Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре Л.Р. Галиуллиной,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан С.М. Перфильева,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению товарищества собственников жилья "Железнодорожников 26" к Казанской городской Думе Республики Татарстан о признании недействующим пункта 174.8 Правил благоустройства города Казани, утвержденных решением Казанской городской Думы от 18 октября 2006 года N 4-12,
УСТАНОВИЛ:
решением Казанской городской Думы Республики Татарстан от 18 октября 2006 года N 4-12 утверждены Правила благоустройства города Казани Республики Татарстан (далее - Правила).
Указанное решение и Правила опубликованы в газете "Казанские ведомости" N 239/240 от 25 октября 2006 года.
В настоящее время Правила действуют в редакции, утвержденной решением Казанской городской Думы от 28 октября 2015 года N 19-2, опубликованным в официальном печатном издании "Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани" от 5 ноября 2015 года N 43 (324), с. 80.
Пунктом 174.8 Правил предусмотрено, что на озелененных территориях не допускается складировать строительные и прочие материалы, отходы, мусор, противогололедные материалы и иные вредные вещества, а также загрязненный песком и противогололедными реагентами снег, сколы льда.
Товарищество собственников жилья "Железнодорожников 26" обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействующим пункта 174.8 Правил. По мнению административного истца, оспариваемый им в части нормативный правовой акт противоречит статье 138 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункту "б" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491.
Административный истец полагает, что Казанской городской Думой оспариваемая норма сформулирована способом, исключающим без ее нарушения осуществление уборки и очистки тротуаров и лестниц во время снегопада и гололеда, сопряженной с обработкой противоголедными реагентами.
В подтверждение нарушения его прав пунктом 174.8 Правил товарищество собственников жилья "Железнодорожников 26" сослалось на факт привлечения его должностного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях, за нарушение Правил, а именно за осуществление складирования загрязненных песком и противогололедными реагентами сколов льда и снега на озелененной территории многоквартирного дома N 26/31 по улице Железнодорожников города Казани.
В судебном заседании представители административного истца А.В. Лутошкин, Р.В. Лутошкин административное исковое заявление поддержали.
Представитель Казанской городской Думы М.В. Евграфова административный иск не признала.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесено утверждение правил благоустройства территории городского округа.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 25 части 1 статьи 17 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", а также в пункте 25 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением Представительного органа муниципального образования города Казани от 17 декабря 2005 года N 3-5.
Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 21 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в городском округе Казани в соответствии со статьей 5 его Устава является Казанская городская Дума.
На основании статьи 23 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ, статьи 28 Устава муниципального образования города Казани к компетенции Казанской городской Думы отнесено установление общеобязательных правил на территории города Казани в соответствии с законодательством.
В силу требований статей 16, 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статей 8, 19 Устава муниципального образования города Казани 24 августа 2015 года проведены публичные слушания по проекту решения Казанской городской Думы от 28 октября 2015 года N 19-2 "О внесении изменений в решение Казанской городской Думы "О Правилах благоустройства города Казани", которым Правила изложены в новой редакции.
Данные публичные слушания были назначены постановлением Мэра города Казани от 30 июля 2015 года N 101, опубликованным в официальном печатном издании "Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани" от 6 августа 2015 года N 30 (311), с. 15.
По результатам публичных слушаний составлено заключение, которое было опубликовано в официальном печатном издании "Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани" от 15 октября 2015 года N 40 (321), с. 79.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят Казанской городской Думой в пределах предоставленных ей вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Обращаясь к доводам административного истца о том, что оспариваемая норма противоречит статье 138 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункту "б" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, сформулирована способом, исключающим без ее нарушения осуществление уборки и очистки тротуаров и лестниц во время снегопада и гололеда, сопряженной с обработкой противоголедными реагентами, суд приходит к следующему.
Вопреки доводам административного истца, оспариваемый им пункт Правил имеет другой, отличный от предусмотренного статьями 4, 36, 39, 138 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, предмет правового регулирования, не вторгается в сферу жилищных отношений.
В Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ законодатель, определяя полномочия органов местного самоуправления городских округов, предусмотрел, что правила благоустройства должны устанавливать, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; организацию благоустройства территории городского округа (включая озеленение территории) (пункт 25 части 1 статьи 16).
Во исполнение требований данного Федерального закона Правила в разделе IV устанавливают порядок уборки, содержания и благоустройства придомовой территории. В данном разделе Правила допускают складировать на газонах только не загрязненный песко-соляными смесями снег, при обеспечении сохранения зеленых насаждений (пункт 149.6) и запрещают попадание размягченных после обработки льдообразований на открытый грунт, под деревья или на газоны (пункт 149.9). Эти положения согласуются с оспариваемым пунктом 174.8 Правил, который находится в подразделе "Озеленение" раздела V "Требования к элементам благоустройства территории".
Согласно пункту 6.1 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 года N 153, землепользователи озелененных территорий обязаны не допускать вытаптывания газонов и складирования на них материалов, песка, мусора, снега, сколов льда и т.д.
В соответствии с пунктом 3.9.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, на озелененных территориях запрещается устраивать свалки мусора, снега и льда, за исключением чистого снега, полученного от расчистки садово-парковых дорожек.
Таким образом, устанавливая в оспариваемом пункте Правил запрет на складирование строительных и прочих материалов, отходов, мусора, противогололедных материалов и иных вредных веществ, а также загрязненных песком и противогололедными реагентами снега, сколов льда на озелененных территориях, Казанская городская Дума реализовала предоставленные ей пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ полномочия по установлению требований по содержанию земельных участков и организации благоустройства территории, при этом воспроизвела положения федерального законодательства, установившие аналогичные ограничения.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия Правил в оспариваемой части нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также нарушение прав административного истца в использовании земельного участка в соответствии с его назначением.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления товарищества собственников жилья "Железнодорожников 26" к Казанской городской Думе Республики Татарстан о признании недействующим пункта 174.8 Правил благоустройства города Казани, утвержденных решением Казанской городской Думы от 18 октября 2006 года N 4-12, отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани".
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья Э.С. Каминский
Справка: решение принято судом в окончательной форме 17 апреля 2017 года.
Судья Э.С. Каминский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.