наказание назначено в пределах санкции, установленной частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учётом заслуживающих внимания обстоятельств.
Доводы жалобы об отсутствии вины учреждения в совершении административного правонарушения, отклоняются, поскольку в соответствии с решением Минлесхоза Республики Мордовия от 30 января 2013 г. N 99 "О предоставлении водного объекта в пользование" сброс сточных вод осуществляет ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия, которое обязано соблюдать установленные этим решением показатели максимального содержания загрязняющих веществ в хозяйственно-бытовых стоках.
Доводы жалобы о том, что при составлении протокола об административном правонарушении от 28 июля 2016 г. N 2397-02/07-юл не было разрешено ходатайство о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, отклоняются как основанные на неправильном истолковании закона, поскольку обстоятельства, препятствующие производству по делу, устанавливаются уполномоченным лицом при разрешении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, и при их отсутствии дело подлежит возбуждению, при этом ходатайства о прекращении производства по делу сводятся к выражению позиции лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, и не препятствуют дальнейшему рассмотрению дела.
Доводы представителя Ивановой Е.Н. также отклоняются, поскольку объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит не в причинении вреда окружающей среде, а в нарушении требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
По настоящему делу имеет место нарушение требований к охране водного объекта, согласно которым запрещается сброс сточных вод, содержащих загрязняющие вещества, превышающие установленные предельно допустимые концентрации. При этом возмещение вреда окружающей среде, производимое ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия, не освобождает от административной ответственности за нарушение указанных требований.
Таким образом, обжалуемое судебное постановление является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9, 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора по охране природы по Республике Мордовия Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия Вельмакиной В.А. от 04 августа 2016 г. "N"-юл и решение судьи Теньгушевского районного суда Республики Мордовия от 19 января 2017 г. оставить без изменения, жалобу ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано путём подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя суда.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия Ю.П. Тамаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.