Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре Л.Р. Галиуллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Татметснаб" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Исполнительному комитету муниципального образования "город Нижнекамск" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Татметснаб" является собственником земельного (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация производственной базы) общей площадью 26 745 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", имеющего кадастровый номер ... , поставленного на кадастровый учет 16 октября 2001 года.
Кадастровая стоимость данного земельного участка определена по состоянию на 1 января 2015 года, введена в действие с 1 января 2016 года распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)" и составляет 46061 243 рубля 73 копейки.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, ООО "Татметснаб" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость этого земельного участка в размере 9817300 рублей, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года.
Одновременно ООО "Татметснаб" заявлено требование о возложении на административных ответчиков обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о вновь установленной кадастровой стоимости земельного участка.
В судебном заседании представитель административного истца Н.В. Сысолина административное исковое заявление поддержала.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан В.В. Морозов административный иск не признал.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования "город Нижнекамск" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились. Сведений об уважительности причин неявки представителя Исполнительного комитета муниципального образования "город Нижнекамск" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан не имеется. От остальных лиц, участвующих в деле поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
На основании части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение своих доводов административным истцом суду представлен отчет N 31/11/16-Н от 23 ноября 2016 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, подготовленный индивидуальным предпринимателем Л.М. Насибуллиной по инициативе административного истца, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... по состоянию на 1 января 2015 года составила 9817 300 рублей.
Названный отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка получил положительное экспертное заключение N Э-0003/17 от 31 января 2017 года эксперта Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация Ассоциации российских магистров оценки".
Исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд приходит к выводу о его соответствии законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. При этом судом установлено, что лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан с указанным отчетом не согласился, указал на допущенные, по его мнению, нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Данные обстоятельства были вынесены на обсуждение, административному ответчику предложено представить доказательства недостоверности сведений о величине рыночной стоимости, предоставленных административным истцом, разъяснено право заявить ходатайство о назначении по делу экспертизы для определения рыночной стоимости земельного участка.
Вместе с этим доказательств недостоверности отчета N 31/11/16-Н от 23 ноября 2016 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, подготовленного индивидуальным предпринимателем Л.М. Насибуллиной о величине рыночной стоимости, не представлено. Ходатайство о назначении по делу экспертизы для определения рыночной стоимости объекта недвижимости заявлено не было.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В пункте 19 постановления от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Поскольку доказательств, опровергающих изложенные в указанном отчете выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, административными ответчиками не представлено, принимая во внимание изложенные обстоятельства, на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ, суду надлежит принять решение об определении кадастровой стоимости названного земельного участка в размере его рыночной стоимости, установленной отчетом N 31/11/16-Н от 23 ноября 2016 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, подготовленным индивидуальным предпринимателем Л.М. Насибуллиной.
Доводы представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о несоблюдении ООО "Татметснаб" установленного федеральным законом обязательного досудебного порядка урегулирования данного административного спора суд находит несостоятельными.
2 декабря 2016 года ООО "Татметснаб" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Республики Татарстан, созданную приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23 января 2012 года N П/20, с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером ... по состоянию на 1 января 2015 года, представив необходимые документы.
Решением от 23 декабря 2016 года N 309 указанной Комиссии заявление административного истца о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ... по состоянию на 1 января 2015 года отклонено.
Таким образом, ООО "Татметснаб" соблюден установленный статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, частью 4 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязательный досудебный порядок урегулирования данного административного спора.
Вопреки доводам административного ответчика, незначительные отличия (менее 1%) размера рыночной стоимости, указанного в отчете об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка, представленного административным истцом в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Республики Татарстан, и в аналогичном отчете, представленном в суд, не свидетельствуют о несоблюдении ООО "Татметснаб" досудебного порядка урегулирования данного административного спора.
Согласно пояснениям представителя административного истца, уточнение размера рыночной стоимости земельного участка в отчете, представленном в суд, произошло при его проверке экспертом Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация Ассоциации российских магистров оценки".
Частью 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Учитывая, что ООО "Татметснаб" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости 2 декабря 2016 года, указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
В тоже время, не подлежат удовлетворению требования ООО "Татметснаб" о возложении на административных ответчиков обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о вновь установленной кадастровой стоимости земельного участка, поскольку согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ соответствующая обязанность у органа государственной регистрации прав возникает в силу закона при установлении такой стоимости судом и в порядке, предусмотренном указанной нормой.
Принимая во внимание, что Исполнительный комитет муниципального образования "город Нижнекамск" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан не является государственным органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, или государственным органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в удовлетворении административного искового заявления к данному административному ответчику об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка должно быть отказано.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Татметснаб" удовлетворить частично.
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация производственной базы) общей площадью 26 745 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Татарстан, "адрес" имеющего кадастровый номер ... , равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 9 817 300 рублей.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором обществом с ограниченной ответственностью "Татметснаб" подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2016 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления считать 2 декабря 2016 года.
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Татметснаб" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Исполнительному комитету муниципального образования "город Нижнекамск" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан о возложении обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о вновь установленной кадастровой стоимости земельного участка отказать.
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Татметснаб" к Исполнительному комитету муниципального образования "город Нижнекамск" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Судья Э.С. Каминский
Справка: решение принято судом в окончательной форме 11 апреля 2017 года.
Судья Э.С. Каминский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.