Заместитель председателя Калининградского областного суда Мухарычин В.Ю., рассмотрев жалобу и.о. главы администрации Неманского городского округа Калининградской области А. на постановление мирового судьи Неманского судебного участка Калининградской области от 23 ноября 2016 года, решение Неманского городского суда Калининградской области от 31 января 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи Неманского судебного участка Калининградской области от 23 ноября 2016 года администрация Неманского муниципального района Калининградской области (на основании постановления и.о. главы администрации Неманского муниципального района Калининградской области от 07 декабря 2016 года переименована в администрацию Неманского городского округа Калининградской области) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 2054 431 руб.
Решением Неманского городского суда Калининградской области от 31 января 2017 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе, поступившей в Калининградский областной суд 10 февраля 2017 года, заявителем ставится вопрос об отмене вышеназванных постановлений и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Определением заместителя председателя Калининградского областного суда от 14 февраля 2017 года жалоба принята к рассмотрению.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении администрации Неманского муниципального района Калининградской области истребовано в Калининградский областной суд 14 февраля 2017 года, поступило 16 февраля 2017 года.
Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, нахожу состоявшиеся по настоящему делу судебные постановления подлежащими изменению.
Согласно ст. 28 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип эффективности использования бюджетных средств.
Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) - ст. 34 БК РФ.
Как усматривается из материалов дела, Министерством строительства Калининградской области (главный распорядитель) и администрацией Неманского муниципального района (распорядитель) были заключены соглашения о софинансировании расходов муниципального образования на реализацию Целевой программы Калининградской области "Областная инвестиционная программа на 2009-2014 годы" от 12 февраля 2013 года N, о софинансировании расходов муниципального образования на реализацию мероприятий адресного инвестиционного перечня капитального строительства на 2015 год от 25 февраля 2015 года N, о софинансировании расходов муниципального образования на реализацию мероприятий адресного инвестиционного перечня капитального строительства в 2016 году от 09 марта 2016 года N (далее - Соглашения).
Согласно п. 2.2.4 названных Соглашений распорядитель осуществляет в соответствии с БК РФ контроль целевого использования и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в соответствии с настоящими Соглашениями.
Из материалов дела также следует, что в соответствии с вышеназванными Соглашениями в бюджет муниципального образования "Неманский муниципальный район" поступила субсидия на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в г. Немане в сумме 102721546,03 руб.
24 ноября 2014 года между администрацией Неманского муниципального района (муниципальный заказчик), МБУ "Неманский центр капитального строительства" (заказчик-застройщик) и ООО "Арбат. Инженерные системы" (генеральный подрядчик) был заключен муниципальный контракт на выполнение строительства указанного объекта недвижимости. Цена муниципального контракта составила 98281630 руб. С учетом дополнительного соглашения от 30 сентября 2015 года N цена муниципального контракта увеличена на 4424 600 руб.
Проведенной в период с 05 июля по 28 июля 2016 года Контрольно-счетной палатой Калининградской области проверкой законности, эффективности (экономности и результативности) использования бюджетных денежных средств, выделенных на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в г. Немане, были выявлены нарушения требований строительных норм и правил при строительстве названного объекта на сумму 6976100 руб., в том числе в результате оплаты завышения объемов и стоимости работ на сумму 3161800 руб., дополнительных работ без документов, подтверждающих необходимость их выполнения, - 3 814 300 руб.
Пунктом 3.3 муниципального контракта от 24 ноября 2014 года предусмотрено, что цена контракта может быть увеличена, если по предложению муниципального заказчика увеличиваются предусмотренные настоящим контрактом объем выполняемых работ.
Вместе с тем предложения генеральному подрядчику либо заказчику-застройщику об увеличении объема выполняемых работ по сравнению с тем, который был предусмотрен муниципальным контрактом от 24 ноября 2014 года, администрацией Неманского муниципального района Калининградской области не вносились.
В актах на дополнительные работы по вышеназванному объекту (физкультурно-оздоровительный комплекс в г. Немане) не указаны подробно причины, по которым возникла необходимость в проведении дополнительных работ, а также причины, по которым эти работы не были учтены в первоначальной документации, не перечислен полный перечень видов и объемов работ, который необходимо выполнить дополнительно к основным работам, и не произведен расчет объемов и стоимости дополнительных работ.
В соответствии с п. п. 6.1 и 6.5 муниципального контракта от 24 ноября 2014 года ежемесячная приемка работ производится 21-28 числа каждого месяца с оформлением и подписанием генеральным подрядчиком, муниципальным заказчиком и заказчиком-застройщиком акта о приемке выполненных работ (по унифицированной форме КС-2), оформленного по проценту технической готовности либо распоряжения о выявлении дефектов с указанием даты повторной приемки. Промежуточной сдаче-приемке подлежат все работы, являющиеся предметом контракта, а также скрытые их части, освидетельствование которых в более поздний период невозможно по технологическим причинам.
Однако администрация Неманского муниципального района не участвовала в ежемесячной приемке работ, акты о приемке выполненных работ (форма КС-2) администрацией не подписывались и не утверждались.
Вышеуказанное бездействие администрации Неманского муниципального района Калининградской области послужило основанием для составления аудитором контрольно-счетной палаты Калининградской области 13 октября 2016 года в отношении нее протокола об административном правонарушении и привлечения впоследствии ее мировым судьей Неманского судебного участка Калининградской области к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ - нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 настоящего Кодекса.
Фактические обстоятельства дела, свидетельствующие о виновности администрации Неманского муниципального района Калининградской области в совершении вышеназванного административного правонарушения, подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым судьями в постановлении по делу об административном правонарушении и решении по жалобе и.о. главы Неманского муниципального района Калининградской области А. была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, ставить под сомнение которую не имеется оснований.
Оспаривая состоявшиеся по делу судебные постановления, заявитель в жалобе ссылается на отсутствие в действиях (бездействии) администрации Неманского муниципального района Калининградской области состава и события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ. Указывает на то, что целевое и эффективное использование бюджетных средств является условием использования субсидии, а не условием ее предоставления. На стадии предоставления субсидии результаты деятельности отсутствуют, в связи с чем предполагаемое достижение в соответствии с требованиями ст. 34 БК РФ заданных результатов с соблюдением принципа эффективности использования бюджетных средств (экономности и результативности) не может являться условием предоставления субсидии по определению.
Ссылаясь на положения ст. ст. 78, 132, 138.1, 139, 158 БК РФ, указывает на то, что действующее законодательство различает понятия "условия предоставления субсидий" и "условия использования субсидий" по правовой природе и по правовым последствиям их нарушения, в связи с чем, обращая внимание на то, что администрация Неманского муниципального района Калининградской области фактически была привлечена к административной ответственности за нарушение условий использования субсидии, что не охватывается диспозицией ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, просит прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Данные доводы проверены, однако они не могут повлечь отмену оспариваемых судебных постановлений, поскольку основаны на ошибочном толковании заявителем норм действующего законодательства и положений Соглашений, согласно которым субсидия предоставляется в целях и на условиях, установленных настоящими Соглашениями (п. 1.2 Соглашений), одним из которых является необходимость осуществления администрацией Неманского муниципального района в соответствии с БК РФ контроля целевого использования и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в соответствии с данными Соглашениями (п. 2.2.4 Соглашений).
Вышеприведенный пункт 2.2.4 Соглашений, предусматривающий определенную обязанность распорядителя - администрации Неманского муниципального района Калининградской области, является одним из условий предоставления субсидии и направлен на соблюдение принципа эффективности использования бюджетных средств, предусмотренного ст. 34 БК РФ, в связи с чем его невыполнение, вопреки доводам жалобы, свидетельствует о нарушении условий предоставления субсидии и, соответственно, о наличии в действиях (в бездействии) лица, допустившего такое нарушение, состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в рассматриваемой ситуации администрация Неманского муниципального района Калининградской области надлежащий контроль за эффективным использованием денежных средств, выделенных ей в качестве субсидии, не осуществляла, она, вопреки доводам жалобы, обоснованно была привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
Указание в жалобе на то, что решение о необходимости проведения дополнительных работ, повлекшее увеличение цены контракта, было принято на рабочем совещании, объективно ничем не подтверждено. Имеющиеся в материалах акты на дополнительные работы от 29 января 2015 года и 14 сентября 2015 года, на которые заявитель ссылается в жалобе, администрацией Неманского муниципального района Калининградской области не подписаны.
При таких обстоятельствах, учитывая, что администрация Неманского муниципального района Калининградской области имела возможность выполнить свои обязанности в части соблюдения условий предоставления субсидии, однако не приняла всех зависящих от нее мер для предотвращения правонарушения, выводы судебных инстанций, признавших ее виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, являются обоснованными, а доводы, содержащиеся в жалобе, их не опровергают.
Учитывая отсутствие прецедентного права в российском законодательстве, а также принимая во внимание то, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях судьи руководствуются обстоятельствами, установленными по каждому конкретному делу в отдельности, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены состоявшихся по делу постановлений и ссылки заявителя на судебные акты, принятые по иным делам в отношении иных юридических лиц.
Постановление о привлечении администрации Неманского муниципального района Калининградской области к административной ответственности вынесено мировым судьей Неманского судебного участка Калининградской области с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену оспариваемых судебных актов, допущено не было.
Вместе с тем состоявшиеся по делу судебные постановления подлежат изменению в части назначенного административного наказания в силу следующего.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
В силу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Из существа вышеприведенных положений действующего законодательства следует, что назначение административного наказания юридическому лицу должно быть направлено на достижение целей восстановления справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний и не должно повлечь избыточное ограничение прав юридического лица.
Санкцией ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
Как усматривается из содержания постановления мирового судьи Неманского судебного участка Калининградской области, назначая администрации Неманского муниципального района Калининградской области наказание в виде административного штрафа в размере 2054431 руб. (2 процента суммы полученной субсидии), суд учел характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, обстоятельства его совершения.
Вместе с тем имущественное и финансовое положение юридического лица судом учтено не было.
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что администрация Неманского муниципального района Калининградской области имеет долговые обязательства в размере 62950000 руб., дефицит бюджета муниципального образования "Неманский муниципальный район" на 2016 год составил 56894641 руб.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что минимальная предусмотренная санкцией ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ сумма штрафа - 2054 431 руб. является для администрации Неманского муниципального района Калининградской области (в настоящее время - администрация Неманского городского округа Калининградской области) значительной, и наложение штрафа в этой сумме может привести к существенным затруднениям в ее деятельности, в том числе в части выполнения социальных обязательств.
Учитывая вышеизложенное, назначенное администрации Неманского муниципального района Калининградской области административное наказание в виде штрафа в размере 2 процентов суммы полученной субсидии в рассматриваемой ситуации не может быть признано обеспечивающим баланс основных прав юридического лица и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений, а также адекватность применяемого административного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение, в связи с чем подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, но до размера не менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела, постановление мирового судьи Неманского судебного участка Калининградской области от 23 ноября 2016 года, решение Неманского городского суда Калининградской области от 31 января 2017 года подлежат изменению, а назначенное администрации Неманского муниципального района Калининградской области наказание в виде административного штрафа снижению до 1027215 руб. 50 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление мирового судьи Неманского судебного участка Калининградской области от 23 ноября 2016 года, решение Неманского городского суда Калининградской области от 31 января 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении администрации Неманского муниципального района Калининградской области изменить. Снизить размер назначенного администрации Неманского муниципального района Калининградской области административного штрафа до 1027215 руб. 50 коп. (одного миллиона двадцати семи тысяч двести пятнадцати рублей пятидесяти копеек).
В остальной части состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения.
Заместитель председателя
Калининградского областного суда В.Ю. Мухарычин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.