Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Анисимовой В.И.,
судей Глуховой И.Л., Коробейниковой Л.Н.,
при секретаре Тартынской В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 19 апреля 2017 года гражданское дело по апелляционной жалобе Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике на решение Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 14 февраля 2017 года, которым
исковые требования Администрации муниципального образования "данные изъяты"" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике о признании права муниципальной собственности на невостребованные доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N удовлетворены.
Прекращено право собственности на земельную долю, принадлежавшую ПГФ, общей площадью "данные изъяты" га, в праве общей долевой собственности на землю с кадастровым номером N, находящегося по адресу: "адрес"
Признано право муниципальной собственности муниципального образования " "данные изъяты"" Можгинского района Удмуртской Республики на невостребованную земельную долю в праве общей долевой собственности на землю с кадастровым номером N, находящуюся по адресу: "адрес"", принадлежавшую ПГФ на основании свидетельства на право собственности на землю "данные изъяты" N. Выданного ДД.ММ.ГГГГ, регистрационная запись N от ДД.ММ.ГГГГ, размер доли "данные изъяты" га.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация муниципального образования " "данные изъяты"" Можгинского района Удмуртской Республики (далее - Администрация МО " "данные изъяты"") обратилась в суд с иском о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли. В обоснование указала, что в рамках действовавшего законодательства в общую долевую собственность граждан были предоставлены земельные участки категории земель сельскохозяйственного назначения из состава земель, предоставленных ранее колхозу " "данные изъяты"" Можгинского района УР, общей площадью земельных долей "данные изъяты" га сельскохозяйственных угодий, с определением доли собственника в размере "данные изъяты" га. Право на земельные доли приобрели, в том числе, КАЯ, КАС, ФМЯ, КАР, ПГФ, что подтверждено выданными им свидетельствами на право собственности на землю. В соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" Администрацией МО " "данные изъяты"" был составлен список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, в который включен вышеуказанные лица. Данный список был опубликован в районной газете " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ. N и размещен на информационных щитах МО " "данные изъяты"". С момента публикации и до ДД.ММ.ГГГГ принимались возражения лиц, считающих необоснованным включение их долей в список невостребованных земельных долей. Лица, заявившие подобные возражения были исключены из списка невостребованных долей. Проведенное ДД.ММ.ГГГГ. общее собрание собственников земельных долей на земельный участок с кадастровым номером N признано несостоявшимся из-за отсутствия кворума, в связи с чем решением Совета депутатов МО " "данные изъяты"" N от ДД.ММ.ГГГГ. был утвержден список лиц, земельные доли которых признаны невостребованными. Поэтому со ссылкой на ст.12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" истец просил признать право муниципальной собственности Администрации МО " "данные изъяты"" на невостребованные земельные доли КАЯ, КАС, ФМЯ, КАР, ПГФ в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" га.
Определением суда от 31.01.2017г. производство по настоящему делу в части требований Администрации МО " "данные изъяты"" к АВА, ФИМ, КАС, КМА о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли КАЯ, КАС, ФМЯ и КАР в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N прекращено в связи с отказом истца от данных требований.
Определением суда от 31.01.2017г. по ходатайству истца к участию в деле в качестве надлежащего ответчика привлечено Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике (далее - ТУ Росимущества в УР).
В судебном заседании представитель Администрации МО " "данные изъяты"" КНС требования о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю умершего ПГФ поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителя ТУ Росимущества в УР, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в УР просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к данному ответчику. Полагает, что судом неполно исследован вопрос о круге наследников умершего собственника земельной доли, фактически принявших наследство. Указывает, что ТУ Росимущества в УР не было проинформировано ни нотариусом, ни администрацией МО " "данные изъяты"" о наличии земельных участков с признаками выморочного имущества. В опубликованных истцом списках собственников невостребованных земельных долей Российская Федерации не значилась, в силу чего ТУ Росимущества в УР не могло направить свои возражения в установленный срок. Поскольку РФ стало известно о земельных долях, имеющих признаки выморочного имущества, только по получении данного иска, неправомерен вывод суда о том, что РФ не распорядилась указанными земельными долями в установленный законом срок.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, судебная коллегия, проверив законность решения суда в соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, оснований его отмены не находит.
В соответствии с п.5 ст.79 ЗК РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно п.1 ст.1 Федерального закона от 24.07.2002г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" названный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Положениями вышеуказанного закона предусмотрены основания и порядок признания земельной доли, принадлежащей на праве собственности гражданину, невостребованной.
В соответствии с п.1 ст.12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд признается невостребованной земельной долей в установленном порядке.
При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в ЕГРП, не могут быть признаны невостребованными земельными долями.
В соответствии с п.2 ст.12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Согласно п.4 ст.12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
В силу п.5 ст.12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
В соответствии с п.6 ст.12.1 п.6 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
Согласно п.7 ст.12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ПГФ являлся собственником земельной доли в праве общей долевой собственности на земельный участок колхоза " "данные изъяты"" с разрешенным использованием "для сельскохозяйственного использования", с кадастровым номером N, находящийся по адресу: "адрес" с размером доли "данные изъяты" га, что подтверждено выданным свидетельством на право собственности на землю серии "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.92-93).
Согласно актовой записи о смерти N от ДД.ММ.ГГГГ. ПГФ умер ДД.ММ.ГГГГ. Из ответов нотариусов следует, что после смерти ПГФ за оформлением наследственных прав никто не обращался, наследственное дело не открывалось ( л.д.159-163).
Согласно справки Администрацией МО " "данные изъяты"", выданной на основании похозяйственных книг, на момент смерти ПГФ по месту его постоянного жительства совместно с ним проживали ПМЕ, РРЛ, РРА, которые в родственных отношениях с ПГФ не состояли и к кругу наследников по закону не относились.
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике право на спорную земельную долю в праве общей собственности ПГФ не зарегистрировано.
То обстоятельство, что истцом соблюден порядок признания спорных земельных долей невостребованными, подтверждается опубликованными в газете " "данные изъяты"" N от ДД.ММ.ГГГГ N и N от ДД.ММ.ГГГГ. списками невостребованных земельных долей, информационным сообщением о проведении ДД.ММ.ГГГГ. общего собрания собственников земельных долей на земельный участок с кадастровым номером N, размещенными также на информационных стендах и на официальном сайте в сети "Интернет" МО " "данные изъяты"", а также копией решения Совета депутатов МО " "данные изъяты"" N от ДД.ММ.ГГГГ., утвердившим, в связи с несостоявшимся собранием при явке "данные изъяты" участников, список невостребованных земельных долей.
После смерти ПГФ Российская Федерация в лице его территориального органа ТУ Росимущества в УР своих прав на данное имущество в порядке наследования не заявляло и не оформляло, право собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не регистрировало, не выражало намерения распорядиться земельной долей и не использовало земельную долю по назначению более трёх лет подряд, что свидетельствует о невостребованности указанной земельной доли.
Не были направлены указанным органом и письменные возражения в адрес истца о включении указанной земельной доли в список невостребованных.
В соответствии с п.8 ст.12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном названной статьей порядке невостребованными.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об удовлетворении требований Администрации МО " "данные изъяты"" Можгинского района Удмуртской Республики в отношении принадлежавшей ПГФ земельной доли, поскольку истцом указанная земельная доля обоснованно признана невостребованной с соблюдением положений Федерального закона от 24.07.2002г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", который предусматривает право органа местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, обратиться в суд с такими требованиями.
При этом чьи-либо права на выражение своего волеизъявления в отношении указанной невостребованной земельной доли нарушены не были.
С мотивами, приведенными в обоснование данных выводов суда, судебная коллегия согласна, поскольку они не противоречат обстоятельствам настоящего дела и основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно ст. 1151 ГК РФ (в редакции, действующей до 23 июля 2013 года на момент смерти собственников спорных земельных долей) в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Выморочное имущество, за исключением жилых помещений, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из разъяснений, содержащихся в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" следует, что на основании п.3 ст.1151 ГК РФ, а также ст.4 Федерального закона от 26.11.2001г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п.5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008г. N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п.50 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п.1 ст.1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Вместе с тем, Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", регулирующий отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, не содержит запрета на признание за органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.
Вместе с тем, положения ст. 1151 ГК РФ не могут являться препятствием для признания выморочных земельных долей невостребованными и в дальнейшем для признания права муниципальной собственности на них. Возможность признания выморочных земельных долей невостребованными установлена п. 2 ст. 12.1 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
С учётом изложенного, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что ТУ Росимущества в УР является надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям в отношении земельной доли ПГФ, после смерти которого наследство никем не принято.
Судом установлено и не оспорено ответчиком, что ТУ Росимущества в УР при соблюдении истцом процедуры признания спорной земельной доли невостребованной по правилам ст.12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", не заявило своих прав на указанную земельную долю. Спорное имущество до настоящего времени в реестре федерального имущества не учтено, свидетельства о праве на выморочное имущество налоговым органом не получены, следовательно, Российская Федерация не приняла данное имущество в собственность в установленном законом порядке по правилам, установленным для выморочного имущества.
Доводы жалобы о том, что истцом не предприняты все меры по установлению наследников умершего собственника земельной доли согласно установленной ГК РФ очередности, по которой ТУ Росимущество в УР привлечено в качестве ответчика, противоречат материалам дела. Факт отсутствия наследников, принявших наследство после смерти ПГФ подтвержден исследованными доказательствами, что позволяет признать принадлежавшую ему земельную долю невостребованной при соблюдении установленной ст.12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" процедуры, и влечет признание права муниципальной собственности на эту долю.
Судебной коллегией отклоняются также доводы ТУ Росимущества в УР о том, что оно не имело возможности заявить о своих правах на спорную земельную долю, поскольку узнало о них только после получения искового заявления. Закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не обязывает орган местного самоуправления при решении вопроса о признании земельных долей невостребованными уведомлять уполномоченный распоряжаться выморочным имуществом государственный орган о существовании выморочных земельных долей. Равно такая же обязанность не возлагается данным Федеральным законом, а также и Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 и на нотариуса.
Порядок уведомления заинтересованных лиц о включении земельной доли в список невостребованных земельных долей установлен п. 4 ст. 12.1 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и является единым для всех заинтересованных лиц. Данный порядок Администрацией МО " "данные изъяты"" соблюден.
Этот порядок, вопреки утверждению ТУ Росимущества в УР, не предусматривает обязанности указывать в публикуемом в средстве массовой информации и на официальном сайте в сети интернет списке невостребованных земельных долей сведения о том, что земельные участки являются выморочными.
Данные обстоятельства при соблюдении Администрацией МО " "данные изъяты"" порядка признания земельной доли невостребованной являются основаниями для признания этой доли невостребованной и признания права муниципальной собственности на неё.
Таким образом, при разрешении дела судом верно установлены юридически значимые обстоятельство, не допущено нарушений в применении норм материального и процессуального права, представленные доказательства оценены в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ. Оснований для отмены решения суда в соответствии с доводами апелляционной жалобы коллегия не находит.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 14 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.