Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего судьи Кучукова О.М.
судей Пазовой Н.М., Хамирзова М.Х.
при секретаре Маргушеве Р.А.
с участием Чегемовой Д.К., представителя ГУ- Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по КБР
по докладу судьи Пазовой Н.М. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ботоева Р.А. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным решения ГУ-ОПФР по КБР об отказе ему в назначении второй досрочной пенсии по старости и признании за ним права на досрочную страховую пенсию по старости по апелляционной жалобе Ботоева Р.А. на решение Нальчикского городского суда КБР от 02 февраля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Пазовой Н.М., выслушав Чегемову Д.К., представителя ГУ-ОПФР по КБР по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. N, полагавшую решение законным и обоснованным, в отсутствие Ботоева Р.А., извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ботоев Р.А. обратился в суд с иском к ГУ-ОПФР по КБР о признании незаконным решения ГУ-ОПФР по КБР за N от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе Ботоеву Р.А. в назначении второй досрочной пенсии по старости с 28.07.2016г. по пп. 3 п.1 ст.32 от 28.12.2013г. "О страховых пенсиях в РФ", признании за ним, Ботоевым Р.А ДД.ММ.ГГГГ года рождения, права на досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска Ботоев Р.А. указал, что он, будучи рядовым в составе войсковой части N- N МО СССР с 05 мая по 5 июня 1986 года, обеспечивая работу оперативной группы Министерства обороны по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне опасности N в 30-ти километровой зоне получил 19,6 доз рентгена, в связи с чем ему была установлена N группа инвалидности и социальная пенсия по инвалидности (в настоящее время - N группа), получаемая по настоящее время, имеет льготы согласно директиве заместителя Министра обороны СССР от ДД.ММ.ГГГГ N N постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ N.
Со ссылкой на п.2 ч.1 ст.29 закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы па Чернобыльской АЭС" (далее - закон о чернобыльцах) Ботоев Р.А. указал, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются законом о чернобыльцах и другими федеральными законами. Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на ЧАЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста. Согласно ч.1 ст.30 закона о чернобыльцах гражданам, принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона о трудовых пенсиях, на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
Инвалидам вследствие чернобыльском катастрофы из числа военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, гарантируется назначение пенсий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
В соответствии с п.п.1 п.3 ст.3 Закона "О государственных пенсиях" граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 статьи 15 и страховая пенсия по старости.
Согласно п.3 статьи 10 названного закона о государственных пенсиях пенсия по инвалидности назначается гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и в случае признания их инвалидами 1, II и III группы, независимо от продолжительности трудового стажа.
Из вышеприведенных норм усматривается, что пенсия по инвалидности назначается в случае признания инвалидом независимо от возраста, что чернобыльцы имеют право на трудовую пенсию по старости по достижении 50 лет, инвалиды - чернобыльцы из числа военнообязанных имеют право на получение двух пенсий: по инвалидности и пенсии по старости.
Согласно статье 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30. определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее -Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лег для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии е пунктами 1-10,16-18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом "О страховых пенсиях" и, по их желанию, по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом, если сумма величины уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 года, в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года.
По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.
Следовательно, он, Ботоев Р.А. как ликвидатор последствий аварии на Чернобыльской АЭС, являясь инвалидом второй группы, имеет право на получение досрочной страховой пенсии.
Ботоев Р.А. в судебное заседание не явился, по его ходатайствову дело рассмотрено в его отсутствие с участием его представителя.
Кокова З.Б., представитель Ботоева Р.А. в судебном заседании иск поддержала.
Чегемова Д.К., представитель ГУ-ОПФР по КБР, в судебном заседании иск не признала.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 02 февраля 2017 года в удовлетворении его иска Ботоеву Р.А. отказано.
В поданной на это решение апелляционной жалобе Ботоев Р.А. просит отменить решение Нальчикского городского суда КБР от 02 февраля 2017 года и удовлетворить его исковые требования в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы Ботоев Р.А. приводит те же, указанные в исковом заявлении, доводы.
Кроме того Ботоев Р.А., ссылаясь на статьи 6, 15, 17-19, 55 Конституции РФ, Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013г. N400, указывает, что отказ суда первой инстанции в признании за ним права на досрочную страховую пенсию и в возложении на пенсионный орган обязанности назначить ему досрочную страховую пенсию с 28 июля 2016 года нарушает его конституционные права и противоречит требованиям законодательства, что решение принято в нарушение требований статей 67, 195 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судом первой инстанции не допущено таких нарушений.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Ботоев Р.А. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Ботоеву Р.А. ДД.ММ.ГГГГ. установлена инвалидность N группы бессрочно, причина инвалидности - заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанное с аварией на Чернобыльской ДД.ММ.ГГГГ. Ботоев Р.А., являясь получателем государственной пенсии по инвалидности, обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении ему с 28 июля 2016 года (достижения возраста 50 лет) как ликвидатору последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения второй пенсии - страховой пенсии по старости, ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 30 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, пенсии по старости назначаются с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления ПФР ГУ - ОПФР по КБР в "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ Ботоеву Р.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости со ссылкой на то, что в соответствии с п.п.1 п.3 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" (в редакции от 03.07.2016г.) N166 определено право на одновременное получение двух пенсий: гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 ФЗ N166 и страховая пенсия по старости. Страховая пенсия по старости инвалидам вследствие военной травмы назначается по пп.3 п.1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013г. "О страховых пенсиях" N400. Такое право предоставляется мужчинам- инвалидам вследствие военной травмы, достигшим возраста 55 лет при наличии страхового стажа не менее 25 лет. На дату обращения Ботоев Р.А. достиг 50 лет, его общий страховой стаж составляет 16 лет 5 месяцев 01 день.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходя из положений подпункта 2 пункта 1 и подпункта 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении, которым определено, что гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости может быть назначена по достижении 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее 5 лет, пришел к выводу о том, что Ботоев Р.А., достигший возраста 50 лет, имеющий страховой стаж 16 лет 5 месяцев 01 день, в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" как инвалид вследствие Чернобыльской катастрофы, приравненный по пенсионному обеспечению к инвалидам вследствие военной травмы, не имеет права на получение одновременно двух пенсий - по инвалидности и страховой пенсии по старости.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, полагая их основанными на правильном применении и толковании норм материального права.
В соответствии со ст. 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 112-ФЗ) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно п. 2 ст. 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
Подпунктом 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено, что право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная пп. 1 п. 2 (с применением п. 3 и п. 5 ст. 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости. (в редакции Федерального закона от 21.07.2014г. N216-ФЗ).
В соответствии с частями 1 и 3 ст.36 вступившего с 01 января 2015 года Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня его вступления в силу Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О страховых пенсиях" в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Условия назначения страховой пенсии по старости реализованы Федеральным законом от 28 декабря 2013года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившими в законную силу с 1 января 2015 года.
Согласно ч. 1, ч. 3 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 инвалидам вследствие военной травмы мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Из содержания приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в данном случае назначение досрочной страховой пенсии на основании Федерального закона "О страховых пенсиях" может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет, имеет страховой стаж 25 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Судом первой инстанции установлено, что к моменту обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении ему второй пенсии - страховой пенсии по старости Ботоев Р.А. достиг возраста 50 лет, имеет страховой стаж 16 лет 5 месяцев 01 день.
Установив, что Ботоев Р.А. к моменту обращения в пенсионный орган не достиг возраста 55 лет, являясь получателем пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", не имеет необходимого 25-летнего страхового стажа, то есть отсутствуют правовые основания для назначения Ботоеву Р.А. второй пенсии - страховой пенсии по старости, предусмотренной п.п. 3 п. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", обоснованно отказал в удовлетворении иска.
При этих обстоятельствах не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального закона.
Руководствуясь ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 02 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ботоева Р.А. оставить без удовлетворения.
Председательствующий О.М. Кучуков
Судьи Н.М. Пазова
М.Х. Хамирзов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.