СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Смирновой Н.И., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в судебном заседании 03 апреля 2017 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 января 2017 года, по которому
возложена обязанность на администрацию МО ГО "Сыктывкар" предоставить Морохину С.Н. на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ... кв.м., жилой площадью не менее ... кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, в черте г. Сыктывкара взамен занимаемого и непригодного для проживания жилого помещения по адресу: "Адрес обезличен"
В удовлетворении иска Морохина С.Н. к администрации МО ГО "Сыктывкар" о предоставлении денежной выплаты на приобретение жилья, отказано.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения истца Морохина С.Н., его представителя Морохиной Л.И., судебная коллегия
установила:
Морохин С.Н. обратился в суд с иском к администрации МО ГО "Сыктывкар" о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма взамен непригодного для проживания по адресу: "Адрес обезличен"
Ответчик с иском не согласился.
Судом принято приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе администрация МОГО "Сыктывкар", указав о том, что жилой дом, в котором проживает истец, в установленном порядке не признан аварийным.
В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Изучив материалы дела, проверив законность оспариваемого судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены правильного по существу решения суда не находит.
Судом установлено и следует из материалов дела, что жилое помещение по адресу: "Адрес обезличен", общей площадью ... кв.м., жилой - ... кв.м. находится в муниципальной собственности МО ГО "Сыктывкар".
Жилое помещение предоставлено Морохину С.Н. по договору социального найма от 27.04.2006 N 651/1 на состав семьи 1 человек.
Согласно поквартирной карточке в указанной квартире зарегистрирован по месту жительства с 15.05.2007г. только Морохин С.Н.
Заключением межведомственной комиссии от 19.08.2016г. N 132 жилое помещение по адресу: "Адрес обезличен" признано непригодным для проживания.
17 ноября 2016 года Морохин С.Н. поставлен администрацией МО ГО "Сыктывкар" на учет лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с Законом Республики Коми N 59-РЗ и на учет для получения социальных выплат на строительство или приобретение жилья в соответствии с Законом Республики Коми N 30-РЗ.
На основании решения администрации МО ГО "Сыктывкар" от 26.12.2016г. Морохин С.Н. признан малоимущим для предоставления ему по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда МО ГО "Сыктывкар".
Удовлетворяя требования истца о предоставлении благоустроенного жилого помещения, суд первой инстанции, исходил из того, что истец занимает жилое помещение на условиях социального найма, которое признано непригодным для проживания, имеет статус малоимущего, следовательно, имеет право на предоставление ему благоустроенного, применительно к условиям населенного пункта, равнозначного жилого помещения.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Статья 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, регламентировано статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой же статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Довод апелляционной жалобы о том, что жилой дом не признан аварийным судебная коллегия находит несостоятельным по следующим основаниям.
Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит такого понятия, как жилое помещение, находящееся в аварийном состоянии, а в соответствии с нормами п. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания регламентирован Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Следовательно, правовые понятия "жилое помещение, находящееся в аварийном состоянии", и "жилое помещение, непригодное для проживания" являются сходными по своей правовой структуре.
Кроме того, отсутствие в заключении МВК выводов о дальнейшей судьбе дома, которые обязана делать только эта комиссия, не свидетельствует о пригодности для проживания занимаемого истцом помещения, и вывод о непригодности для проживания жилого помещения в данном случае является достаточным основанием для возложения на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанности обеспечить истцов жильем, отвечающем предъявляемым к жилому помещению требованиям.
Доводы жалобы о том, что дом, в котором проживает истец, не включен в адресные программы по переселению граждан из аварийного жилья, и у администрации отсутствуют необходимые бюджетные средства для предоставления истцу иного жилья, отклоняются судебной коллегией, поскольку при рассмотрении дела установлено, что дом, в котором находится квартира Морохина С.Н., является аварийным, следовательно, проживание в данном доме представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его неудовлетворительного технического состояния, в связи с чем предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана переселения и необходимых финансовых средств.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда по существу спора, не содержат новых данных и не ставят под сомнение обоснованность постановленного решения, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены судебного решения.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым исключить из резолютивной части решения указание на предоставление жилого помещения жилой площадью не менее 38,4 кв.м., поскольку согласно статье 89 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении жилого помещения взамен аварийного в качестве одного из критериев равнозначности предусмотрено соответствие общей площади предоставляемого жилья по отношению к ранее занимаемому. На обязательное соответствие жилой площади ранее занимаемого жилья жилищное законодательство не указывает.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, указанных в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено, в связи, с чем оснований для отмены или изменения оспариваемого решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Исключить из резолютивной части решения суда слова "жилой площадью не менее ... кв.м."
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.