Судья Хабаровского краевого суда Унтевская Е.Л., рассмотрев жалобу защитника ОАО "РЖД" Мотуз А.В. на постановление государственного инспектора Российской Федерации по надзору за использованием и охраной водных объектов по Хабаровскому краю ФИО1 N от 24 октября 2016 года, решение судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 23 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2. КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги",
УСТАНОВИЛА:
постановлением Ванинского транспортного прокурора Корчагина Е.В. N от 12 октября 2016 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее ОАО "РЖД").
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации по надзору за использованием и охраной водных объектов по Хабаровскому краю ФИО1 N от 24 октября 2016 года ОАО "РЖД" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2. КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 23 декабря 2016 года постановление должностного лица изменено в части назначенного административного наказания, размер административного штрафа снижен до 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Хабаровский краевой суд, защитник ОАО "РЖД" Мотуз А.В. просит постановление и решение изменить либо отменить, освободив ОАО "РЖД" от административного наказания.
Указывает, что ОАО "РЖД" не может быть признано виновным в данном административном правонарушении, поскольку выявленное должностными лицами административное правонарушение произошло по вине ООО СК "Востокстроймеханизация" и ООО "Знак труда"; что ОАО "РЖД" не осуществляло хранение отходов производства; что в нарушение ст. 25.1 КоАП РФ законный представитель общества не извещен о рассмотрении дела об административном правонарушении; что вина ОАО "РЖД" в инкриминируемом правонарушении не установлена.
Одновременно с жалобой подано ходатайство о восстановлении срока на её подачу.
В судебном заседании защитник ОАО "РЖД" Мотуз А.В. ходатайство, требования и доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель должностного лица административного органа Плахтий А.Ю. требования и доводы жалобы не признал, просил оставить ее без удовлетворения.
Ванинский транспортный прокурор, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения участников производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
На основании ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного данной нормой, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Рассматривая ходатайство защитника ОАО "РЖД" Мотуз А.В. о восстановлении срока для подачи настоящей жалобы с приложенными в его обоснование доказательствами, прихожу к выводу о том, что данный срок пропущен по уважительной причине и подлежит восстановлению.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства).
Согласно статье 11 Закона об отходах производства индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В силу статьи 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1); соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 2).
Согласно п. 1.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.04.2003 N 80 (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03), требования данных правил предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель.
Пунктом 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 допускается временное складирование отходов производства и потребления на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
В соответствии с п. 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.).
В силу п. 4.3 СанПиН 2.1.7.1322-03 в границах установленных водоохранных зон открытых водоемов размещение объекта складирования не допускается.
Из материалов дела следует, что Ванинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды и природопользования в Советско-Гаванской дистанции пути - структурном подразделении Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной Дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД".
В ходе проверки установлено, что на промышленной площадке N 2 ст. Токи, находящейся в водоохранной зоне (409 м от береговой линии моря), осуществляется складирование отходов производства 3 и 4 класса опасности - шпал железнодорожных отработанных деревянных, пропитанных антисептическими средствами (3 класс опасности) и покрышек отработанных (4 класс опасности).
В нарушение указанных выше санитарно-эпидемиологических требований отработанные деревянные шпалы и покрышки складируются навалом на открытый грунт, вне специальной площадки с твердым водонепроницаемым покрытием. Имеющееся асфальтовое покрытие под отработанными железнодорожными шпалами имеет значительное повреждение, в нескольких местах видна почва. Поверхность отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (отходы не укрыты брезентом; не оборудованы навесы). Шпалы и покрышки не уложены в штабели, не закреплены, большое количество отработанных шпал лежит непосредственно на железнодорожных путях. Места временного хранения отработанных шпал не промаркированы.
Указанные факты явились основанием для возбуждения в отношении ОАО "РЖД" дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, и привлечения к ответственности в виде административного штрафа.
Факт совершения и виновность ОАО "РЖД" в инкриминируемом правонарушении подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: уведомлением о проведении проверки; актом проверки от 04.10.2016 с приложением фотографий; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении N от 12.10.2016; уведомлением о возбуждении дела об административном правонарушении и сведениями о его принятии за номером 294/Е; уведомлением о вызове для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении; актом проверки от 11.08.2016; инструкцией по обращению с отходами производства и потребления на структурных подразделениях Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения филиала ОАО "РЖД", распоряжением N от 21.04.2016 "Об утверждении Положения об организации работы начальника дистанции пути"; Положением об организации работы начальника дистанции пути; объяснением представителя юридического лица Мотуза А.В..
При рассмотрении дела должностным лицом и судьей районного суда правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, исследованы все представленные по делу доказательства, оценка которых произведена в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что в нарушение ст. 25.1 КоАП РФ законный представитель общества не был извещен о месте и времени вынесения постановления о назначении административного наказания; что законный представитель не был извещен о месте и времени проведения проверки; что акт проверки составлен в отсутствие законного представителя, являлись предметом исследования судьи районного суда, в решении им дана надлежащая правовая оценка, с которой следует согласиться.
Вопреки доводу жалобы вина ОАО "РЖД" в инкриминируемом правонарушении установлена и доказана.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что ОАО "РЖД" принимались необходимые, достаточные и исчерпывающие меры к соблюдению требования законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования при размещении отходов производства. Постоянный контроль над действиями третьих лиц со стороны ОАО "РЖД" отсутствовал.
Обстоятельств, препятствующих ОАО "РЖД" исполнить указанные выше обязанности, не установлено.
Привлечение к административной ответственности главного инженера ПЧ-19 ФИО2 не освобождает от административной ответственности ОАО "РЖД".
В соответствии с ч. 3 ст. 2.1. КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Довод жалобы об отсутствии в действиях ОАО "РЖД" состава административного правонарушения со ссылкой на самовольные действия ООО СК "Востокстроймеханизация" и ненадлежащее исполнение ООО "Знак труда" договора по охране, не исключает вины ОАО "РЖД" в совершении административного правонарушения, поскольку соблюдение требований действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды возлагается на собственника промышленной площадки N 2 ст. Токи ПЧ-19.
Вместе с тем, должностным лицом, а впоследствии и судьей районного суда действия ОАО "РЖД" неверно квалифицированы как хранение отходов производства.
Согласно ст. 1 Закона об отходах хранение отходов производства - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что железнодорожные шпалы и покрышки складировались на промышленной площадке N 2 ст. Токи ОАО "РЖД" более одиннадцати месяцев.
Таким образом, вмененное ОАО "РЖД" несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований допущено при накоплении отходов производства, а не при их хранении. В связи с чем, постановление должностного лица и решение судьи в данной части подлежит изменению.
Однако указанное изменение не является основанием освобождения от административной ответственности, так как несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при накоплении отходов производства также образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
С учетом изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
ходатайство защитника ОАО "РЖД" Мотуз А.В. удовлетворить, восстановить срок на подачу жалобы на постановление государственного инспектора Российской Федерации по надзору за использованием и охраной водных объектов по Хабаровскому краю ФИО1 N от 24 октября 2016 года, решение судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 23 декабря 2016 года.
Постановление государственного инспектора Российской Федерации по надзору за использованием и охраной водных объектов по Хабаровскому краю ФИО1 N от 24 октября 2016 года, решение судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 23 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" изменить, указав, что ОАО "РЖД" несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований допущено при накоплении отходов производства, а не при их хранении.
В остальной части постановление и судебное решение оставить без изменения, а жалобу защитника ОАО "РЖД" Мотуз А.В. - без удовлетворения.
Судья Хабаровского краевого суда Е.Л. Унтевская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.