Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.В. Шакирьянова,
судей Л.Ф. Митрофановой, Р.Ш. Адиятуллина,
при секретаре судебного заседания А.Ф. Гильмутдиновой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.Ф. Митрофановой гражданское дело по апелляционной жалобе исполнительного директора некоммерческой организации "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан" Т.М. Абдуллина на решение Вахитовского районного суда г.Казани от 13 декабря 2016 года, которым постановлено:
исковые требования удовлетворить.
Возложить на некоммерческую организацию "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" обязанность оказать семье Л.А. Большаковой и А.В. Большакова государственную поддержку в размере неоплаченной части жилого помещения в соответствии с утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 июля 2007 года N 366 "О дальнейших мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" и совершенствованию порядка предоставления жилья в рамках республиканской государственной поддержки" "Порядком определения условий и сроков рассрочки платежей граждан для приобретения жилья по социальной ипотеке" в связи с рождением ребенка К.А. Большакова по договору социальной ипотеки N ... от 26 июня 2009 года.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения в поддержку жалобы представителя некоммерческой организации "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан" (далее по тексту НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан") Г.В. Гатауллиной, заслушав возражения против доводов жалобы Л.А. Большаковой и её представителя А.И. Габдрахимовой, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан С.Х. Сабурской,
установила:
Л.А. Большакова и А.В. Большакова обратились к НО "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" с иском об оказании государственной поддержки.
В обоснование заявленных требований указали, что 26 июня 2009 года они заключили договор социальной ипотеки с социально-ипотечным потребительским кооперативом "Строим будущее", действующим от имени НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан". В результате были приобретены 2 квартиры N ... и N ... по "адрес" общей площадью 80,6 кв.м. Стоимость квартир составила 2 216 500 рублей из расчета 27 500 рублей за один квадратный метр. За счет средств выделенных государственным сертификатом по поддержке многодетных семей истцами было погашено 1 985 500 рублей, за счет собственных средств 110 000 рублей. Остаток оплаты составил 121 000 рублей.
Согласно пункту 3.2.8 вышеуказанного договора, если после принятия на учет у семьи рождается ребенок, она получает государственную поддержку (направляемую на оплату стоимости жилого помещения) на сумму 200 000 рублей, но не более стоимости неоплаченной части жилого помещения на момент рождения ребенка. 23 июля 2015 года у А.В. Большакова родился сын К.А. Большаков, о чем неоднократно было сообщено ответчику для реализации государственной поддержки, предусмотренной в данном случае пунктом 3,2,8 вышеназванного договора. Письмом N8350 от 30 сентября 2016 года ответчик ответил отказом в компенсации при рождении ребенка, в виду того, что при постановке на учет не рассматривались основания постановки на учет семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, предусмотренные Постановлением N190 от 15 апреля 2005 года "Об утверждении Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан", не осуществлялось предварительное паенакопление и не принималось участие в конкурсе по выбору квартир с другими категориями граждан.
На этом основании просили суд: возложить на ответчика обязанность предоставить истцам государственную поддержку для оплаты стоимости жилого помещения в связи с рождением ребенка К.А. Большакова в размере 200 000 рублей.
В заседании суда первой инстанции Л.А. Большакова и ее представитель иск поддержали.
Истец А.В. Большаков в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика Г.В. Гатауллина в судебном заседании иск не признала.
Представитель третьего лица - уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан С.Х. Сабурская в судебное заседание не явилась, направила письменный отзыв, в котором поддержала исковые требования, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд, исковые требования удовлетворив, вынес решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе исполнительный директор НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан" Т.М. Абдуллин ставит вопрос об отмене решения суда. При этом отмечает, что истцы не относились к категории семей, вставших на учет по программе социальной ипотеки, а потому право на получение компенсации в связи рождением ребенка не приобрели. Заключенный же между сторонами договор социальной ипотеки служит только целям надлежащего оформления передачи жилого помещения в собственность истцов и не является основанием для предоставления республиканских мер государственной поддержки. Кроме того пункт договора, предусматривающий выплату при рождении ребенка 200 000 рублей, противоречит положениям постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 732 от 18 декабря 2007 года.
В возражениях на апелляционную жалобу уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан С.Х. Сабурская, приводя свои доводы в опровержение, просила решение суда оставить без изменения. При этом указала, что факт принятия семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по программе социальной ипотеки и заключение договора социальной ипотеки предоставляет право на получение государственной поддержки при рождении ребенка в сумме 200 000 рублей.
Представитель НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан" Г.В. Гатауллина апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержала.
Л.А. Большакова и её представитель А.И. Габдрахимова с доводами апелляционной жалобы не согласились.
В заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 2 разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Между тем указанным требованиям закона решение суда первой инстанции не соответствует.
Из материалов дела следует, что 26 июня 2009 года между семьей Большаковых и ответчиком был заключен договор социальной ипотеки N ... Истцам была оказана мера государственной поддержки в виде субсидии в размере 1 985 500 руб., которая была направлена на оплату стоимости квартир по договору социальной ипотеки: квартиры N ... и N ... по "адрес" общей площадью 80,6 кв.м. Стоимость квартир составила 2 216 500 руб. из расчета 27 500 рублей за один квадратный метр. Остаток оплаты составил 121 000 рублей. Согласно п. 3.2.8 вышеуказанного договора, если после принятия на учет у семьи рождается ребенок, она получает государственную поддержку (направляемую на оплату стоимости жилого помещения) на сумму 200 000 рублей, но не более стоимости неоплаченной части жилого помещения на момент рождения ребенка.
23 июля 2015 года у А.В. Большакова родился сын К.А. Большаков.
15 августа 2016 года ответчику было направлено заявление о включении в договор социальной ипотеки N ... от 26 июня 2009 года К.А. Большакова и списании неоплаченной части жилого помещения.
Письмом N 8350 от 30 сентября 2016 года ответчик отказал в оказании государственной поддержки в виде выплаты 200 000 рублей в счет компенсации при рождении ребенка в виду того, что при постановке на учет не рассматривались основания постановки на учет семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, предусмотренные Постановлением N190 от 15 апреля 2005 года "Об утверждении Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республики Татарстан", не осуществлялось предварительное паенакопление и не принималось участие в конкурсе по выбору квартир с другими категориями граждан.
Законом Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" предусмотрено введение социальной ипотеки, как меры государственной поддержки граждан путем ипотечного жилищного кредитования.
На основании части 5 статьи 13 этого Закона при рождении, а также при усыновлении (удочерении) каждого ребенка семье, реализующей право на жилище и зарегистрированной в качестве нуждающейся в государственной поддержке в улучшении жилищных условий, предоставляется право на оплату первоначального и текущего взносов за выкупаемое жилье в размерах, установленных законодательством.
В соответствии с пунктом 7 Порядка определения условий и сроков рассрочки платежей граждан для приобретения жилья по социальной ипотеке, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 августа 2007 года N 366, если после принятия на учет у семьи рождается ребенок, она получает государственную поддержку (направляемую на оплату стоимости жилого помещения) на сумму 200000 рублей, но не более стоимости неоплаченной части жилого помещения на момент рождения ребенка.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что договором социальной ипотеки от 26 июня 2009 года в случае если после принятия на учет у семьи рождается ребенок, у НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан" возникает обязанность оказать истцам государственную поддержку (направляемую на оплату стоимости жилого помещения) на сумму 200 000 рублей, но не более стоимости неоплаченной части жилого помещения на момент рождения ребенка.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 Правил осуществления выплат при рождении, а также при усыновлении (удочерении) каждого ребенка семье, реализующей право на жилище в соответствии с Законом Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" и зарегистрированной в качестве нуждающейся в государственной поддержке в улучшении жилищных условий, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 августа 2012 года N 748, получателями выплат при рождении, а также при усыновлении (удочерении) каждого ребенка семье, реализующей право на жилище в соответствии с Законом Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" и зарегистрированной в качестве нуждающейся в государственной поддержке в улучшении жилищных условий (далее - выплаты), являются граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005 N 190 "Об утверждении Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан".
В соответствии с пунктом 7 Порядка определения условий и сроков рассрочки платежей граждан для приобретения жилья по социальной ипотеке, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 августа 2007 года N 366, если после принятия на учет у семьи рождается ребенок, она получает государственную поддержку (направляемую па оплату стоимости жилого помещения) на сумму 200 000 рублей, но не более стоимости неоплаченной части жилого помещения на момент рождения ребенка. Указанное право признается отложенным и реализуется после внесения семьи в Реестр специализированной организации (некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан").
Как следует из материалов дела, семья Большаковых на учете по программе социальной ипотеки не состояла и не состоит, что сторонами по делу не отрицалось.
Право Л.А. Большаковой на квартиры возникло в порядке реализации программы по обеспечению жильем многодетных семей, предусмотренной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года N 732 "О дополнительных мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий". Истцам была оказана мера государственной поддержки в виде субсидии в размере 1985 500 рублей, которая была направлена на оплату стоимости квартиры по договору социальной ипотеки.
Поскольку право истцов на квартиру было реализовано в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года N 732 "О дополнительных мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий", судебная коллегия приходит к выводу о том, что право на государственную поддержку в системе социальной ипотеки в виде выплаты компенсаций при рождении детей истцы не приобрели. При этом сам по себе факт наличия в договоре пункта об оказании государственной поддержки в виде выплаты 200 000 рублей при рождении ребенка не является достаточным основанием для удовлетворения исковых требований, так как он противоречит вышеуказанному постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда г.Казани от 13 декабря 2016 года по данному делу отменить и принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Большаковой ФИО17 и Большакова ФИО18 к некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" об оказании государственной поддержки отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.