Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев в судебном заседании жалобу старшего уполномоченного по особо важным делам отдела административных расследований Находкинской таможни Коневой И.В. на постановление судьи Находкинского городского суда Приморского края от 18 января 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Рутекс",
установила:
постановлением судьи Находкинского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Рутекс" прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В жалобе должностное лицо Находкинской таможни, составившее протокол об административном правонарушении - Конева И.В. просит постановление Находкинского городского суда от 18 января 2017 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в Находкинский городской суд в связи с существенными нарушениями процессуальных норм, допущенных при рассмотрении дела городским судом.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитника ООО "Рутекс" Сухорукова А.В., представителя Находкинской таможни Коневу И.В., прихожу к выводу о необходимости отмены вынесенного судьёй постановления по делу об административном правонарушении по следующим основаниям.
Ответственность по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что на территорию Российской Федерации в порт Восточный из порта Нингбо на борту т/х "Calandra" по коносаменту N от ДД.ММ.ГГГГ инвойсу N от ДД.ММ.ГГГГ, контракту N от ДД.ММ.ГГГГ с дополнительными соглашениями к нему, в контейнере N был ввезён товар иностранного производства, получателем которого являлось ООО "Рутекс".
ДД.ММ.ГГГГ специалистом по таможенному оформлению ООО "Рутекс" - Павленко П.А. в отдел таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста Морской порт Восточный Находкинской таможни была подана предварительная декларация на товар N, с пакетом документов, в которой заявлен, в том числе товар N 1: ткани узкие прочие, с тканной кромкой, из химических нитей, на бобине 100% полиэстер. Поверхностная плотность разная. Изготовитель компания "Ningbo Jinfeng Thread & Ribbon Co. Ltd", товарный знак ОМТЕКС. В отношении декларируемого товара заявлен классификационный код ТН ВЭД ТС N.
Указанная декларация на товары была принята и зарегистрирована таможенным органом в установленном порядке.
При проведении контроля соблюдения требований законодательства Российской Федерации и таможенного союза, устанавливающих запреты и ограничения на ввоз и выпуск в обращение отдельных товаров, было установлено, что товар N1 "Ткани узкие" попадает под действие Технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза N 876 от 9 декабря 2011 года (ТР ТС 017/2011), согласно требованиям которого обращение продукции материалы текстильные, отнесенные к товарной позиции N "узкие ткани": бельевые (для постельного, нательного, столового белья, бельевых, корсетных и купальных изделий), а также полотенчатые (для полотенец простыней (купальных, гладких, жаккардовых, вафельных, махровых) на территории Таможенного союза возможно только после подтверждения соответствия в форме декларирования соответствия.
При подаче ДТ N сведения о декларации соответствия или сертификата соответствия по товару N 1 требованиям ТР ТС N "О безопасности продукции легкой промышленности" в графе 44 указаны не были.
ДД.ММ.ГГГГ таможенным органом декларанту направлено требование о предоставлении на товар N 1 декларации соответствия.
ДД.ММ.ГГГГ декларантом была предоставлена декларация о соответствии на товар: текстильные материалы из синтетических тканей: ткани узкие с тонкой кромкой с маркировкой "ОмТекс", код ТН ВЭД ТС N, на соответствие требованиям ТР ТС N. Регистрационный номер декларации о соответствии ТС N. Дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, то есть позже даты подачи в таможенный орган таможенной декларации - ДД.ММ.ГГГГ.
По факту несоблюдения установленных Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" ограничений на воз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, выразившихся в не предоставлении таможенным представителем при подаче ДТ N декларации о соответствии на товар N 1, в отношении ООО "Рутекс" должностным лицом таможенного органа был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вынося постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении за отсутствием в действиях ООО "Рутекс" состава административного правонарушения, судья Находкинского городского суда пришёл к выводу, что продукция, входящая в состав товара N 1, заявленного в ДТ N, используется для декоративного оформления интерьеров, упаковки (подарков, цветов), изготовления галантерейных изделий (пакеты, сумки, папки, футляры), а также применяется в рукоделии и декоративном творчестве (плетение картин, оформление открыток, рамок, альбомов). Данная продукция не входит в перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается предоставлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям ТР ТС N, а также в перечни, установленные Техническим регламентом, следовательно, предоставление декларации о соответствии на товар N 1 не требовалось. Несмотря та то, что предоставление декларации о соответствии не являлось обязательным, ООО "Рутекс" исполнило требования должностного лица таможенного органа в добровольном порядке подтвердив соответствие товара N 1 требованиям ТР ТС N декларацией о соответствии ТС N, которая была предоставлена в таможенный орган в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 193 Таможенного кодекса Таможенного союза. Доказательств, на основании которых таможенный орган сделал вывод об использовании товара N1, заявленного в ДТ N, для отделки бельевой, полотенчатой продукции и корсетных изделий, таможенным органом не представлено.
Однако, данные выводы нельзя признать верным.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В нарушение указанных процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей городского суда при рассмотрении дела об административном правонарушении не были выяснены все обстоятельства, необходимые для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного союза перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
В силу статей 150, 179, 181 Таможенного кодекса Таможенного союза товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю и декларированию.
В соответствии с пунктом 7 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с названным Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
В соответствии со статьей 181 Таможенного кодекса Таможенного союза в представляемой таможенному органу таможенной декларации указываются перечисленные в данной норме сведения о товарах, их таможенном режиме и иные необходимые для таможенных целей сведения.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза к сведениям о товарах, подлежащим указанию в таможенной декларации, относятся: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость; статистическая стоимость.
В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 257, в графе 31 таможенной декларации указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые, в том числе для обеспечения соблюдения запретов и ограничений.
В графе 44 "Дополнительная информация/Предоставленные документы" указываются сведения о документах, на основании которых заполнена декларация на товары, подтверждающих заявленные сведения о каждом товаре, указанном в графе 31.
В соответствии с пунктом 3 статьи 193 Таможенного кодекса Таможенного союза при предварительном таможенном декларировании в таможенной декларации могут отсутствовать сведения, которые по своему характеру не могут быть известны декларанту до ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза и (или) их предъявления таможенному органу. Однако, такие сведения должны быть внесены в таможенную декларацию до принятия решения о выпуске товаров в порядке, определенном решением Комиссии Таможенного союза.
Положениями статьи 219 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" при предоставлении декларантом обязательства о предоставлении необходимых документов в установленный срок предусмотрена возможность выпуска товара условно. При этом согласно Инструкции о порядке заполнения декларации на товары и форму декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 N 257, обязательство должно быть представлено вместе с подачей декларации на товары, и при намерении декларанта представить сертификат соответствия после выпуска товаров в графе 44 декларации после знака разделителя проставляется цифра "3".
Представление документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям Технического регламента, равно как обязательства о предоставлении такого документа после регистрации декларации на товары указывает на наличие в действиях декларанта события административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия.
С 1 июля 2012 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" (ТР ТС 017/2011), являющийся приложением к решению Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 876.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Технического регламента настоящий Технический регламент распространяется на выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза продукцию легкой промышленности.
Перечень продукции, в отношении которой устанавливаются требования настоящего Технического регламента, указан в Приложении 1 к настоящему Техническому регламенту.
В Приложении N 1 указаны материалы текстильные из кода ТН ВЭД ТС N - изделия бельевые (для нательного, постельного, столового белья, бельевых корсетных и купальных изделий), полотенчатые (для полотенец, простыней (купальных), гладких, жаккардовых, вафельных, махровых).
Правонарушение, предусмотренное статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует считать оконченным с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации, так как в силу пункта 7 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Учитывая, что в поданной 5 сентября 2016 года декларации на товары N в графе 31 декларантом не было указано дополнительных сведений о предназначении товара, исходя из заявленного декларантом кода ТН ВЭД ТС, вывод судьи о том, что подача данной таможенной декларации не должна сопровождаться представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" (ТР ТС N) является не верным.
Предоставление в судебное заседание документов о целевом назначении возимого товара, не имеет правового значения для настоящего дела, поскольку сведения о предназначении товара для декоративного оформления и рукоделия при декларировании товара заявлены не были.
Кроме этого, судьёй Находкинского городского суда Приморского края не была дана оценка представленной ООО "Рутекс" декларации о соответствии ТС N на товар: материалы текстильные из синтетических тканей: ткани узкие с тонкой кромкой с маркировкой "ОмТекс", выданной ДД.ММ.ГГГГ по обязательной форме на контракт N от ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола испытаний N от ДД.ММ.ГГГГ испытательной лабораторий "ИП Б", которая подтверждает доводы таможенного органа о том, что указанный в графе 31 ДТ N N товар N1 попадает под действие Технического регламента ТС N.
Выводы судьи об отсутствии в действиях ООО "Рутекс" состава вменяемого правонарушения, в силу того, что обществом при декларировании товара была подана предварительная декларация, также является ошибочным, поскольку исходя из положений статьи 193 Таможенного кодекса Таможенного союза главным условием принятия неполной таможенной декларации таможенным органом является наличие в ней необходимых заявленных сведений для выпуска товара, для исчисления и уплаты таможенных платежей, для подтверждения соблюдения установленных законодательством Таможенного союза запретов и ограничении, для проведения идентификации товаров по совокупности их количественных и качественных характеристик.
Кроме этого, судьей не учтено, что при подаче неполной таможенной декларации декларант обязуется представить недостающие сведения в установленный таможенным органом срок, который для иностранных товаров не может превышать 45 дней со дня принятия неполной таможенной декларации таможенным органом. Обязательство оформляется по форме, утвержденной Приказом ФТС от 5 сентября 2006 года N 842 "Об утверждении формы обязательства о подаче таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений".
Декларация о соответствии ТС N была представлена декларантом в таможенный орган после даты регистрации ДТ N, обязательство о предоставлении документов в таможенный орган не направлялось.
С учетом изложенного постановление по делу об административном правонарушении вынесено судьей Находкинского городского суда Приморского края без всестороннего и полного исследования имеющихся в деле доказательств, то есть с существенным нарушением процессуальных требований.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При указанных обстоятельствах, поскольку к настоящему моменту срок давности привлечения ООО "Рутекс" к административной ответственности по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не истёк (часть 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), обжалуемое постановление судьи Находкинского городского суда Приморского края подлежит отмене, а дело об административном правонарушении - возвращению в указанный суд на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решила:
постановление судьи Находкинского городского суда Приморского края от 18 января 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Рутекс" отменить.
Материалы дела об административном правонарушении возвратить в Находкинский городской суд Приморского края на новое рассмотрение.
Судья С.П. Судницына
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.