Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
в составе:
председательствующего судьи Саломатиной Л.А.
судей Ильиных Е.А., Дышлового И.В.
при секретаре Сылко Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Партизанского района в интересах Бем Ф.С. к администрации Партизанского муниципального района, Администрации Приморского края, Департаменту труда и социального развития Приморского края о признании права на единовременную материальную помощь, выплачиваемую за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, возложении обязанности включить в список пострадавших, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, произвести выплату такой материальной помощи по апелляционным жалобам администрации Партизанского муниципального района и Департамента труда и социального развития Приморского края на решение Партизанского районного суда Приморского края от 17.01.2017, которым иск удовлетворён, признано за Бем Ф.С. право на единовременную материальную помощь, выплачиваемую за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в размере 10 000 рублей, возложена обязанность: на администрацию Партизанского муниципального района Приморского края - включить Бем Ф.С. в список пострадавших граждан, на Администрацию Приморского края - принять решение в соответствии с постановлением администрации Приморского края от 19.09.2007 N 252-а "Об утверждении Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации Приморского края" о выплате Бем Ф.С. единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей, на Департамент труда и социального развития Приморского края - по выплате такой материальной помощи в размере 10 000 рублей.
Заслушав доклад судьи Саломатиной Л.А., объяснения представителя администрации Партизанского муниципального района Приморского края - Екимова В.А., прокурора Неплюевой Е.Н., судебная коллегия
установила:
прокурор Партизанского района в интересах Бем Ф.С. обратился в суд с иском к администрации Партизанского муниципального района, Администрации Приморского края, Департаменту труда и социального развития Приморского края о признании права на единовременную материальную помощь, выплачиваемую за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, возложении обязанности включить в список пострадавших, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, выплате такой помощи.
В обоснование требований указал, что проведена прокурорская проверка по обращению Бем Ф.С. по вопросу возмещения ущерба в результате чрезвычайной ситуации в связи с прохождением на территории Партизанского муниципального района тайфуна LIONROCK. По результатам проверки установлено, что в результате чрезвычайной ситуации у Бем Ф.С. уничтожен урожай на придомовом земельном участке. Бем Ф.С. выплачена разовая материальная помощь в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке. Вместе с тем, Бем Ф.С. не включена в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества, помощь ей не оказана. Прокурор просил признать за Бем Ф.С. право на единовременную материальную помощь, выплачиваемую за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в размере 10 000 рублей; обязать: администрацию Партизанского муниципального района Приморского края - включить Бем Ф.С. в список граждан, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации, для предоставления единовременной материальной помощи; Администрацию Приморского края - принять решение в соответствии с постановлением от 19.09.2007 N 252-а "Об утверждении Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации Приморского края" о выплате Бем Ф.С. такой помощи, Департамент труда и социального развития Приморского края - произвести выплату единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в размере 10 000 рублей.
В судебном заседании прокурор и Бем Ф.С. требования поддержали.
Представитель администрации Партизанского муниципального района в судебном заседании иск не признал, указав, что данная выплата не произведена, поскольку имущество первой необходимости, принадлежащее Бем Ф.С., не пострадало.
Представитель Департамента труда и социального развития Приморского края иск не признал, ссылаясь на отсутствие законных оснований для удовлетворения иска.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Администрации Приморского края.
Судом постановленоуказанное выше решение, с которым не согласились администрация Партизанского муниципального района и Департамент труда и социального развития Приморского края, поданы апелляционные жалобы, в которых ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, считает необходимым отменить решение суда в связи с неправильным применением судом норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Разрешая спор, суд пришёл к выводу о праве Бем Ф.С. на единовременную материальную помощь, выплачиваемую за счёт средств резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в размере 10000 рублей.
Выводы суда на законе не основаны.
В связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края в августе - сентябре 2016 года, вызванными тайфуном "LIONROCK", Администрацией Приморского края 02.09.2016 принято постановление N 413-па "О мерах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края в августе - сентябре 2016 года за счет средств, выделяемых из федерального и краевого бюджетов".
Согласно п. 1.1 постановления N 413-па от 02.09.2016 граждане Российской Федерации, местом жительства которых в августе - сентябре 2016 года являлись жилые дома, квартиры, находящиеся в многоквартирных домах, расположенные на территориях Артемовского, Дальнегорского, Дальнереченского, Лесозаводского, Находкинского, Партизанского, Уссурийского городских округов, Анучинского, Дальнереченского, Кавалеровского, Кировского, Красноармейского, Лазовского, Михайловского, Надеждинского, Октябрьского, Ольгинского, Партизанского, Пожарского, Тернейского, Ханкайского, Хасанского, Хорольского, Черниговского, Чугуевского, Шкотовского, Яковлевского муниципальных районов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края, вызванными тайфуном "LIONROCK" на территории Приморского края имеют право на единовременную материальную и финансовую помощь, выплачиваемую за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в размерах и в случаях, установленных подпунктами "г", "д" пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 (ред. от 30.09.2015) утверждены "Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
В соответствии с подпунктами "г" и "д" п. 2 Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N 110, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Как следует из п. 11 Правил, для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований по мероприятиям, предусмотренным подпунктом "г" пункта 2 Правил подготавливается заявление об оказании гражданам единовременной материальной помощи согласно приложению N 9; по мероприятиям, предусмотренным подпунктом "д" пункта 2 Правил - заявление об оказании гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, предусмотренное приложением N 9.
Исходя из содержания указанных нормативно правовых актов, одним из условий для принятия решения о назначении компенсационных выплат является факт повреждения или утраты принадлежащего гражданину имущества.
МЧС России 03.10.2014 N 2-4-87-24-7 утверждены "Методические рекомендации по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
Согласно главе 2 указанного акта к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
Из материалов дела следует, что комиссией, созданной органом местного самоуправления, проведено обследование придомового участка и дома "адрес", по результатам которого составлен акт, в порядке, установленном подзаконными актами. Собственником указанного имущества является Бем Ф.С.
Согласно данному акту полностью затоплен земельный участок, на котором находились посадки овощных культур, повреждён весь урожай, затоплена веранда и хозяйственные постройки, уничтожен забор, повреждён погреб, смыты дровенник и хозяйственное имущество (л. д. 12).
При рассмотрении дела прокурором подтверждено, что Бем Ф.С. реализовано право на получение разовой материальной помощи в размере 10 000 рублей в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке. Бем Ф.С. этот факт не оспаривала. Также из дела следует, что Бем Ф.С. органом местного самоуправления оказана помощь по восстановлению забора и обеспечению дровами.
Поскольку доказательств утраты или повреждения имущества первой необходимости при рассмотрении дела не представлено, у суда не было оснований для удовлетворения иска. Из смысла положений Постановления Администрации Приморского края от 02.09.2016 N 413-па следует, что выплаты гражданам за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации возможны только в случае частичного или полного повреждения имущества первой необходимости. А таких обстоятельств по данному делу не установлено.
Доводы апелляционных жалоб являются обоснованными.
Решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Партизанского районного суда Приморского края от 17.01.2017 отменить, в удовлетворении исковых требований прокурора Партизанского района в интересах Бем Ф.С. к администрации Партизанского муниципального района, Администрации Приморского края, Департаменту труда и социального развития Приморского края о признании права на единовременную материальную помощь, выплачиваемую за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, возложении обязанности включить в список пострадавших, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, выплате единовременной материальной помощи - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.