Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Цехомской Е.В.,
судей Сидорова В.В., Суслова К.К.,
по докладу судьи краевого суда Цехомской Е.В.,
при секретаре Власенко В.А..
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе главы Тимашевского городского поселения Тимашевского района Буряк П.В. на решение Тимашевского районного суда от 8 декабря 2016 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Вереничева О.А. обратилась в суд с административным иском к администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района об оспаривании решения органа местного самоуправления.
В обоснование требований указано, что Вереничева О.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером " ... ", предназначенного для индивидуального жилищного строительства и расположенного по адресу: " ... ". Истец обратился в администрацию поселения с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома. Однако ответчик в выдаче разрешения отказал, сославшись на расположение земельного участка истца в санитарно-защитной зоне промышленных объектов, не допускающей размещения жилой застройки.
Вереничева О.А. полагает свои права нарушенными, в связи с чем, просит признать незаконным решение администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района от 30 сентября 2016 г. N 141-3956/16-31-08 об отказе Вереничевой О.А. в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: " ... "; обязать административного ответчика выдать Вереничевой О.А. испрашиваемое разрешение на реконструкцию.
Решением Тимашевского районного суда от 8 декабря 2016 г. требования истца удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Заслушав представителя администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района на основании доверенности Дивисенко Т.Е., настаивавшую на удовлетворении апелляционной жалобы, представителя Вереничевой О.А. на основании доверенности Фролова А.В., полагавшего решение законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия усмотрела основания для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Вереничева О.А. является собственником жилого дома площадью " ... " кв.м. с кадастровым номером " ... " и земельного участка с кадастровым номером " ... " площадью " ... " кв.м., расположенных по адресу: " ... " что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 28 марта 2016 г.
В целях строительства (реконструкции) индивидуального жилого дома Вереничевой О.А. получен градостроительный план земельного участка, а также схема планировочной организации земельного участка, выполненная МБУ "Управление архитектуры и градостроительства" муниципального образования Тимашевский район. После чего истец обратился в администрацию Тимашевского городского поселения Тимашевского района с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома по вышеуказанному адресу.
30 сентября 2016 г. Вереничевой О.А. было отказано в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома по адресу: г. Тимашевск, ул. Пролетарская, 198, поскольку представленная истцом схема планировочной организации земельного участка, выполненная МБУ "Управление архитектуры и градостроительства" муниципального образования Тимашевский район, по мнению ответчика, не соответствует требованиям градостроительного плана участка от 6 сентября 2016 г. N Ru 23532101-00139. Кроме того ответчик указал, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Тимашевского городского поселения Тимашевского района от 17 декабря 2013 г., земельный участок истца находится в санитарно-защитной зоне промышленных объектов, где не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.
Давая оценку оспариваемому решению органа местного самоуправления, и приходя к выводу о его незаконности, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" административный регламент - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги;
Согласно статье 6 приведенного Федерального закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
В соответствии с административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства" утвержденным постановлением администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района 20 июля 2015 г. N 515 результатом предоставления услуги является выдача заявителю:
разрешение на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, согласно форме, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. N 117/пр "Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" (зарегистрирован в Минюсте России 9 апреля 2015 г. N 36782);
письмо администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
В случае выявления оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, в соответствии с действующим законодательством и пунктом 2.10 регламента, специалист отдела готовит письмо администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Решение об отказе в выдаче разрешения на строительство, реконструкцию жилого дома выдано на основании пункта 2.10 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства", в соответствии с которым, выявлено несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка - это является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Несоответствие представленных документов выразилось в том, что в схеме планировочной организации земельного участка от 21 сентября 2016 г., выданной МБУ "Управление архитектуры и градостроительства" муниципального образования Тимашевский район предоставленной Вереничевой О.А. отсутствовала зона застройки земельного участка, расположенного по адресу: " ... " и указано, что земельный участок находится в санитарно - защитной зоне промышленных объектов.
Согласно статье 11 Земельного кодекса РФ, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений.
Правила землепользования и застройки Тимашевского городского поселения Тимашевского района, утвержденные решением Совета Тимашевского городского поселения Тимашевского района от 17 декабря 2013 г. N 302 (с изменениями от 17 декабря 2014 г. N 27, от 18 февраля 2016 г. N 120, от 25 августа 2016 г. N 207) приняты в соответствии со статьями 8, 32 Градостроительного кодекса РФ и статьей 11 Земельного кодекса РФ.
Согласно Правилам землепользования и застройки Тимашевского городского поселения Тимашевского района, неотъемлемым приложением к которым являются карта территориальных зон, карта зон с особыми условиями использования территорий земельный участок, расположенный по адресу: г. Тимашевск, ул. Пролетарская, 198 находится в санитарно-защитной зоне промышленных объектов, зоне индивидуальной жилой застройки с приусадебными участками.
В соответствии с пунктом 5.1 Приложения "2.2.1/2.1.1. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. N 74 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома.
Согласно требованиями статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые строения, в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований экологических, санитарно-гигиенических правил и нормативов. Таким образом, установление и отображение санитарно-защитной зоны производственного объекта ООО "Сигма" произведено правомерно, в соответствии с требованиями градостроительного и санитарного законодательства.
Опрошенный судом специалист Чевганов М.В. пояснил, что санитарно-защитная зона устанавливается по инициативе конкретного предприятия в отношении своего объекта, а размер санитарно-защитной зоны является ориентировочным.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2.5 Приложения "2.2.1/2.1.1. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, данная норма является императивной и обязательна для исполнения всеми производственными объектами.
Согласно разделу "Промышленные зоны" Правил землепользования и застройки Тимашевского городского поселения Тимашевского района, утвержденных решением Совета Тимашевского городского поселения Тимашевского района от 17 декабря 2013 г. N 302 в границах города допускается размещать производственные предприятия и объекты III, IV, V классов с установлением соответствующих санитарно - защитных зон. При этом расстояние от границ участка промышленного предприятия до жилых зданий, участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений здравоохранения и отдыха принимать не менее 50 м.
В соответствии с пунктом 3.3 вышеуказанного приложения границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности.
Информация о санитарно-защитных зонах на территории Тимашевского городского поселения Тимашевского района содержится в генеральном плане, проект которого подготовлен с учетом нормативных и правовых документов действующих на территории края в 2009 г., утвержден решением Совета Тимашевского городского поселения Тимашевского района от 27 мая 2011 г. N 22 и размещен на сайте администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района.
По данным Государственного кадастра недвижимости земельный участок, вокруг границ которого, установлена санитарно-защитная зона относится к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: производственная база, кадастровый номер " ... " находится в собственности ООО "Сигма", расположен по адресу: " ... "
Проект генерального плана Тимашевского городского поселения Тимашевского района утвержден решением Совета Тимашевского городского поселения Тимашевского района N 148 от 27 мая 2011 г. в тот момент, когда по адресу: г. Тимашевск, ул. Пролетарская, 200 находилось предприятие ЗАО "Южгазстрой", с теми же границами земельного участка и с тем же видом разрешенного использования, что и в настоящее время "под производственной базой".
Представитель ООО "Сигма" в судебном заседании не отрицал, что на земельном участке, расположенном по адресу: " ... " находятся производственные помещения, к тому же пояснил, что руководством ООО "Сигма" в ближайшее время планируется реконструкция имеющихся производственных площадей с целью расширения производства, увеличения количества рабочих мест.
Суд не принял во внимание существенные обстоятельства дела, что ООО "Сигма" производственное предприятие, осуществляющее по данным ЕГРЮЛ помимо основного вида деятельности, также специализированные строительные работы - 43.99, хранение и складирование прочих грузов - 52.10.4, деятельность транспортная вспомогательная - 52.2, транспортная обработка контейнеров - 52.24.1, транспортная обработка прочих грузов - 52.24.2, дезинфекция, дезинсекция, дератизация зданий, промышленного оборудования - 81.29.1.
Для промышленных сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон: промышленные объекты и производства пятого класса - 50 м. Санитарно-защитные зоны определяются в соответствии с классом опасности предприятия, признаки определения класса опасности установлены стандартом ГОСТ 12.1.007-76. V класс (практически неопасные), экологическая система практически не нарушена.
Согласно выкопировке из карты-схемы градостроительного зонирования правил землепользования и застройки Тимашевского городского поселения Тимашевского района, утвержденной Решением N 302 Совета Тимашевского городского поселения Тимашевского района от 17 декабря 2013 г., с внесенными изменениями, согласно решения Совета Тимашевского городского поселения Тимашевского района от 24 августа 2016 г. и выкопировке из генерального плана застройки Тимашевского городского поселения Тимашевского района выполненной ООО "Проектный институт территориального планирования" и утвержденный решением Совета сессии Тимашевского городского поселения N 148 от 27 мая 2011 г. (внесение изменений N 103 от 3 декабря 2015 г.) земельный участок Вереничевой О.А. находится в санитарно-защитной зоне промышленного объекта, расположенного по адресу: г. Тимашевск, ул. Пролетарская, 200, принадлежащего на праве собственности ООО "Сигма".
В силу положений пункта 2.1, 2.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74, в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается санитарно-защитная зона, которая должна обеспечивать уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона.
Санитарно - защитные зоны в обязательном порядке отражаются в документах территориального планирования, к которым в том числе относятся правила землепользования и застройки. Согласно пункту. 3.3. данного СанПиН, границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке.
В соответствии с разделом VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств пятого класса опасности установлен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны - 50 метров.
Как видно из материалов дела, санитарно-защитная зона установлена от границ территориальной зоны предприятия ООО "Сигма". Таким образом, размер санитарно - защитной зоны, расположенной на спорной территории, соответствует требованиям раздела VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Согласно пункту 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитной зоны могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Указанная норма не является императивной для производств V классов опасности, поэтому в данном случае наличие решения (постановления) Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации для определения размера санитарно-защитной зоны для ООО "Сигма" обязательным не является.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Таким образом, решение администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района от 30 сентября 2016 г. N 141-3956/16-31-08 об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию жилого, находящегося по адресу: Тимашевский район, г. Тимашевск, ул. Пролетарская, 198 является законным и обоснованным.
На основании подпункта "б" пункта 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен.
В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 3 части 9 настоящей статьи возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Доводы административного истца о незаконности решения административного ответчика последним опровергнуты. Факт нарушения прав истца не установлен судом апелляционной инстанции.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 Постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Обоснованным решение является тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение Тимашевского районного суда от 8 декабря 2016 г. приведенным требованиям не отвечает. Выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении норм процессуального права, что в силу пунктов 1 - 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ является основанием для отмены судебного решения по административному делу в апелляционном порядке.
В силу пункта 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований Вереничевой О.А.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу главы Тимашевского городского поселения Тимашевского района Буряк П.В. удовлетворить.
Решение Тимашевского районного суда от 8 декабря 2016 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
Отказать в удовлетворении административного иска Вереничевой " Ф.И.О. "11 к администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.