Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - ФИО10,
судей - ФИО12
при секретаре ФИО5
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению ФИО1 об оспаривании действий Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия, выразившихся в отказе в выдаче справки о реабилитации,
по апелляционной жалобе МВД по РИ на решение Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворены требования.
Заслушав доклад судьи ФИО10, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с требованием о признании неправомерными действий должностных лиц, выразившихся в отказе выдать справку о реабилитации. В обоснование иска указал на то, что вместе со всеми гражданами чечено-ингушской национальности его родители были высланы с места постоянного проживания и направлены на спецпоселение в Казахскую ССР. Он родился ДД.ММ.ГГГГ в "адрес".
В 2016 г. истец обратился в МВД по РИ за получением справки о реабилитации, как родившийся в местах высылки. Однако в выдаче указанного документа ему отказано в связи с тем, что он родился после снятия ограничений на спецпоселенцев согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ "О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны". Просил признать отказ неправомерным и обязать МВД по РИ выдать справку о реабилитации.
В судебном заседании представитель административного истца - ФИО6 требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФИО7 требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.
Решением суда административный иск удовлетворен, суд обязал МВД по РИ выдать справку о реабилитации.
В апелляционной жалобе МВД по РИ ставится вопрос об отмене решения суда и отказе в удовлетворении требований ввиду неправильного применения судом норм материального права, доводы апеллянта повторяют его позицию в суде первой инстанции.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя МВД по РИ ФИО8, просившего решение суда отменить, представителя административного истца - ФИО6, настаивавшей на законности решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессии" от 18 октября 1991 г. N 1761-I политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшиеся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшими административными полномочиями.
В силу ст. 1.1 указанного закона подвергшимися политическим репрессиям и подлежащим реабилитации признаются дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
Согласно ст. 7 Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" решение органов внутренних дел об отказе в выдаче справки о реабилитации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном для обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан. Решение органов внутренних дел об отказе в выдаче справки о реабилитации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном для обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан.
Из материалов дела следует, что МВД по РИ отказало административному истцу в выдаче справки о реабилитации согласно ответу от 24 октября 2016 г. N 8/3819, указав, что он родился после снятия ограничений на спецпоселенцев согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 16 июля 1956 г. "О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны".
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из объективных доказательств, подтверждающих факт проживания его родителей на территории ЧИАССР до 23 февраля 1944 г. и последующей их депортации, а также из Указа Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 г. N 149/14 "О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР", согласно п. 3 которого постановленосчитать утратившими силу Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1944 г. "О ликвидации Чечено-Ингушской АССР и об административном устройстве ее территории" и статью 2 Указа от 16 июля 1956 г. в части запрещения чеченцам и ингушам возвращаться на прежнее местожительство.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, так как согласно указанным нормативным правовым актам обстоятельства, позволившие чеченцам и ингушам возвратиться на прежнее место жительства, имели место после рождения истца.
В судебном заседании по инициативе представителя истца был допрошен свидетель ФИО9, который также подтвердил, что ФИО1 является его соседом, родился в семье репрессированных родителей и проживал на спецпоселении в г. Фрунзе до реабилитации в 1957 г.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Кроме того, согласно п. 1 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 602"О дополнительных мерах по реабилитации жертв политических репрессий" в случае отсутствия документальных материалов, необходимых для принятия решения о реабилитации и выдачи справки о реабилитации указанной категории граждан, органы внутренних дел Российской Федерации и органы прокуратуры Российской Федерации направляют соответствующие материалы в суд для установления факта нахождения этих граждан вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. На основании решения суда, установившего факт нахождения этих граждан вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, органы внутренних дел Российской Федерации и органы прокуратуры Российской Федерации составляют заключение и выдают справку о реабилитации.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворено административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании действий Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия, выразившихся в отказе выдачи справки о реабилитации, оставить без изменения, апелляционную жалобу МВД по РИ - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.