Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Саитгараевой Р.А., Сибгатуллиной Л.И.,
при секретаре судебного заседания Чуешовой Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе исполнительного комитета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан на решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 24 июня 2016 года, которым постановлено:
исковые требования Хайруллиной А.К., Мохтаровой Л.Ф., Гладкова Е.Н., Файзуллина М.А., ООО "Тимерхан" к главе Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, исполкому Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, совету Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан удовлетворить.
Признать незаконным бездействие главы Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, исполкома Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, совета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан по не направлению в орган кадастрового учета необходимых документов для внесения в государственный кадастр недвижимости изменений в сведения о категории земель земельных участков с кадастровыми номерами: ... :114, ... :273, ... :122, ... :120, ... :118, ... :150, ... :159, ... :164, ... :295, ... :165, ... :246, ... :478, ... :210, ... :283, ... :277, ... :17, ... :907, ... :55, ... :203, ... :41, ... :117 и образованных из них земельных участков, а так же действия, направленные на внесение изменений в генеральный план Малошильнинского сельского поселения по исключению земельных участков из границ населенного пункта Ильбухтино, ранее включенных в границы населенного пункта, утвержденного генеральным планом Малошильнинского сельского поселения, согласованного Кабинетом Министров Республики Татарстан, согласно проведенных публичных слушаний незаконными.
Обязать главу Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, исполком Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, совет Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района РТ устранить допущенные нарушения.
В удовлетворении остальной части исковых требований Хайруллиной А.К., Мохтаровой Л.Ф., Гладкова Е.Н., Файзуллина М.А., ООО "Тимерхан" отказать.
В удовлетворении исковых требований Гладковой Лейлы Фаридовны в полном объеме отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан Галимовой А.И. и Семенова В.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения Хайруллиной А.К. и представителя Мохтаровой Л.Ф., Хайруллиной А.К. и общества с ограниченной ответственностью Агрофирма "Тимерхан" - Груздевой Е.И., высказавшихся против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Хайруллина А.К., Мохтарова Л.Ф., Гладкова Л.Ф., Гладков Е.Н., Файзуллин М.А. и общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Тимерхан" обратились в суд с административным иском к главе Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, исполнительному комитету Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (далее - филиал "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан) об оспаривании их действий и бездействия. Заявленные требования мотивированы следующим.
Административные истцы являются собственниками земельных участков в Тукаевском муниципальном районе Республики Татарстан.
В 2012 году в соответствии с генеральным планом Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан их земельные участки включены в границы населенных пунктов Ильбухтино и Большая Шильна Малошильнинского сельского поселения.
Они обращались в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости, но осуществление государственного кадастрового учета изменений решением филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Татарстан было приостановлено. Далее решением органа кадастрового учета в осуществлении кадастрового учета изменений земельных участков им отказано.
Глава и исполнительный комитет Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан их обращения о направлении в орган кадастрового учета документов и сведений о включении земельных участков в границы населенных пунктов Ильбухтино и Большая Шильна не рассматривают, сведения по изменению категории земель с категории "земли сельскохозяйственного назначения" на категорию "земли населенных пунктов" в орган кадастрового учета не направляют.
Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан инициирует исключение их земельных участков из границ населенных пунктов и включение вместо них других земельных участков, для чего направляет в государственное унитарное предприятие "Татинвестгражданпроект" соответствующие письма.
Административные истцы просили признать незаконным бездействие главы и исполнительного комитета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, не направляющих в филиал "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан необходимые документы для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о категории земель земельных участков; признать незаконными действия исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан и исполнительного комитета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан Республики Татарстан, направленные на внесение изменений в генеральный план Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан по исключению указанных из границ населенного пункта Ильбухтино Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района; обязать главу и исполнительный комитет Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан направить в орган кадастрового учета необходимые документы для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о категории земель их земельных участков, включенных в границы населенных пунктов Ильбухтино и Большая Шильна, с категории земель: "земли сельскохозяйственного назначения" на категорию земель: "земли населенных пунктов"; признать незаконным отказ Тукаевского отдела филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан внести в государственный кадастр недвижимости сведения о включении в границы населенных пунктов Ильбухитино, Большая Шильна указанных земельных участков; обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан осуществить государственный кадастровый учет изменений в сведениях о категории земель указанных земельных участков с категории земель: "земли сельскохозяйственного назначения" на категорию земель: "земли населенных пунктов".
В ходе судебного разбирательства административные истцы заявленные требования уточнили, предъявив их также и к совету муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан и просили обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан осуществить государственный кадастровый учет изменений объектов недвижимости относительно категории принадлежащих им земельных участков "земли сельскогохозяйственн6ого назначения" на категорию "земли населенных пунктов" с указанными зонами Ж1 и разрешенным видом использования земельных участков: индивидуальные жилые дома".
Суд административный иск удовлетворил частично, постановив решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе исполнительного комитета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд неправильно применил нормы материального права.
Хайруллина А.К., Мохтарова Л.Ф., Гладков Е.Н., Файзуллин М.А. и общество с ограниченной ответственностью Агрофирма "Тимерхан" представили в суд апелляционной инстанции свои возражения, в которых выражается несогласие с доводами апелляционной жалобы и содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан и совет муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан своих представителей в суд не направили.
Гладков Е.Н., Файзуллин М.А., Мохтарова Л.Ф. и Гладкова Л.Ф. в суд не явились.
В силу части 1 статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции усматривает основания для рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит частичной отмене.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
При этом сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости органами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N172-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года).
Согласно части 1 статьи 5 указанного Федерального закона от 21 декабря 2004 года N172-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение (далее - орган кадастрового учета).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года, с 1 января 2017 года - Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности"), правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что административные истцы являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами ... :114, ... :273, ... :122, ... :120, ... :118, ... :150, ... :159, ... :164, ... :295, ... :165, ... :246, ... :478, ... :210, ... :283, ... :277, ... :17, ... :907, ... :55, ... :203, ... :41, ... :117 и образованных из них земельных участков.
Все земельные участки имеют категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения и разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства (том 1 л.д. 55-336).
Решением руководителя исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 25 января 2010 года N 103 принадлежащие административным истцам земельные участки включены в границы населенного пункта Ильбухтино Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.
Генеральный план и изменения в генеральный план Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан утверждены решениями Совета муниципального образования Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 7 ноября 2012 года N 11/1, от 16 декабря 2014 года N 12/7 и от 3 декабря 2015 года N 6/2.
Решение совета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 16 декабря 2014 года N12/7 об утверждении генерального плана сельского поселения принято на основании полученного заключения Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 декабря 2013 года (том 2 л.д.115).
Подлинник решения об утверждении документов территориального планирования от 16 декабря 2014 года N 12/7 изъят следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан (том 2 л.д.104).
Административный истец Мохтарова Л.Ф. располагает выпиской из генерального плана Малошильнинского сельского поселения, утвержденного 16 декабря 2014 года решением N 12/7, из которой следует, что решением совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 16 декабря 2014 года N 12/7 земельный участок площадью 28,0723 га с кадастровым номером ... :273, расположенный по адресу: Малошильнинское сельское поселение, южнее н.п. Ильбухтино, отнесен к территории усадебной жилой застройки и имеет вид разрешенного использования земельного участка: зона Ж1- зона жилой застройки (том 1 л.д.337).
Выписки из генерального плана Малошильнинского сельского поселения, утвержденного решением совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 16 декабря 2014 года N 12/7, аналогичного содержания относительно нахождения земельных участков по ориентиру: Малошильнинское сельское поселение и относительно вида их разрешенного использования: зона Ж1-зона жилой застройки выданы Мохтаровой Л.Ф. также и на земельные участки с кадастровым номером ... :122 площадью 7,6797 га, с кадастровым номером ... :118 площадью 7,6801 га, с кадастровым номером ... :117 площадью 3,8399 га, с кадастровым номером ... :159 площадью 42,2404 га, с кадастровым номером ... :283 площадью 19,1952 га; на земельный участок с кадастровым номером ... :203 площадью 38,3999 га.
Земельные участки Мохтаровой Л.Ф. с кадастровым номером ... :41 площадью 3,8400 га и с кадастровым номером ... :42 площадью 3,8400 га по генеральному плану от 16 декабря 2014 года N 12/7 имеют вид разрешенного использования - озеленение специального назначения, пастбища и сенокосы.
Хайруллиной А.К. выдана выписка из генерального плана Малошильнинского сельского поселения, утвержденного 16 декабря 2014 года решением N 12/7, из которой следует, что земельный участок площадью 30,726 га с кадастровым номером ... :114 и образованные из него земельные участки расположены по адресу (ориентиру): Малошильнинское сельское поселение, севернее населенного пункта Большая Шильна, отнесены к территории усадебной жилой застройки и имеют вид разрешенного использования земельных участков: зона Ж1- зона жилой застройки (том 2 л.д. 123-125).
Выписки из генерального плана, утвержденного решением совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 16 декабря 2014 года N 12/7, аналогичного содержания относительно нахождения земельных участков по ориентиру: Малошильнинское сельское поселение и относительно вида их разрешенного использования: зона Ж1-зона жилой застройки выданы Хайруллиной А.К. также и на земельные участки с кадастровым номером ... :203 площадью 38,3999 га, с кадастровым номером ... :17 площадью 3,8400 га, с кадастровым номером ... :907 площадью 73,2125 га и на образованные из него земельные участки, и на земельные участки с кадастровыми номерами ... :211, ... :267, ... :268, ... :269, ... :906, ... :210.
Земельный участок Хайруллиной А.К. с кадастровым номером ... :277 площадью 4,7106 га по генеральному плану от 16 декабря 2014 года N12/7 имеет вид разрешенного использования: озеленение специального назначения, часть участка - зона жилой застройки Ж1.
Земельный участок Хайруллиной А.К. с кадастровым номером ... :55 площадью 46,0800 га, в том числе с кадастровым номером ... :152 площадью 42,2400 га, и ее земельный участок с кадастровым номером ... :155 площадью 3,8400 га по указанному генеральному плану от 16 декабря 2014 года имеют вид разрешенного использования: спортивные здания и сооружения.
Земельный участок с кадастровым номером ... :210 площадью 61,8371 га по генеральному плану от 16 декабря 2014 года имеет вид разрешенного использования: северная часть - зона застройки среднеэтажными жилыми домами, южная часть - зона жилой застройки Ж1.
Земельный участок Хайруллиной А.К. с кадастровым номером ... :295 площадью 7,6799 га по генеральному плану от 16 декабря 2014 года в юго-западной части имеет вид разрешенного использования: озеленение специального назначения, в северо-восточной части - зона жилой застройки Ж1, детский сад на 220 мест.
Решением совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 3 декабря 2015 года N 6/2 утверждены изменения генерального плана муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан", которые внесены 14 июля 2015 года.
Решениями филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан, принятыми по заявлениям административных истцов в 2016 году, отказано в осуществлении кадастрового учета изменений объектов недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования земельных участков.
20 мая 2016 года нотариусом Набережночелнинского нотариального округа Республики Татарстан Шиловой Е.В. на основании статей 102 и 103 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате по заявлению Хайруллиной А.К. в порядке обеспечения доказательств, необходимых в случае рассмотрения дела в суде, произведен осмотр доказательств в виде интернет-сайта с адресом адрес: http://fgis.economy.gov.ru/fgis, по результатам которого составлен протокол осмотра доказательств.
Из протокола осмотра доказательств от 20 мая 2016 года следует, что на сайте Федеральной государственной информационной системы территориального планирования по состоянию на 20 мая 2016 года размещена информация о внесении изменений в генеральный план Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, в соответствии с которыми земельные участки исключаются из границ населенного пункта Ильбухтино.
Разрешая данное дело в части требований об оспаривании бездействия главы, исполнительного комитета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан и совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан", не направляющих в орган кадастрового учета документы для внесения в государственный кадастр недвижимости изменений в сведения о категории земель земельных участков, признавая неправомерными их действия, направленные на внесение изменений в генеральный план Малошильнинского сельского поселения по исключению земельных участков из границ населенного пункта Ильбухтино и возлагая на указанных лиц обязанность устранить допущенные нарушения, суд первой инстанции исходил из того, что со стороны Малошильнинского сельского поселения имеет место нарушение процедуры исключения спорных земельных участков из границы населенных пунктов Большая Шильна и Ильбухтино Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска в указанной части требований.
При этом суд оставил без внимания следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, требования административных истцов в указанной части направлены на изменение категории принадлежащих им земельных участков "земли сльскогохозяйственн6ого назначения" на категорию "земли населенных пунктов" с указанными зонами Ж1 и разрешенным видом использования земельных участков: индивидуальные жилые дома" (том 2 л.д.224).
Между тем, согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 названного закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пункты 1 и 4).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и часть 6 статьи 30, части 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Согласно части 10 статьи 35 и части 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
С учетом названных положений и правил пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - "земли населенных пунктов".
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке частей 1 и 2 статьи 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Решение суда в данной части постановленобез учета указанных положений закона.
Поскольку решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Республики Татарстан о переводе спорных земельных участков земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию не имеется, вид разрешенного использования указанных земельных участков также не может быть изменен.
Соответственно, правовые основания для возложения на орган местного самоуправления, включивший спорные земельные участки в границы населенного пункта, и тем самым в силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N172-ФЗ осуществивший перевод спорных земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, в отсутствие решения на это полномочного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обязанности выполнить требования части 1 статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и направить копию акта о включении земельных участков в границы населенного пункта Ильбухтино в орган кадастрового учета, в данном случае также отсутствуют.
С учетом изложенного, решение суда в указанной части не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Кроме того, удовлетворив административный иск в указанной части требований к совету муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, который является представительным органом власти, суд первой инстанции возложил на указанного административного ответчика несвойственные ему функции, нарушив конституционный принцип разделения властей.
Поскольку внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии со статьями 9, 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также принимая во внимание положения части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 9 января 2017 года, в соответствии с которыми генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления, административными истцами также избран неправильный способ защиты права в части их требований о признании незаконными действий административных ответчиков, направленных на внесение изменений в генеральный план Малошильнинского сельского поселения по исключению земельных участков из границ населенного пункта Ильбухтино, ранее включенных в его границы на основании генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного решением совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 16 декабря 2014 года N 12/7.
При таких обстоятельствах суд решение суда в указанной части не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу пункта 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Таким образом, решение суда в указанной части подлежит отмене путем принятия в данной части нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Разрешая заявленные требования в остальной части, в нарушение требований части 4 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд первой инстанции не привел доказательства, на которых основаны его выводы, не сослался на доводы, в соответствии с которыми он отверг те или иные доказательства, и не указал нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии своего решения в указанной части.
Вместе с тем, в силу части 5 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции считает, что решение суда в указанной части подлежит оставлению без изменения, поскольку оно является правильным по существу.
На основании части 10 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года, с 1 января 2017 года - Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности"), решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.
Часть 13 статьи 27 указанного Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года (с 1 января 2017 года - Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности"), предусматривала, что решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.
Как следует из материалов дела, ни решения органа кадастрового учета о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений объектов недвижимости, ни его решения об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений земельных участков административными истцами в установленном законом порядке не оспаривались.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения предъявленных в обход закона требований об оспаривании бездействия филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан и возложении на орган кадастрового учета обязанности осуществить кадастровый учет изменений объектов недвижимости по виду разрешенного использования земельных участков не имеется.
Поскольку Гладкова Л.Ф. собственником спорных земельных участков не является, имелись основания также и для отказа в удовлетворении административного иска в указанной части требований.
Руководствуясь статьями 177, 309, пунктом 4 части 2 статьи 310, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 24 июня 2016 года по данному административному делу в части удовлетворения административного иска Хайруллиной А.К., Мохтаровой Л.Ф. Гладкова Е.Н., Файзуллина М.А. и общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Тимерхан" о признании незаконным бездействия главы Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, исполнительного комитета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан по не направлению в орган кадастрового учета необходимых документов для внесения в государственный кадастр недвижимости изменений в сведения о категории земель земельных участков с кадастровыми номерами: ... :114, ... :273, ... :122, ... :120, ... :118, ... :150, ... :159, ... :164, ... :295, ... :165, ... :246, ... :478, ... :210, ... :283, ... :277, ... :17, ... :907, ... :55, ... :203, ... :41, ... :117 и образованных из них земельных участков,
в части признания незаконными действий указанных лиц, направленных на внесение изменений в генеральный план Малошильнинского сельского поселения по исключению земельных участков из границ населенного пункта Ильбухтино, ранее включенных в его границы на основании генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного решением совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 16 декабря 2014 года N 12/7,
в части возложения на главу Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, исполнительный комитете Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, совет муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" обязанности устранить допущенные нарушения - отменить и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В остальной части решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 24 июня 2016 года по данному административному делу оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.