Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего
Самойловой Е.В.
судей
Романовой Л.В., Беляевской О.Я.
при секретаре
Берёза О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному унитарному предприятию Республики ФИО3 "Крымэнерго" об обязании заключить договор на поставку электроэнергии,
по апелляционной жалобе представителя Государственного унитарного предприятия Республики ФИО3 "Крымэнерго" на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 12 июля 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
В апреле 2016 года ФИО1 обратилась в суд с иском, просила обязать Государственное унитарное предприятие Республики ФИО3 (далее - ГУП РК) "Крымэнерго" заключить с ней договор на поставку услуг энергоснабжения жилого помещения - "адрес" Республики.
Требования истец обосновывала тем, что проживая в жилом помещении по адресу "адрес", как собственник квартиры на праве общей долевой собственности, проживает в ней и является потребителем услуг ответчика. Неоднократно обращалась к ответчику для заключения договора на потребление услуг, однако получала отказ, что стало поводом для обращения в суд.
В судебном заседании истица требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на их необоснованность.
Третьи лица, привлеченные судом к участию в деле (протокол от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО5 и ФИО6 в суд первой инстанции не явились, извещались надлежащим образом. ФИО5 просил о рассмотрении дела в его отсутствии, иск поддержал.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 12 июля 2016 года исковые требования ФИО1 удовлетворены. Суд обязал ГУП РК "Крымэнерго" заключить договор энергоснабжения жилого помещения - "адрес" с ФИО1 в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Распределены судебные расходы.
Считая решение суда незаконным и необоснованным, ответчик обратился с апелляционной жалобой, ставят вопрос об отмене решения суда и принятии нового - об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В частности апеллянт указывает, что судом нарушены требования ст.ст.246, 247 ГК РФ, поскольку заключение такой сделки как договор энергоснабжения в отношении объекта энергоснабжения - квартиры, является формой распоряжения и пользования имуществом, находящимся в общей долевой собственности, а поэтому подлежит согласованию со всеми совладельцами. Учитывая, что инициатором заключения договора является один из совладельцев - ФИО1, то ей было предложено предоставить соглашение остальных совладельцев на заключение договора энергоснабжения. Считают, что указанные обстоятельства судом не были учтены в полной мере.
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит решение суда оставить без изменений, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, извещались надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее.
Заслушав доклад судьи ФИО10, выслушав пояснения сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом первой инстанции установлено, что Государственное унитарное предприятие Республики ФИО3 "Крымэнерго" создано в соответствии с Постановлением Государственного Совета Республики ФИО3 от 11.04.2014 N 2006-6/14 "О государственном унитарном предприятии Республики Крым "Крымэнерго" и распоряжением Совета министров Республики Крым от 30.04.2014 N 371-р "О вопросах Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэнерго", деятельностью которой является поставка энергии, в том числе населению, через присоединенную сеть.
Истица ФИО1 является собственником (общая долевая собственность) в виде 1/6 долей жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу - Республика ФИО3, "адрес" согласно свидетельству о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ.
2/3 долей в праве собственности на квартиру зарегистрировано за ФИО5, который выдал на истицу доверенность, предоставив широкий круг полномочий на управление и распоряжение указанным имуществом (л.д.29). В настоящее время доверенность по сроку действия обновлена, что подтвердила истица в суде апелляционной инстанции.
Согласно лицевого счета N, открытого в МУП ЖЭК N на жилое помещение по адресу "адрес", на имя ФИО8 (бабушки истицы), умершей на данное время ( ДД.ММ.ГГГГ), зарегистрированными по данному адресу значатся - ФИО1, её несовершеннолетние дети ФИО7 2006 г.р., ФИО7 2008 г.р., а также ФИО6 (жена отца ФИО1).
Ответчик, отказывая в заключении договора, направил ДД.ММ.ГГГГ письменное разъяснение, из которого следует, что для заключения договора энергоснабжения необходимо предоставление дополнительных документов, в соответствии с п.25 Постановления Правительства РФ N 354, согласование совладельцев квартиры, либо решение суда по вопросу владения, пользования и распоряжения имуществом, поскольку в отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор.
Удовлетворяя требования ФИО1, суд исходил из их обоснованности, неправомерности уклонения организации поставщика электроэнергии от заключения договора на поставку услуг электроснабжения, чем нарушаются права истца, который имеет право на судебную защиту таким способом. Также суд правомерно исходил из того, что совладелец квартиры (2/3 долей) ФИО5 по доверенности передал полномочия ФИО1 распоряжаться и управлять принадлежащим ему имуществом, а доля ФИО6, имеющей формальное право принять наследство после умершего супруга на 1/6 долей с 2013 г. своим правом не воспользовалась, уклоняется от содержания принадлежащей ей доли в праве собственности.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и считает их верными.
Договоры поставки электроэнергии, заключенные с энергоснабжающей организацией, являются договорами энергоснабжения и регулируются ст. ст. 539 - 548 ГКРФ.
В соответствии с п.3 ст.539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированными настоящим Кодексом применяются законы и иные акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Пунктом 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. Указанной нормой Гражданского кодекса Российской Федерации установлен приоритет норм иных федеральных законов или иных правовых актов при регулировании отношений ресурсоснабжения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 статьи 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В п.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N16 "О свободе договора и ее пределах" разъяснено, что согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского Кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами(императивными нормами), действующими в момент заключения (статья 422 ГК РФ). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Применяя названные положения, судам следует учитывать, что норма, определяющая права и обязанности сторон договора, толкуется судом исходя из ее существа и целей законодательного регулирования, то есть суд принимает во внимание не только буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений, но и те цели, которые преследовал законодатель, устанавливая данное правило.
Согласно ч.ч.2, 4 ст.154 ЖК РФ для собственника помещения в многоквартирном доме плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу ч.2 ст.164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом каждым собственником помещения от своего имени заключаются договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, энергоснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления с ресурсоснабжающими организациями.
Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч.8 ст.155 ЖК РФ).
Таким образом, для собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, отношения, связанные с предоставлением и оплатой коммунальных услуг в виде электроснабжения, основаны на нормах жилищного законодательства.
Исходя из положений ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, и не зависит от формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, способа управления многоквартирным домом. При этом также предусмотрено, что правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной правовой нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Как указано в п.1 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ N530 от 31.08.2006г. настоящий документ устанавливает правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии, а также определяет условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией.
Поскольку в данном случае отношения ресурсоснабжения связаны с предоставлением гражданам коммунальных услуг в сфере жилищных правоотношений, то на эти правоотношения распространяется действие Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в число коммунальных услуг входит электроснабжение.
Согласно п. 25 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, для заключения в письменной форме договора холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с ресурсоснабжающей организацией собственник жилого помещения в многоквартирном доме или собственник жилого дома (домовладения) подает в ресурсоснабжающую организацию, осуществляющую продажу соответствующего вида (видов) коммунальных ресурсов, по месту ее нахождения, по почте или иным согласованным с ресурсоснабжающей организацией способом подписанное собственником (одним из сособственников) заявление о заключении договора в 2 экземплярах, содержащее информацию, указанную в подпунктах "в", "г", "д", "з", "л" и "с" пункта 19 и пункте 20 настоящих Правил, и копии документов, указанных в пункте 22 настоящих Правил.
Согласно пп. "а" пункта 17 Правил действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или незаключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя. Договор с гарантирующим поставщиком считается заключенным с даты, соответствующей началу периода, за который гражданином-потребителем произведена первая оплата электрической энергии данному гарантирующему поставщику.
Из материалов дела и пояснений истца следует, что она оплачивает услуги не от своего имени, а от ФИО8 (бабушки), умершей ДД.ММ.ГГГГ, поскольку лицевой счет у ответчика открыт на умершую ФИО8
Поскольку истец является фактическим потребителем услуг, проживает в жилом помещении на законных основаниях, оплачивает потребляемые услуги ответчику, отношения с ресурсоснабжающей организацией должны быть упорядочены путем заключения двухстороннего договора.
В силу ч. 1 ст. 11 ГК РФ судебной защите подлежат оспариваемые или нарушенные права.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом. Однако этот выбор является правомерным, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса истца. При этом обязательным условием является наличие нарушений прав и законных интересов истца.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для разрешения дела. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции. Доводы жалобы ответчика признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основаны на неверном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 12 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики ФИО3 "Крымэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий судья: Самойлова Е.В.
Судьи: Беляевская О.Я.
Романова Л.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.