Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего
судей
при секретаре
Гореловой Т.В.,
Медведева А.А., Бредихиной С.Г.,
Добротворской В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика краевого государственного казенного учреждения "Региональное жилищное управление" на решение Железнодорожного районного суда города Барнаула Алтайского края от 18 января 2017 года по гражданскому делу
по иску прокурора города Новоалтайска в интересах "ФИО 1" к краевому государственному казенному учреждению "Региональное жилищное управление" о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Медведева А.А., пояснения законного представителя "ФИО 1" - Масло О.Б., представителя ответчика Пшеницыной Т.О., прокурора Текутьевой Я.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обратившись в суд с названными исковыми требованиями, прокурор в их обоснование указывал, что "ФИО 1" является ребенком-инвалидом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, с ДД.ММ.ГГ совместно со своей матерью Масло О.Б. проживает в арендованном жилом помещении по адресу: "адрес", зарегистрированы по месту пребывания у знакомых по адресу: "адрес".
Постановлением администрации г.Новоалтайск от ДД.ММ.ГГ *** Масло О.Б. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Ссылаясь на п.4 ч.1 ст.51, ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.8 Закона Алтайского края от 12 декабря 2006 года N136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", истец просит признать за "ФИО 1" право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма; обязать ответчика предоставить "ФИО 1" в лице законного представителя Масло О.Б. вне очереди благоустроенное жилое помещение в "адрес", общей площадью не менее *** кв.м., на состав семьи из *** человек (несовершеннолетняя и ее мать) с учетом права на дополнительную площадь.
Решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 18 января 2017 года исковые требования удовлетворены частично. На КГКУ "Региональное жилищное управление" возложена обязанность предоставить "ФИО 1" в лице законного представителя Масло О.Б., вне очереди благоустроенное жилое помещение "адрес" по договору социального найма общей площадью *** кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, с учетом права на дополнительную площадь. Установлен срок исполнения решения в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске. В обоснование жалобы указывает, что вопрос о внеочередном предоставлении жилого помещения должен рассматриваться во взаимосвязи с п.4 ч.1 ст.51, п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации. В ходе рассмотрения дела установлено, что материальный истец проживает с матерью одной семьей. Вместе с тем, в силу названных норм, проживание в квартире одной семьи, в составе которой имеется лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, исключает возможность признания за гражданином права на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке. Жилищный кодекс Российской Федерации одним из условий предоставления жилья по договору социального найма в дополнение к жилищной нуждаемости предусматривает и наличие статуса малоимущего. Вместе с тем, в материалах дела сведений о признании материального истца малоимущем не имеется.
Судом удовлетворены требования о предоставление жилого помещения общей площадью *** кв.м., без учета положений п.1.1 ст.8 Закона Алтайского края от 12 декабря 2006 года N136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", а именно возможности предоставления однокомнатной квартиры общей площадью *** кв.м.
Полномочия по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после ДД.ММ.ГГ, Российской Федерацией органам государственной власти субъектов не передавались, как и средства на их реализацию. Ссылаясь на положения ст.5 названного Закона Алтайского края, автор жалобы отмечает, что законодательством Алтайского края не предусмотрено внеочередное предоставление жилых помещений инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и вставших на учет после ДД.ММ.ГГ.
В письменных возражениях прокурор просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции законный представитель "ФИО 1" Масло О.Б., прокурор Текутьева Я.В., просила решение суда оставить без изменения, представитель ответчика Пшеницына Т.О. настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. Об отложении судебного разбирательства не просили, о наличии уважительных причин неявки не сообщали. В этой связи, с учетом положений ст.167 ГПК РФ их неявки не препятствует рассмотрению дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав участников процесса, проверив законность принятого судом решения в пределах доводов жалобы по правилам ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части удовлетворения иска в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права и (п.2 и п.4 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии с положениями частей 2 и 3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч.2).
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч.3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
Из материалов дела следует, что "ФИО 1" ДД.ММ.ГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N378.
ДД.ММ.ГГ Масло О.Б. обратилась с заявлением на имя главы администрации "адрес" о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Семья состоит из 2-ух человек Масло О.Б. (мать), "ФИО 1"
Согласно постановлению администрации г.Новоалтайска от ДД.ММ.ГГ *** "О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" Масло О.Б. принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как относящуюся к категории граждан, у которых ребенок страдает тяжелыми формами хронических заболеваний. Согласно справке первого заместителя главы администрации города Новоалтайска Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** на ДД.ММ.ГГ ее очередь ***.
Семья Масло объектов недвижимости на праве собственности не имеет, что подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается. Зарегистрированы по месту пребывания с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ по адресу "адрес". Исходя из выписки из домовой книги, выданной специалистом администрации г.Новоалтайск ДД.ММ.ГГ, по указанному адресу также проживают "ФИО 2" "ФИО 3", "ФИО 4", "ФИО 5"., которые членами семьи Масло не являются. Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела Масло О.Б. поясняла, что по данному адресу они только значатся зарегистрированными, ни разу в этом доме не были, фактически проживают в квартире по адресу: "адрес" на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГ, заключенном сроком на *** год.
Разрешая спор, руководствуясь при этом ст.49, п.п.2, 4 ч.1 ст.51, ч.1 и п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что только "ФИО 1". имеет право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, суд, частично удовлетворяя требования прокурора, возложил на ответчика обязанность предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение в "адрес" по договору социального найма "ФИО 1"
Судебная коллегия с указанным выводом суда не соглашается, принимая во внимание следующее.
Само по себе наличие заболевания основанием для предоставления внеочередного жилого помещения не является.
Из содержания искового заявления следует, что прокурор, обращаясь с иском в суд и руководствуясь ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ), п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч.1 ст.5, ст.8 Закона Алтайского края от 12 декабря 2006 года N136-ЗС "О предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" полагал необходимым предоставить жилое помещение из краевого жилищного фонда.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, исходя из системного анализа положений федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ), а также ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. При этом внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, Федеральный закон N181-ФЗ не устанавливает.
В Законе Алтайского края от 12 декабря 2006 года N136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" инвалиды также не указаны в числе категорий граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма.
Таким образом, основанные на указанных выше положениях норм закона требования прокурора, не закрепляющие предоставление жилого помещения во внеочередном порядке лицам, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, удовлетворению не подлежат.
В ходе рассмотрения дела прокурором основания заявленных требований не уточнялись. Вместе с тем, приходя к выводу о наличии у "ФИО 1" права на предоставление во внеочередном порядке жилого помещения, суд основывался на положениях ст.49, п.п.2, 4 ч.1 ст.51, ч.1 и п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст.17 Федерального закона N181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, которое не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма.
Порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма из муниципального жилищного фонда урегулирован положениями ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с ч.3 которой гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления. При этом ч.1 данной статьи определено, что предоставление жилых помещений производится в порядке очередности, исходя из времени принятия граждан на учет.
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма.
Так, п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 названного кодекса Перечне.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав только указанной в ней категории граждан.
Из взаимосвязанных положений ст.ст.49, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что гражданам, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, жилые помещения по договору социального найма во внеочередном порядке предоставляются органом местного самоуправления и при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства - в случае признания их малоимущими.
Вместе с тем, удовлетворяя исковое заявление в части, суд указанное не учел. Материалы дела сведений о признании семьи Масло малоимущими не содержат. Стороны об этом не заявляли, доказательств не предоставляли.
Учитывая, что малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, представленные прокурором к письменным возражениям сведения из РЭО ГИБДД ОМВД России по г.Новоалтайску, справка УПФР в г.Новоалтайске, копия трудовой книжки, копия постановления судебного пристава-исполнителя Новоалтайского МОСП УФССП России по Алтайскому краю о расчете задолженности по алиментам, в качестве доказательств того, что семья Масло является фактически малоимущей, во внимание не принимается.
Исходя из вышеизложенного, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для возложения обязанности на ответчика предоставить вне очереди "ФИО 1" жилое помещение по договору социального найма, основываясь лишь на наличии у материального истца заболевания.
Кроме того, в силу положений ст.51, п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации для правильного разрешения спора необходимо, в том числе и установление факта совместного проживания с лицом, страдающим хроническим заболеванием, в одной квартире несколько семей. Вместе с тем, как установлено из материалов дела, по адресу регистрации семья Масло не проживает. Тогда как сведений о том, что в арендуемой материальным истцом квартире проживает иная семья, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда в части удовлетворения иска подлежит отмене с вынесением нового решения в этой части об отказе в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 18 января 2017 года отменить в части удовлетворения иска, и принять в данной части новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора города Новоалтайска в интересах "ФИО 1" к краевому государственному казенному учреждению "Региональное жилищное управление" отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.