Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе
Председательствующего судьи: Чемякиной И.А.
судей: Герасимовой О.В., Иском Е.П.
при секретаре: Павловой К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 марта 2017 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Охотского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Инского сельского поселения Охотского муниципального района Хабаровского края, администрации Охотского муниципального района Хабаровского края об оспаривании бездействия, возложении обязанности восстановить беспрепятственное, бесперебойное, безопасное движение транспортных средств между населенными пунктами Инского сельского поселения путем восстановления автомобильного моста местного значения,
по апелляционному представлению прокурора Охотского района Хабаровского края на решение Охотского районного суда Хабаровского края от 23 января 2017 года.
заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., пояснения представителя административного истца - прокурора Доськовой Т.Ю.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Охотского района Хабаровского края обратился в суд с указанным административным иском в интересах неопределенного круга лиц, мотивируя свои требования тем, что в результате чрезвычайной ситуации - паводка, вызванного обильными осадками в августе 2016 года, разрушен мост через реку "Темная протока" на автодороге "Иня - Инская сельхозферма" в Инском сельском поселении Охотского муниципального района. Отсутствие данного моста препятствует транспортному и пешеходному сообщению между населенными пунктами села Иня и поселка Новая Иня Инского сельского поселения, что нарушает права граждан в области медицины, пожарной безопасности, транспортной доступности, создает угрозу их жизням, здоровью, имуществу.
Органами местного самоуправления в нарушение действующего порядка в целях предупреждения и ликвидации в границах поселения на территории района последствий чрезвычайной ситуации до настоящего времени не приняты меры по ликвидации чрезвычайной ситуации, выразившиеся в не разработке и невыполнении плана действия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, не разработан проект на проведение работ по восстановлению моста через реку "Темная", отсутствует договор на выполнение работ по восстановлению данного моста, при этом режим чрезвычайной ситуации на территории Инского сельского поселения отменен 29.08.2016.
Просил признать незаконным бездействие административных ответчиков в области участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а именно в непринятии мер к восстановлению беспрепятственного, бесперебойного, безопасного движения транспортных средств между населенными пунктами поселка Новая Иня и села Иня Инского сельского поселения путем восстановления автомобильного моста местного значения общего пользования на автодороге "Иня - Инская сельхозферма" в Инском сельском поселении Охотского муниципального района; обязать административных ответчиков восстановить беспрепятственное, бесперебойное, безопасное движение транспортных средств между населенными пунктами Инского сельского поселения путем восстановления автомобильного моста местного значения на указанной автодороге, в срок до 01.06.2017.
Решением Охотского районного суда Хабаровского края от 23 января 2017 года в удовлетворении административного искового заявления прокурора Охотского района Хабаровского края отказано.
В апелляционном представлении прокурор Охотского района Хабаровского края просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что выводы суда об отсутствии бездействия административных ответчиков противоречит обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства, в силу которого ликвидация чрезвычайных ситуаций муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления, межмуниципального и регионального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
Администрацией Инского сельского поселения Охотского муниципального района Хабаровского края в целях предупреждения и ликвидации в границах поселения и на территории района последствий чрезвычайной ситуации хотя и разработан план действий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС, но в нем отсутствует сведения о проведение работ по восстановлению моста через реку Темная. Администрацией Охотского района таких планов вообще не разрабатывалось.
Административными ответчиками не предоставлено доказательств, свидетельствующих о заключении контракта на выполнении работ по восстановлению моста, то есть в настоящее время восстановительные работы не осуществляются.
Отсутствие в бюджете административных ответчиков денежных средств на проведение вышеуказанных работ не освобождает их от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции.
Установленные судом обстоятельства о приобретении администрацией района металлических шпунтов, составление проектно- сметной документации, не подтверждают и не опровергают исковые требования, так как эти меры являются явно не достаточными.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу и.о. главы администрации Охотского муниципального района Ольшевская С.В. просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное, указывая на несостоятельность доводов, изложенных в апелляционном представлении.
Объем участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций ни для поселения, ни для района не определена законодательством о местном самоуправлении, не установлена в Федеральном законе от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Доказательства, в том числе протоколы заседания комиссий по ЧС и договоры, предоставленные в судебные заседания, опровергают вменяемое административным ответчикам бездействие. Действия и меры, предпринятые по устранению чрезвычайной ситуации, исследованы судом в полном объеме, им дана объективная правовая оценка.
Кроме этого в судебных заседаниях представителями администрации района и Инского поселения было озвучено о намерениях заключения соглашения на 2017 год о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения в области дорожной деятельности, на момент направления апелляционного представления прокуратурой соглашение было заключено, предметом которого является организация и проведение работ по ремонту моста ПК 11+ 50, расположенного на автомобильной дороге "Иня-Инская сельхозферма".
На основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей административных ответчиков, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановленов соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица, в том числе прокурор, могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением, действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
Из материалов дела следует, что вследствие паводка, вызванного обильными осадками, на территории Инского сельского поселения Охотского муниципального района Хабаровского края с 21.08.2016 по 27.09.2016 был введен и действовал режим чрезвычайной ситуации; в результате паводка был частично разрушен мост ПК 11+50 через реку "Темная протока", который является составной частью автомобильной дороги местного значения "Иня - Инская сельхозферма".
Обратившись в суд с настоящим административным иском, прокурор Охотского района сослался на бездействие администрации Инского сельского поселения и администрации Охотского муниципального района, выразившееся в непринятии мер к восстановлению беспрепятственного, бесперебойного, безопасного движения транспортных средств между населенными пунктами поселок Новая Иня и село Иня Инского сельского поселения, прерванного в результате разрушения вышеуказанного автомобильного моста, в непринятии мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, а именно: в не разработке и невыполнении плана действия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, не разработке проекта на проведение работ по восстановлению моста через реку "Темная", а также отсутствии договора на выполнение работ по восстановлению данного моста.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорные правоотношения подлежат регулированию законодательством о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, посчитав, положения же законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в данном случае не применимы, поскольку разрушение моста не связано с бездействием административных ответчиков в области дорожной деятельности, а произошло исключительно вследствие чрезвычайной ситуации в виде наводнения, вызванного обильными осадками в августе 2016 года на территории всего Охотского района.
Таким образом, в качестве правового обоснования принятого решения суд первой инстанции сослался на положения статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 1, части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии вины административных ответчиков в приведение в негодность моста, поскольку данное событие вызвано действием неопределимой силы; а также не установилбездействия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, которое требует судебного вмешательства для принятия решения с целью понудить ответчиков принять меры к восстановлению разрушенного моста.
Суд первой инстанции установил, что органами местно самоуправления: принимались решения о проведении эвакуационных мероприятий на территории Инского сельского поселения и организовано их проведение, осуществлено информирование населения о чрезвычайной ситуации; организованы и проведены аварийно-спасательные и другие неотложные работы, в ходе которых поддерживался общественный порядок; осуществлено финансирование мероприятий по ликвидации последствий ЧС, в частности, по организации транспортного сообщения в границах Инского сельского поселения посредством имевшейся в наличии специальной техники (вездехода и вахтового автобуса), ремонтные работы на внутрипоселковых дорогах на размытых половодьем участках; проведен осмотр разрушенного моста, проведены мероприятия по привлечению проектной организации для составления проектно-сметной документации, осуществлены затраты на ее составление в целях осуществления ремонтных работ и таковая документация фактически оформлена; осуществлены затраты и проведены фактические мероприятия по доставке в Охотский район части необходимых для ремонтных работ строительных материалов; с учетом недостаточности собственных средств осуществлены заявки на привлечение дополнительных средств бюджета Хабаровского края; оказывалось содействие устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях, в том числе ремонтной бригаде ООО "Охотскэнерго" по восстановлению электроснабжения; организовано и осуществлялось в штатном режиме, без перебоев, медицинское обслуживание населения Инского сельского поселения в условиях чрезвычайной ситуации, осуществлялись рейсы санитарной авиации, выполнено 3 рейса; выполнены мероприятия по противопожарной защите населения с. Иня Инского сельского поселения; разработка проектно-сметной документации осуществлена в период с 01.10.2016 по 02.11.2016 (полевые и изыскательские работы) с учетом времени отмены чрезвычайной ситуации на территории Инского сельского поселения - 27.09.2016.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд принял во внимание вышеуказанные обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии неправомерного бездействия административных ответчиков, невозможность в силу объективных причин немедленного (после отмены режима чрезвычайной ситуации) восстановления моста ПК 11+50 через реку "Темная протока", отсутствие необходимого объема денежных средств для устранения последствий чрезвычайной ситуации, климатические условия местности в районе проведения ремонта, затрудняющие возможность проведения ремонтных работ в зимний период, а также необходимость соблюдения порядка и сроков, установленных действующим законодательством для заключения муниципального контракта на проведение ремонтных работ.
Оценив законность принятого решения, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, и не находит оснований для отмены или изменения постановленного решения.
Никем не оспаривается необходимость восстановления разрушенного паводком моста для обеспечения нормальной жизнедеятельности села, в том числе и ответчиками.
Но в данной ситуации необходимо учитывать масштабы разрушений от паводка, то, что пострадал не только автомобильный мост, но и иные объекты инфраструктуры, которые также подлежали восстановлению и на это требовались денежные средства. Необходимо учитывать объем затрат на проведение работ по восстановлению моста, которые с учетом степени его разрушения являются значительными (смыты три опоры моста, пролетные строения, подмыты и перекошены промежуточные опоры), то есть фактически мост необходимо возводить заново, укреплять береговые опоры, а не менять отдельные элементы.
Необходимо учитывать, что данные работы проводятся в несколько этапов : это изготовление проектно-сметной документации, заключение контрактов с соблюдением требований законодательства на приобретение и доставку материалов для ремонта, на осуществление ремонтных работ.
Необходимо учитывать и климатические особенности региона : длительный период стойких отрицательных температур препятствует проводить ремонтные и изыскательские работы круглогодично.
Суд первой инстанции полно и объективно исследовал материалы дела, правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил материальный закон. Совокупности собранных по делу доказательств судом дана надлежащая и исчерпывающая правовая оценка, выводы суда, положенные в основу решения, должным образом мотивированы.
Целью обращения прокурора в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления является необходимость пресечения дальнейшего противоправного бездействия данного органа и понуждения к совершению определенных действий.
В данном случае, по мнению судебной коллегии, администрации Инского сельского поселения и Охотского муниципального района неправомерного бездействия в области участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций не допустили. Длительность же периода восстановления автомобильного моста местного значения ПК 11+50 через реку "Темная протока" связана с необходимостью проведения предусмотренного действующим законодательством комплекса мероприятий, связанного с заключением соответствующего муниципального контракта, выделением бюджетных денежных средств, о намеренном не совершении действий, направленных на восстановление разрушенного моста, не свидетельствуют.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия принимает во внимание, что 29.12.2016 между Министерством финансов Хабаровского края и администрацией Охотского муниципального района Хабаровского края заключено соглашение N МФ-10/2016-37 "О мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета Охотского муниципального района", из которого следует, что бюджет Охотского муниципального района является высокодатационным и к нему применяются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, направленные на предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации.
09.02.2017 между администрацией Инского сельского поселения Охотского муниципального района Хабаровского края и администрацией Охотского муниципального района Хабаровского края заключено соглашение "О передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения в области дорожной деятельности", предметом которого является организация и проведение работ по ремонту моста ПК 11+ 50, расположенного на автомобильной дороге "Иня-Инская сельхозферма", что также свидетельствует о совершении органами местного самоуправления действий, направленных на восстановление поврежденного инженерного сооружения, нарушенного беспрепятственного автомобильного и пешеходного сообщения между населенными пунктами поселка новая Иня и села Иня Инского сельского поселения.
Апелляционное представление не содержит доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, сводится к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой указанных обстоятельств и представленных по делу доказательств.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда законно и обоснованно, принято в соответствии с нормами материального права, регулирующего рассматриваемые правоотношения, и нормами процессуального права, действовавшими на время рассмотрения данного заявления.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Охотского районного суда Хабаровского края от 23 января 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Охотского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Инского сельского поселения Охотского муниципального района Хабаровского края, администрации Охотского муниципального района Хабаровского края об оспаривании бездействия, возложении обязанности восстановить беспрепятственное, бесперебойное, безопасное движение транспортных средств между населенными пунктами Инского сельского поселения путем восстановления автомобильного моста местного значения - оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Охотского района Хабаровского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий: И.А. Чемякина
Судьи: О.В. Герасимова
Е.П. Иском
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.