Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Чикаловой Е.Н.
судей Власенко И.Г., Федоровой Л.Н.
при секретаре Якушевской Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костровой ФИО8 к департаменту труда и социального развития Приморского края отдел по Партизанскому городскому округу о незаконном удержании мер социальной поддержки
по апелляционной жалобе Костровой Т.П.
на решение Партизанского городского суда Приморского края от 18 января 2017 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Чикаловой Е.Н., судебная коллегия
установила:
Кострова Т.П. обратилась в суд с вышеназванным иском к ответчику, мотивировав требования тем, что является пенсионером, инвали "адрес" группы, получает социальную выплату на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Несколько лет она исправно пользовалась данной социальной выплатой. Из ответа Департамент труда и социального развития "адрес" в лице отдела по Партизанскому городскому округу от ДД.ММ.ГГГГ следует, что излишне выплаченная сумма мер социальной поддержки удерживается из сумм, начисленных на текущий месяц и составляет ... рублей. В случае, если расчёт социальной выплаты был осуществлён исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, то при предоставлении организациями территориальному отделу сведений, подтверждающих объём (количество) тепловой энергии, предъявленный к оплате получателям социальной выплаты, необоснованно полученные средства социальной выплаты учитываются при расчёте социальной выплаты в следующих расчётных периодах до полного удержания необоснованно полученных средств. При отсутствии права на получение социальной выплаты в последующие месяцы эти средства подлежат возврату в краевой бюджет получателем социальной выплаты или организацией. При отказе от добровольного возврата необоснованно полученных средств социальной выплаты, они взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ. Срок исковой давности истёк. Кроме того, на иске отсутствует дата подачи иска в суд и принятии его к производству. Считает самовольные удержания ответчиком полученных средств социальной выплаты без взыскания в судебном порядке неправомерным. По этим основаниям просила признать незаконными действия Департамента труда и социального развития "адрес" отдел по Партизанскому городскому округу в виде удержания с неё денежных средств социальной выплаты в виде мер социальной поддержки, обязать департамент труда и социального развития "адрес" отдел по Партизанскому городскому округу прекратить незаконное удержание с неё денежных средств социальной выплаты в виде мер социальной поддержки и произвести возврат незаконно удержанных денежных сумм.
В судебном заседании Кострова Т.П. кроме требований, изложенных в исковом заявлении, просила предоставить ей компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, поскольку с ... лет она не должна платить за капитальный ремонт, так как освобождена полностью ... % от уплаты за капитальный ремонт; а также представила письменное пояснение к исковому заявлению, из содержания которого следует, что они с мужем являлись пенсионерами: " ... ". Муж ... Субсидии они не получают. Льготы также уменьшили, и на протяжении ... компенсация была ... рублей. Всё это сказалось на здоровье больного человека, стрессы, переживания. Её муж ДД.ММ.ГГГГ умер. По этим основаниям, за все их переживания, расстройства, стрессы, сказавшиеся на здоровье, просила взыскать с департамента труда и социального развития "адрес" в лице отдела Партизанского городского округа компенсацию морального вреда в сумме ... рублей.
Представитель ответчика департамента труда и социального развития "адрес" Бабенко Г.Н. в судебном заседании иск не признала, просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объёме, поскольку действия ответчика соответствуют требованию действующего законодательства.
Судом постановленоуказанное выше решение, с которым не согласилась Кострова Т.П., в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного, принятого с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 160 Жилищного кодекса РФ, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счёт средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляются меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Судом установлено, что Кострова Т.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу: "адрес", проживает в трехкомнатной благоустроенной квартире, общей площадью ... кв.м., в которой прописано ... человека, является собственником ... доли квартиры, ... , является получателем мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; ей предоставляется ежемесячная денежная выплата с ДД.ММ.ГГГГ года на оплату взноса на капитальный ремонт как ветерану труда на ... кв.м. в размере ... рублей.
Порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации определён постановлением Губернатора Приморского края от 16 июля 2008 N 63-пг "О форме, порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края" (далее - Порядок).
В соответствии с п. 3.6 Порядка размер ежемесячной денежной выплаты, рассчитанный в соответствии с пунктом 3.4 настоящего Порядка, ежемесячно подлежит перерасчету с учетом данных о фактическом объеме потребленных и оплаченных коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, и оплате жилого помещения на основании сведений, предоставляемых ежемесячно не позднее 17 числа месяца, следующего за истекшим, субъектами предоставления данных, на основании соглашений об информационном обмене, заключенных с департаментом.
В случае, если размер ежемесячной денежной выплаты, рассчитанный в соответствии с пунктом 3.4 настоящего Порядка, превысил размер ежемесячной денежной выплаты, рассчитанный с учетом данных о фактическом объеме потребленных и оплаченных коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, и оплате жилого помещения, излишне выплаченные гражданину суммы ежемесячной денежной выплаты, полученной в результате перерасчета, подлежат удержанию из ежемесячных денежных выплат и (или) ежегодных денежных выплат получателей, причитающихся в последующем периоде, до полного удержания излишне полученных сумм. В случае прекращения предоставления ежемесячной денежной выплаты, излишне выплаченные получателю средства, возвращаются получателем добровольно. В случае отказа получателя от добровольного возврата излишне выплаченных средств они могут быть взысканы в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
В случае, если размер ежемесячной денежной выплаты, рассчитанный в соответствии с пунктов 3.4. настоящего Порядка, ниже размера ежемесячной денежной выплаты, рассчитанного с учетом данных о фактическом объеме потребленных и оплаченных коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, и оплате жилого помещения, недоплаченные средства выплачиваются получателю в месяце, следующем за месяцем перерасчета.
Действие п. 3.6 Порядка, утверждённого постановлением Губернатора Приморского края от 02 ноября 2015 N 72-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 16 июля 2008 N 63-пг "О форме, порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края" распространяется на правоотношения, возникшие в отношении получателей ежемесячной денежной выплаты, указанных в подпунктах "е" - "с" пункта 1.1. Порядка, с ДД.ММ.ГГГГ.
Судом также установлено, что федеральным льготникам перерасчет предоставленных мер социальной поддержки был произведен территориальным отделом первый раз в ДД.ММ.ГГГГ года с учётом данных о фактическом объёме потребленных коммунальных услуг, предоставляемых организациями жилищно-коммунального хозяйства с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.
Данные о фактическом потреблении по адресу: "адрес" за ДД.ММ.ГГГГ года: электроэнергия - ... оплата жилья - ... , ХВС - ... , водоотведение - 0, центральное теплоснабжение - ... , кап.ремонт - ... электроэнергия ОДН- ...
Судом первой инстанции также был проверен расчёт (выплачено ... , вследствие чего по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ суммы излишне выплаченной и не удержанной ежемесячной денежной выплаты составляют ... рублей.
Доказательства, свидетельствующие о том, что с истца производятся удержания излишне выплаченных сумм социальной поддержки в нарушение действующего законодательства, материалы дела не содержат.
Ссылка истца на нарушение ответчиком порядка удержания излишне выплаченных сумм, несостоятельна, поскольку социальные выплаты Костровой Т.П. производятся. Доказательства прекращения социальных выплат в материалах дела отсутствуют.
Учитывая указанные обстоятельства и положения норм материального права, регулирующих правоотношения сторон, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска Костровой Т.П.
Разъяснение о том, что излишне выплаченные суммы мер социальной поддержки удерживаются из сумм, начисленных на текущий месяц, соответствует требованию ФЗ N 176-ФЗ от 29.06.2015, ФЗ N 181-ФЗ от 24.11.1995, Постановлению Губернатора Приморского края от 16.07.2008 N 63-пг "О форме, порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края".
Также, в соответствии с п.4 ч.1 ст.2 Закона Приморского края от 17 июня 2016 года N848-КЗ "О предоставлении компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан, проживающих на территории Приморского края" право на компенсацию предоставляется собственникам жилых помещений, достигшим возраста 80 лет, проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста (достигших возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).
Согласно п.2 ч.1 ст.3 вышеуказанного Закона Приморского края компенсация предоставляется лицам, указанным в п.п.2, 4 ч.1 ст.2 настоящего Закона в размере 100 % взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц, установленного постановлением Администрации Приморского края в пределах размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчёта субсидий в Приморском крае, без учёта льготного размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения для отдельных категорий граждан, установленной законодательством Приморского края.
В соответствии с ч.3 ст.3 вышеуказанного Закона Приморского края в случае, если лица, указанные в п.п.2, 4 ч.1 ст.2 настоящего Закона, являются получателями компенсации в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Приморского края, размер компенсации, представляемой в соответствии с настоящим Законом, рассчитывается как разница между размером компенсации, рассчитанной в соответствии с п.2 ч.1 настоящей статьи, и размером компенсации, получаемой ими в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Приморского края.
Как следует из информации и расчёта, приведённых в письменном отзыве на исковое заявление, по заявлению Костровой Т.П. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан, проживающих на территории "адрес", компенсация предоставляется в размере ... рублей. Выплата осуществлена в ДД.ММ.ГГГГ года за ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ года, в ДД.ММ.ГГГГ года ( ... = ... р. - компенсация взноса по краевому закону N206-КЗ как ... ; ... = ... = ... р. - размер компенсации по краевому закону N848-КЗ, как собственнику, достигшему возраста ... лет). С ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с изменением состава семьи, расчёт производится на ... кв.м. ( ... = ... р. - компенсация взноса по краевому закону N206-КЗ как ... ; ... = ... - размер компенсации по краевому закону N 848-КЗ, как собственнику, достигшему возраста ... лет).
Учитывая указанные обстоятельства и положение норм материального права, регулирующих правоотношения сторон, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований истца о предоставлении компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, поскольку как установлено судом, названная компенсация выплачивается истцу в полном объеме.
Поскольку суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения основных требований, то требования о компенсации морального вреда также правильно оставлено без удовлетворения.
Все доводы апелляционной жалобы были предметом проверки суда первой инстанции, и правомерно отклонены. Оснований для иной оценки указанных доводов, судебная коллегия не усматривает.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении данного гражданского дела, суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального, процессуального права не нарушены, выводы основаны на обстоятельствах дела, представленных сторонами доказательствах. Решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Партизанского городского суда Приморского края от 18 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Костровой Т.П. без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.