Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 24 марта 2017 г. по делу N 33а-63/2017
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Ментова В.Г.,
судей: Белкина И.В.,
Пака И.Э.,
при секретаре Масловой О.В., с участием военного прокурора отдела военной прокуратуры Центрального военного округа подполковника юстиции Касьянова А.Н. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Кужахметовой Г.А. на решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 6 октября 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшей военнослужащей Кужахметовой Г.А. об оспаривании действий командира войсковой части N, связанных с исключением её из списков личного состава воинской части без обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства.
Заслушав доклад судьи Ментова В.Г., изложившего обстоятельства дела, содержание принятого по делу судебного решения и доводы апелляционной жалобы, а также мнение военного прокурора отдела военной прокуратуры Центрального военного округа подполковника юстиции Касьянова А.Н., полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, окружной военный суд
установил:
Кужахметова проходила военную службу по контракту в войсковой части N, дислоцированной в пос. "адрес" . Приказом командира названной воинской части от 26 июля 2016 года N она была уволена с военной службы в отставку на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", то есть по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. В данной связи приказом того же должностного лица от 25 августа 2016 года она была исключена из списков личного состава воинской части.
Оспаривая законность приказа об исключении её из списков личного состава воинской части, Кужахметова обратилась в суд с административным иском, в котором просила обязать командира войсковой части N восстановить её в названных списках до обеспечения её жилым помещением для постоянного проживания в г. "адрес" путём предоставления ей жилищной субсидии, произведя в отношении неё выплату всех положенных в связи с этим денежных средств, а также - возместить понесенные ею судебные расходы.
Оренбургский гарнизонный военный суд своим решением от 6 октября 2016 года отказал Кужахметовой в удовлетворении её требований в полном объёме.
Не соглашаясь с таким решением суда, административный истец подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу решение об удовлетворении её требований.
В обоснование этого она указала, что, принимая решение по делу, суд первой инстанции не учёл положения статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которыми государство гарантирует обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, а не лиц, уволенных с военной службы, а соответствующее право должно быть реализовано при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, а не после такого увольнения.
Далее автор апелляционной жалобы ссылается на то, что поскольку она изъявила желание быть обеспеченной жилым помещением для постоянного проживания путём получения жилищной субсидии и не относится к военнослужащим, указанным в абзаце 3 пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (отказавшиеся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказавшиеся от жилищной субсидии или не представившие документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии), она должна была быть обеспечена жилым помещением до издания приказа об исключении её из списков личного состава воинской части.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав мнение прокурора, окружной военный суд находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным, а жалобу административного истца не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим указанного пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Аналогичная норма содержится в пункте 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 N 1237, где указано, что военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путём выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Как указано в пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилищными субсидиями или жилыми помещениями по договору социального найма или в собственность, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их на учете нуждающихся в жилых помещениях по последнему месту военной службы при отсутствии их согласия на такое увольнение.
Исходя из положений абзаца четырнадцатого пункта 1 статьи 15, абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пункта 17 статьи 34 "Положения о порядке прохождения военной службы" при разрешении споров о правомерности увольнения с военной службы военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями, до реализации ими права на жилище по избранному постоянному месту жительства, отличному от места военной службы, суды должны учитывать условия заключённого военнослужащими договора найма служебного жилого помещения (жилищного договора) и другие заслуживающие внимание обстоятельства.
Таким образом, закон содержит запрет на увольнение определённой категории военнослужащих, к которой относится и административный истец, без предоставления жилья по избранному месту жительства только в случае их необеспеченности жилым помещением по месту военной службы.
Как усматривается из материалов дела, Кужахметова состоит на учёте нуждающихся в предоставлении жилых помещений по избранному месту жительства в г. "адрес".
При этом по месту прохождения военной службы административный истец, проживая в служебном жилом помещении по адресу: "адрес", общей площадью 55,5 кв. метров, была обеспечена жилым помещением по установленным нормам.
Более того, ссылаясь на вышеприведённые нормы, Кужахметова оспаривала не приказ о своём увольнении, а приказ об исключении из списков личного состава воинской части.
Действующее же в рассматриваемой сфере правоотношений законодательство вообще не содержит норм, запрещающих исключать из списков личного состава воинских частей уволенных с военной службы лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий либо в получении жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства, что и имеет место в отношении Кужахметовой.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 307, 308, пунктом 1 статьи 309 и статьёй 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Приволжский окружной военный суд
определил:
Решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 6 октября 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Кужахметовой Г.А. об оспаривании действий командира войсковой части N, связанных с исключением её из списков личного состава воинской части без обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кужахметовой Г.А. - без удовлетворения.
"Согласовано"
Заместитель председателя Приволжского окружного военного суда В.Г. Ментов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.