Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Сафина Ф.Ф.
судей Гибадуллиной Л.Г.
Субхангулова А.Н.
с участием прокурора Кулясовой Р.Я.
при секретаре Медведевой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Туймазинского межрайонного прокурора Республики Башкортостан к административному ответчику судебному приставу-исполнителю Туймазинского межрайонного отдела судебных приставов Управления ФССП по адрес М.М.В., административным соответчикам Туймазинскому межрайонному отделу судебных приставов Управления ФССП по адрес, Управлению Федеральной службы судебных приставов по адрес о признании бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным,
по по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы судебных приставов по адрес на решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
административный иск Туймазинского межрайонного прокурора Республики Башкортостан к административному ответчику судебному приставу-исполнителю Туймазинского межрайонного отдела судебных приставов Управления ФССП по адрес М.М.В., административным соответчикам Туймазинскому межрайонному отделу судебных приставов Управления ФССП по адрес, Управлению Федеральной службы судебных приставов по адрес о признании бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным, удовлетворить полностью.
Признать бездействие судебного пристава-исполнителя Туймазинского межрайонного отдела судебных приставов Управления ФССП по адрес М.М.В. по исполнительному производству N ... -ИП об обязании Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан предоставить вне очереди В.И.Р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ней договор социального найма специализированного помещения сроком на 5 лет - незаконным.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Гибадуллиной Л.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Туймазинский межрайонный прокурор РБ обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Туймазинского межрайонного отдела судебных приставов УФССП по РБ М.М.В., Туймазинскому межрайонному отделу судебных приставов УФССП по РБ, УФССП России по РБ о признании бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным, в обоснование заявленных требований указав следующее.
Туймазинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об исполнительном производстве в службе судебных приставов Туймазинского межрайонного отдела судебных приставов по РБ, в ходе которой установлено, что дата судебным приставом - исполнителем М.М.В. возбуждено исполнительное производство N ... -ИП на основании исполнительного листа, выданного Туймазинским районным судом РБ об обязании администрации муниципального района адрес предоставить вне очереди В.И.Р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключения договора найма специализированного помещения на 5 лет.
дата постановление о возбуждении исполнительного производства направлено должнику по почте.
дата, дата, дата и дата судебным приставом-исполнителем М.М.В. формально в адрес главы Администрации муниципального района С.А.Р. направлены требования об исполнении решения суда в пятидневный срок с момента вручения и предупреждение об уголовной и административной ответственности в случаи неисполнения решения суда и требования судебного пристава-исполнителя. Иные исполнительные действия по данному исполнительному производству не производилось, в том числе, меры административного, либо уголовного воздействия в связи с неисполнением решения суда не применялись, исполнительный документ до настоящего времени не исполнен.
Ввиду безответственного отношения к исполнению своих служебных обязанностей судебного пристава-исполнителя М.М.В. и должного контроля со стороны руководства, какие-либо значимые действия, направленные для принудительного исполнения судебного решения об обязании Администрации муниципального района адрес предоставить вне очереди В.И.Р. благоустроенное жилое помещение не предприняты.
Судебным приставом-исполнителем М.М.В. исполнительные действия и меры принудительного исполнения, предусмотренные статьей 64 Закона в течение 16 месяцев (с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата и с дата по дата) не принимались. Длительное бездействие по исполнению вышеуказанного исполнительного документа нарушает жилищные права В.И.Р. Факт приобретения Администрацией квартир, а также
сведения о заключении Государственного контракта на приобретение жилья
В.И.Р. не проверен.
Прокурор просил признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Туймазинского межрайонного отдела судебных приставов Управления ФССП по адрес М.М.В. по исполнительному производству N ... об обязании администрации муниципального района адрес предоставить вне очереди В.И.Р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ней договор социального найма специализированного помещения сроком на 5 лет - незаконным.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Управлением Федеральной службы судебных приставов по адрес ставится вопрос об отмене решения по тем основаниям, что в рассматриваемом случае круг лиц, в интересах которых предъявлен указанный выше административный иск, является определенным ? В.И.Р. Данные о том, что указанное лицо не имеют возможности самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав, отсутствуют. В связи с указанными обстоятельствами суду первой инстанции надлежало придти к выводу о том, что обращение с данным административным иском не соответствует положениям статьи 35 КАС РФ. Кроме того, судом первой инстанции допущено нарушение положений частей 2 и 3 статьи 227 КАС РФ, в частности - в резолютивной части оспариваемого решения суда не указано, какие именно исполнительные действия, меры по принудительному исполнению требований исполнительного документа в отношении должника судебный пристав-исполнитель М.М.В. должен принять в целях устранения допущенных нарушений.
Изучив материалы дела, заслушав прокурора, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании положений статей 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (часть 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, (пункт 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, предполагается, что для удовлетворения требования о признании решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконным, необходимо установление его противоправности и одновременно факта нарушения прав административного истца.
Согласно статье 4 Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", статьями 12 и 13 Федерального закона от дата N 118-ФЗ "О судебных приставах" исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.
Согласно статье 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Федеральным законом (часть 1); если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного Федерального закона (часть 11); срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено данным Федеральным законом (часть 12).
Исходя из положений статьи 64 Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии со статьей 105 Федерального закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1).
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (часть 2).
Судом первой инстанции установлено, что дата судебным приставом-исполнителем М.М.В. возбуждено исполнительное производство N ... -ИП на основании исполнительного листа, выданного Туймазинским районным судом Республики Башкортостан об обязании администрации муниципального района адрес предоставить вне очереди В.И.Р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключения договора найма специализированного помещения на 5 лет.
В ходе изучения данного исполнительного производства установлено, что судебным приставом - исполнителем М.М.В. только дата, дата, дата и дата в адрес главы Администрации муниципального района направлены требования об исполнении решения суда в пятидневный срок. В требовании указывалось, что за неисполнение указанных требований должностное лицо будет привлечено к административной или уголовной ответственности.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что администрация района проигнорировала законные требования пристава-исполнителя и в установленный срок не исполнила решение суда, при этом судебным приставом-исполнителем М.М.В. меры административного воздействия в отношении должностных лиц адрес приняты не были, что свидетельствует об отсутствии должной требовательности со стороны судебного пристава-исполнителя М.М.В.
Предусмотренные законом меры принудительного исполнения к должнику не принимались, судебное решение по настоящее время не исполнено. Судебным приставом исполнителем М.М.В. не проверен факт приобретения администрацией квартир, не затребованы сведения о заключении Государственного контракта на приобретение жилья В.И.Р.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования прокурора, исходил из того, что исполнительные действия и меры принудительного исполнения, предусмотренные статьей 64 Федерального закона, судебным приставом-исполнителем М.М.В. в течение 16 месяцев не предпринимались (с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата и с дата по дата), в связи с чем правильно признал бездействие пристава-исполнителя незаконным.
Действия судебного пристава не соответствуют целям и задачам, преследуемым Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и нарушают право В.И.Р. на своевременное исполнение требований исполнительного документа.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, о том, что судебным приставом-исполнителем М.М.В. было допущено незаконное бездействие, поскольку в нарушении требований Федерального закона "Об исполнительном производстве" не были предприняты все предусмотрительные законом меры, направленные на полное и своевременное исполнение требований исполнительного документа, что по существу привело к нарушению прав и законных интересов В.И.Р., и фактически сделало вступившее в законную силу решение суда не действующим в течение длительного времени.
Суд первой инстанции, проанализировав нормы права, регулирующие возникшие спорные правоотношения, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований межрайонного прокурора.
Выводы суда первой инстанции подробно мотивированы, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда, иной оценке установленных по делу обстоятельств и направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 306, 307, 308, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по адрес - без удовлетворения.
Председательствующий Сафин Ф.Ф.
Судьи Гибадуллина Л.Г.
Субхангулов А.Н.
Справка: судья Сосновцева С.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.