Верховный суд Республики Башкортостан
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Уфа 14 февраля 2017 года
Верховный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Михляевой Г.А.
при секретаре Шакировой Г.Р.
с участием представителя ООО "Торгово-Рыночный Комплекс" г. Давлеканово Исмагилова Э.С.,
в открытом судебном заседании по административному делу по административному иску ООО "Торгово-Рыночный Комплекс" г. Давлеканово к ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торгово-Рыночный Комплекс" г. Давлеканово (далее ООО "Торгово-Рыночный Комплекс" г. Давлеканово) обратилось в Верховный суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, указав в обоснование своих требований, что является собственником земельных участков: с кадастровым номером N ... общей площадью 2427 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "под торговый рыночный комплекс", расположенного по адресу: адресБ; N ... общей площадью 410 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "под торговый рыночный комплекс", расположенного по адресу: адресГ; N ... общей площадью 2053 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "под торговый рыночный комплекс", расположенного по адресу: адрес; N ... общей площадью 540 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "под торговый рыночный комплекс", расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Давлекановский район, г. Давлеканово, ул. Коммунистическая, д. 3В. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.11.2015 N 482 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Башкортостан, кроме городских округов города Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район, и кадастровая стоимость земельных участков кадастровыми номерами N ... по состоянию на 01.01.2015 года установлена в размере соответственно 14555519,91 руб., 2452980,80 руб., 12267147,19 руб., 3228643,80 руб. Согласно выполненному ООО "Агран-бизнес оценка" отчету об оценке от 27.07.2016 N31-16К рыночная стоимость спорных земельных участков на эту дату составляет соответственно 827000 руб., 156000 руб., 700000 руб., 200000 руб. Считает, что установленная кадастровая стоимость земельного участка завышена, что нарушает его права, так как ведет к необоснованному увеличению размера арендной платы. Просит установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми N ... равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2015 года в размере соответственно 827000 руб., 156000 руб., 700000 руб., 200000 руб.
В судебное заседание представители административных ответчиков, заинтересованных лиц не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании 14.02.2017 г. представитель ООО "Торгово-Рыночный Комплекс" г. Давлеканово административное исковое заявление поддержал, просил удовлетворить иск. Против выводов эксперта, проведшего исследование участка по определению суда, не возражал, заключение его не оспорил. Указал, что с выводами эксперта согласен. Пояснил, что установление кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной необходимо для уменьшения размера налогов. Просил установить кадастровую стоимость спорных земельных участков равной их рыночной стоимости с учетом проведенной экспертизы.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан в письменном ответе от 19.12.2016 г. N 11268 сообщило, что земельные участки с кадастровыми номерами N ... поставлены на государственный кадастровый учет 08.12.2014 г. с видом разрешенного использования: "под торгово-рыночный комплекс", площадью соответственно 24271 кв.м., 410 кв.м., 2053 кв.м., 540 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов. В 2015 году проведен очередной тур работ по актуализации ГКОЗ населенных пунктов Республики Башкортостан, кроме городских округов города Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район. Результаты ГКОЗ определены по состоянию на 01.01.2015 г. и утверждены Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.11.2015 N 482. Вышеуказанные земельные участки были отнесены к 5-ой оценочной группе видов разрешенного использования. В результате выполненных работ кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N ... составила в размере соответственно 14555519,91 руб., 2452980,80 руб., 12267147,19 руб., 3228643,80 руб. (л.д.200-203 т.1).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит требование административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости подлежащим удовлетворению.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 ГК Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В силу ч. 5 ст. 1, ч. 5 ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В силу пункта 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно положениям ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу положений абзацев 3, 4, 5 статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Исходя из положений статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 3 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 1 марта 2011 г. N 275-О-О и от 3 июля 2014 г. N 1555-О, установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель, тем самым действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 3 июля 2014 г. N 1555-О правовое регулирование, закрепляющее использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методов массовой оценки, но не исключающее использование индивидуально определенной рыночной стоимости, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равного налогообложения и не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу. Преимущество же применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о рыночной стоимости земельного участка.
При этом определение кадастровой стоимости в размере рыночной обусловлено исключительно выбором иной модели ее исчисления и не означает оспаривание достоверности государственной кадастровой оценки земельного участка и законности акта об ее утверждении.
Установлено, что ООО "Торгово-Рыночный Комплекс" г. Давлеканово на основании постановления Администрации муниципального района Давлекановский район РБ от 03.12.2014 г. N ... является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N ... , расположенных по адресу: адрес о чем ему выданы свидетельства о государственной регистрации права от дата (л.д. 15-18 т.1).
Материалами дела подтверждается, что земельные участки с кадастровыми номерами N ... общей площадью соответственно 24271 кв.м., 410 кв.м., 2053 кв.м., 540 кв.м., категории земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "под торгово-рыночный комплекс", расположенные по адресу: адрес поставлены на государственный кадастровый учет 08.12.2014г. (л.д. 104-114 т.2).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.11.2015 N 482 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Башкортостан, кроме городских округов города Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район, определенные по состоянию на 1 января 2015 года.
Указанный акт является общедоступным документом, размещен на официальных информационных сайтах, а также в правовой системе "КонсультантПлюс".
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N ... в соответствии с приведенным выше постановлением Правительства Республики Башкортостан определена по состоянию на 01 января 2015 г. и составила соответственно 14555519,91 руб., 2452980,80 руб., 12267147,19 руб., 3228643,80 руб., что также подтверждается кадастровыми справками о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 28.11.2016 г. (л.д. 11-14 т.1).
ООО "Торгово-Рыночный Комплекс" г. Давлеканово просит установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N ... равной их рыночной стоимости, что, принимая во внимание порядок исчисления налога на землю, исходя из данных государственного кадастра недвижимого имущества о кадастровой стоимости земельного участка, затрагивает права заявителя, как плательщика земельного налога.
Заявителем предоставлен отчет от 27.07.2016 N31-16К об определении рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N ... выполненный ООО "Агран-бизнес оценка", согласно которому рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01 января 2015 г. составляет соответственно 827000 руб., 156000 руб., 700000 руб., 200000 руб. (л.д.22-136 т.1).
Соответствие указанного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, а также стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в отчете об оценке, подтверждены положительным экспертным заключением от 23.08.2016 г. N189/2016/Уфа/1 эксперта Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" (л.д.137-159 т.1).
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан от 15.11.2016г. N 881 отклонено заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, поступившее в комиссию 19.10.2016 г. (л.д.165-167 т.1).
Определением Верховного суда Республики Башкортостан от 21.12.2016 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка, проведение которой поручено экспертам ООО "Ребус", на разрешение эксперта постановлен вопрос об определении по состоянию на 01.01.2015 года рыночной стоимости земельных участков: с кадастровым номером N ... общей площадью 2427 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "под торговый рыночный комплекс", расположенного по адресу: адресБ; с кадастровым номером N ... общей площадью 410 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "под торговый рыночный комплекс", расположенного по адресу: адресГ; с кадастровым номером N ... общей площадью 2053 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "под торговый рыночный комплекс", расположенного по адресу: адрес; с кадастровым номером N ... общей площадью 540 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "под торговый рыночный комплекс", расположенного по адресу: адресВ.
Согласно заключению эксперта ООО "Ребус" от 19.01.2017 года N 12.5-16 рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N ... составляет соответственно 1187000 руб., 234000 руб., 1020000 руб., 300000 руб. (л.д.2-85 т.2).
Достоверность данных, содержащихся в заключении эксперта ООО "Ребус" от 19.01.2017 года N 12.5-16, лицами, участвующими в деле, в судебном заседании 14.02.2017 года не оспорена, какие-либо доводы, свидетельствующие о несоответствии заключения эксперта ООО "Ребус" от 19.01.2017 года N 12.5-16 установленным требованиям лицами, участвующими в деле, которые не были лишены возможности ознакомления с экспертным заключением, не приведены.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Суд, оценивая заключение эксперта ООО "Ребус" от 19.01.2017 года N 12.5-16 и отчет от 27.07.2016 N31-16К об определении рыночной стоимости земельных участков, выполненный ООО "Агран-бизнес оценка", представленные в качестве доказательств по настоящему делу, приходит к выводу о необходимости использования в качестве обоснования рыночной стоимости заключения эксперта ООО "Ребус" от 19.01.2017 года N 12.5-16, поскольку оно соответствует предъявляемым требованиям, находит его достоверным, допустимым, относимым и достаточным. Требования, содержащиеся в ст.ст. 2, 3, 4, 6-8, 16 и 17, ч.2 ст.18, ст.ст. 24 и 25 Федерального Закона от 31.05.2011 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", предъявляемые к судебно-экспертным учреждениям, не являющихся государственными судебно-экспертными учреждениями, экспертом соблюдены. Заключение подготовлено квалифицированным экспертом, компетенция эксперта проверена судом, который предупрежден в установленном законом порядке об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение оформлено надлежащим образом, научно обоснованно, составлено с учетом представленных эксперту документов об объекте оценки и доступных сведений об аналогах, не имеет противоречий, выводы эксперта представляются ясными и понятными, основаны на профессиональных знаниях и научных и практических источниках. При определении рыночной стоимости земельного участка экспертом произведены корректировки "на торг", "на площадь", "на местоположение" (л.д. 11-20 т.2).
С учетом изложенных обстоятельств, суд находит, что рыночную стоимость земельного участка необходимо установить с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта ООО "Ребус" от 19.01.2017 г. N 12.5-16.
Принимая во внимание значительное расхождение между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в экспертном заключении, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Оценивая в совокупности положения главы III.1 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, обратившийся с требованием о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета индивидуальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Как усматривается из материалов дела кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N ... установлена по состоянию на 01 января 2015 года, что подтверждается кадастровыми справками о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 28.118.2016 года (л.д. 11-14 т.1). На эту же дату экспертом определена рыночная стоимость земельных участков.
Исходя из части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность по доказыванию несоответствия заявленной ООО "Торгово-Рыночный Комплекс" г. Давлеканово рыночной стоимости земельного участка лежит на административных ответчиках.
Лицами, участвующими в деле, каких-либо доводов, позволяющих подвергать сомнению указанное заключение судебной экспертизы, не приведено, доказательств в опровержение данного заключения не представлено, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертизы не заявлено.
С учетом изложенного, права заявителя - собственника земельного участка, могут быть защищены с использованием такого способа как установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности ООО "Торгово-Рыночный Комплекс" г. Давлеканово, вытекающие из отношений по уплате налогов.
При таких обстоятельствах требования заявителя об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 24.18, 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Торгово-Рыночный Комплекс" г. Давлеканово к ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, поступившее в Верховный суд Республики Башкортостан 08.12.2016 года, после обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан 19 октября 2016 года, удовлетворить.
Установить по состоянию на 01 января 2015 года кадастровую стоимость земельных участков:
с кадастровым номером N ... общей площадью 2427 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "под торговый рыночный комплекс", расположенного по адресу: адресБ, равной его рыночной стоимости в размере 1187000 руб.;
с кадастровым номером N ... общей площадью 410 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "под торговый рыночный комплекс", расположенного по адресу: адресГ, равной его рыночной стоимости в размере 234000 руб.;
с кадастровым номером N ... общей площадью 2053 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "под торговый рыночный комплекс", расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости в размере 1020000 руб.;
с кадастровым номером N ... общей площадью 540 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "под торговый рыночный комплекс", расположенного по адресу: адресВ, равной его рыночной стоимости в размере 300000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Верховного суда
Республики Башкортостан Г.А. Михляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.