Президиум Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Соседова Е.А.,
членов: Бурашниковой Н.А., Коропенко Л.Е., Ламонова Е.В., Ноздрина В.С.,
при секретаре Авдеевой Н.Ю.
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по иску Гомзова В.А. к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области (далее - ФКУ СИЗО N 2 УФСИН России по Тамбовской области) и УФСИН России по Тамбовской области об отмене решения жилищной комиссии, восстановлении в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий,
по кассационной жалобе ФКУ СИЗО N 2 УФСИН России по Тамбовской области на решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 04 мая 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 17 августа 2016 года.
Заслушав доклад судьи Тамбовского областного суда Чербаевой Л.В., президиум
установил:
Будучи сотрудником ФКУ СИЗО N 2, Гомзов В.А. с 2004 года состоял в указанном учреждении на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО N 2 от 21 мая 2015 года с указанного учета Гомзов В.А. снят, как утративший основания состоять на нем в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ и п. 2 ч. 2 ст. 12 Закона Тамбовской области от 20 июля 2005 года N 342-З "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда в Тамбовской области".
Решением Моршанского районного суда Тамбовской области от 04 мая 2016 года в результате удовлетворения предъявленных 25 января 2016 года исковых требований Гомзова В.А. названное решение жилищно-бытовой комиссии признано незаконным и отменено, ФКУ СИЗО N 2 обязано восстановить истца в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 17 августа 2016 года решение Моршанского районного суда от 04 мая 2016 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФКУ СИЗО N 2 УФСИН России по Тамбовской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФКУ СИЗО N 2 УФСИН России по Тамбовской области просит об отмене названных судебных постановлений. Приводятся доводы о законности оспариваемого истцом решения жилищно-бытовой комиссии. В собственности жены истца ФИО1 и его сына ФИО2., *** имеется жилой дом *** общей площадью 76,8 кв.м. Гомзов В.А. и его несовершеннолетняя дочь ФИО3., *** зарегистрированы в принадлежащем его матери ФИО4 доме *** общей площадью 62,7 кв.м. Расторжение брака с супругой и договор найма жилого помещения с ФИО5 истец оформил после заседания жилищно-бытовой комиссии, на котором принято оспариваемое им решение.
В силу ч. 1 ст. 381 ГПК РФ судьи изучают кассационную жалобу, представление по материалам, приложенным к ним, либо по материалам истребованного дела.
Настоящее гражданское дело было истребовано в областной суд, определением судьи от 16 февраля 2017 года оно передано для рассмотрения в суд кассационной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя СИЗО N 2 Нагорновой М.Ю., ответчика Гомзова В.А. и его представителя по устному ходатайству Матвеевой О.В., президиум Тамбовского областного суда приходит к следующему.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Оспариваемые судебные постановления приняты с указанными нарушениями.
Из материалов дела усматривается, что Гомзов В.А. впервые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий был поставлен жилищно-бытовой комиссией СИЗО N 2 в 2004 году, будучи зарегистрированным по месту жительства с 2001 года с женой ФИО1 и сыном ФИО2 в доме *** общей площадью 76,8 кв.м., жилой - 46,6 кв.м. (Копии соответствующего решения комиссии в деле не имеется).
Решением Моршанского районного суда от 21 декабря 2006 года в порядке приобретательной давности за супругой Гомзова В.А. - ФИО1 и их сыном ФИО2 в равных долях признано право собственности на указанный дом, переданный им для проживания родственниками истца Гомзова В.А.
Решением жилищно-бытовой комиссии от 26 марта 2009 года на основании пунктов 12-14 Постановления исполнительного комитета Тамбовского областного Совета народных депутатов и президиума областного Совета профессиональных союзов от 30 сентября 1984 года N 157 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Тамбовской области" по причине отсутствия полного перечня документов, необходимых для первоначальной постановки на учет в 2004 году, Гомзов В.А. с такого учета был снят.
Решением Моршанского районного суда Тамбовской области от 04 июля 2012 года заявление Гомзова В.А. о признании незаконным указанного решения жилищно-бытовой комиссии удовлетворено, поскольку приведенное им основание для снятия с учета законом не предусмотрено, СИЗО N 2 обязано было восстановить его в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий.
02 марта 2012 года истец Гомзов В.А. с дочерью ФИО3, *** зарегистрирован в доме *** площадью 62,7 кв.м., на праве собственности принадлежащем его матери ФИО4
Брак между Гомзовыми ФИО32 расторгнут решением мирового судьи Моршанского района от ***
В дополнительном исковом заявлении, предъявленном в суд 04 мая 2016 года, Гомзов В.А. заявил, что членом семьи своей матери не является, в принадлежащем ей доме фактически не проживает, приложил договор найма жилого помещения от 07 октября 2015 года, заключенный с ФИО5
Жилищно-бытовая комиссия в обоснование решения от 21 мая 2015 года указала на свой выезд по двум указанным адресам и установление путем опроса свидетелей факта постоянного проживания истца в доме ***
Признавая незаконным решение жилищно-бытовой комиссии о снятии Гомзова В.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции указал на то, что упоминаемая в решении этой комиссии норма жилищного законодательства - п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ к спорным правоотношениям применению не подлежит в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), как не подлежит применению и ст. 32 ЖК РСФСР, поскольку не содержала такого основания снятия с учета, как утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
С подобным выводом согласился и суд апелляционной инстанции.
Однако президиум Тамбовского областного суда находит его неправильным.
Так, в силу п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со ст. 5 Вводного закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия с соответствующего учета граждан, принятых на него для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 года, установлены ч. 2 ст. 6 Вводного закона.
Действительно, в силу ч. 2 названной статьи граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ (не п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ), но в то же время и в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Применительно к имеющим специальные звания сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, обеспечение их жилыми помещениями регулируется также Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), в соответствии с ч. 1 ст. 6 которого сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 3 ст. 6).
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до 1 марта 2005 года давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены ст. 29 ЖК РСФСР. В частности согласно п. 1 данной статьи нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского Советов народных депутатов.
И, вопреки неверному выводу суда первой инстанции, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 32 ЖК РСФСР граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Основания признания Гомзова В.А. в 2004 году нуждающимся в улучшении жилищных условий судом первой инстанции не выяснялись. Согласно письменному пояснению представителя УФСИН России по Тамбовской области, Гомзов В.А. на соответствующий учет был принят именно в соответствии с п. 1 ст. 29 ЖК РСФСР, как имеющий обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, установленного Постановлением Тамбовского облисполкома и президиума Тамбовского облсовпрофа от 30 сентября 1984 года N 157 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Тамбовской области".
После принятия Гомзова В.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а именно по вышеупомянутому судебному решению от 21 декабря 2006 года состоялось приобретение членами его семьи (женой и сыном) в собственность дома жилой площадью 46,6 кв.м., что в расчете на каждого члена семьи превышало установленный Постановлением Тамбовского облисполкома и облсовпрофа от 30 сентября 1984 года в 9 кв.м. уровень занимаемой жилой площади для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Правовой оценки данному обстоятельству судами первой и апелляционной инстанции не дано.
Кроме этого, в нарушение требований ч. 2 ст. 56, ч. 1 ст. 196 ГПК РФ суд первой инстанции не установил, в каком качестве применительно к требованиям жилищного законодательства Гомзов В.А. с несовершеннолетней дочерью зарегистрировался в принадлежащем его матери жилом доме общей площадью 62,7 кв.м., имелось ли между ними соглашение о пользовании жилым помещением, которое определяло бы его положение иначе, чем это предусмотрено нормами Жилищного законодательства, а именно ч. 1 ст. 30 и ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, и, исходя из установления этих обстоятельств, - вселение истца в дом матери являлось ли улучшением жилищных условий, вследствие которого граждане снимаются с соответствующего учета по правилам ст. 32 ЖК РСФСР.
В силу ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом РФ.
Члены семьи собственника жилого помещения в соответствии с ч. 2 ст. 31 ЖК РФ имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником членами его семьи.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Указанное разъяснение дано применительно к ситуации наличия у собственника единственного жилого помещения для проживания.
При изложенных обстоятельствах, при возникшем между сторонами споре о праве Гомзова В.А. на получение жилого помещения по договору социального найма, суду следовало устанавливать наличие либо отсутствие предусмотренных ЖК РСФСР оснований считать его нуждающимся в получении такого помещения и оснований для снятия с такого учета, а не ограничиваться указанием на неправильную ссылку жилищно-бытовой комиссии на п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Президиум отмечает, что настоящий спор с установлением указанных обстоятельств Моршанским районным судом не был разрешен и при принятии упоминаемого выше решения от 04 июля 2012 года, которым ранее имевшее место решение жилищно-бытовой комиссии отменялось ввиду того, что приведенное им основание для снятия Гомзова В.А. с учета (отсутствие полного перечня документов, необходимых для первоначальной постановки на учет), не предусмотрено законом.
Расторжение Гомзовым В.А. брака с ФИО1 заключение им договора найма жилого помещения *** с ФИО5, что суды первой и апелляционной инстанций также положили в обоснование законности его исковых требований, имели место уже после снятия его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, поэтому о незаконности оспариваемого решения жилищно-бытовой комиссии свидетельствовать не могут.
Помимо этого, не имеют значения для правильного разрешения спора ранее имевшие место решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО N 2 (29 марта 2013 года, 24 марта 2014 года, 20 марта 2015 года) о признании Гомзова В.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий, и ссылка на которые сделана судом первой инстанции, как на основание к удовлетворению иска.
Допущенные нарушения норм материального и процессуального права представляются существенными, без отмены принятых с ними судебных постановлений невозможно восстановление нарушенных прав заявителя.
В результате такой отмены дело направляется на новое рассмотрение суду первой инстанции. При таком рассмотрении следует установить имеющие для правильного разрешения дела обстоятельства и разрешить спор с правильным применением норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум
постановил:
Решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 04 мая 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 17 августа 2016 года отменить.
Дело по иску Гомзова В.А. к ФКУ СИЗО N 2 УФСИН России по Тамбовской области, УФСИН России по Тамбовской области об отмене решения жилищной комиссии, восстановлении в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий передать на новое рассмотрение суду первой инстанции.
Председательствующий Соседов Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.