Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Устаевой Н.Х.
судей: Августиной И.Д. и Магадовой А.В.
при секретаре ФИО4
с участием прокурора ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Дербентского городского суда от "дата", которым постановлено:
"В удовлетворении иска ФИО1 к ГБУ "Азербайджанский государственный драматический театр" о признании увольнения по сокращению штата незаконным, восстановлении на работе в должности специалиста по кадрам, взыскании разницы в заработной плате с учетом стимулирующих выплат, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда - отказать".
Заслушав доклад судьи ФИО11, выслушав объяснения ФИО1, просившей решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований, директора ГБУ "Азербайджанский государственный драматический театр" ФИО8, просившего решение суда оставить без изменения, заключение прокурора, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГБУ "Азербайджанский государственный драматический театр" о признании увольнения по сокращению штата незаконным, восстановлении на работе в должности специалиста по кадрам, взыскании разницы в заработной плате с учетом стимулирующих выплат, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указала, что работала в ГБУ "Азербайджанский государственный драматический театр" с 06.04.2015г. главным специалистом, с 01.09.2015г. специалистом по кадрам. Приказом директора ГБУ "Азербайджанский государственный драматический театр" N от 23.01.2017г. она уволена по п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ, т.е. в связи с сокращением штатов.
Увольнение считает незаконным по следующим основаниям. 13.09.2016г. она уволена на основании п.5 ст.81 ТК РФ (за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей). Решением Дербентского городского суда от 27.10.2016г. она была восстановлена в должности специалиста по кадрам в ГБУ "Азгосдрамтеатр".
28.10.2016г. она приступила к работе в должности специалиста по кадрам (Приказ N п. 1 от 28.10.2016г.).
Кадровые документы (книга регистрации приказов, книга приказов, папка с заявлениями, табель учета рабочего времени) ей после восстановления в должности не были переданы, что идет в разрез с ее должностной инструкцией. По акту ей были переданы только личные дела работников театра.
Директор театра ФИО6 объяснил, что к этим документам доступа у нее не будет, так как приказ N от 03.08.2016г. остается в силе.
Заработная плата с 28.10.2016г. по 23.01.2017г. ей начислялась и выплачивалась без учета стимулирующих выплат в размере 155% и составляла 6500 руб.
Со дня восстановления в должности и до увольнения она испытывала давление со стороны директора театра, который постоянно склонял ее к увольнению, издевался, унижал ее человеческое достоинство, выражался некорректно в ее адрес, затрагивая ее профессиональные и личные качества, не давал ей возможности заниматься должностными обязанностями, оградив от всех документов, входящей и исходящей корреспонденции и пр.
09.11.2016г. ответчиком был получен приказ Министерства культуры РД за N-од от 08.11.2016г., согласно которому в театре подлежали сокращению 2 должности: "бухгалтер- кассир" и "рабочий по зданию". Однако директор ФИО6, продолжая выживать ее из театра, инициировал сокращение должности "специалист по кадрам". Обратившись 10.11.2016г. с письмом в Минкультуры РД, директор просит заменить должность "рабочий по зданию", которой в штате театра нет, на иную должность.
21.11.2016г. в 16ч. 45мин. директор вручил ей уведомление о сокращении должности "специалист по кадрам". Из предложенных 19 вакансий она выбрала должность заведующего художественно-постановочной частью. Однако директор ФИО6 заявил, что уведомление с указанной должностью он принимать отказывается и соберет Худсовет театра для принятия решения о ее соответствии данной должности.
28.11.2016г. ей было вручено новое уведомление о сокращении, в котором указано, что она не соответствует должности заведующего художественно-постановочной частью.
23.01.2017г. она была уволена по п.2 ст.81 ТК РФ в связи с сокращением штата. (Приказ N от 23.01.2017г.).
Полагает, что все вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что сокращение должности "специалист по кадрам" было проведено ответчиком с нарушением требований трудового законодательства, и было произведено намеренно, с целью избавиться от нее как от неугодного сотрудника.
Кроме того, работодатель своими неправомерными действиями унизил ее профессиональную честь и достоинство в глазах трудового коллектива, чем причинил ей существенные нравственные страдания, а также неудобства, связанные с отстаиванием ее законных прав в суде. На основании вышеизложенного, моральный вред, причиненный ей ответчиком, оценивает в размере 50 тысяч рублей.
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что суд не учел, что должность, которую она занимала (специалист по кадрам) на основании приказа Министерства культуры РД, не подлежала сокращению. Ответчик сам вышел с письмом на Министерство культуры РД с целью сократить занимаемую ею должность и тем самым добиться ее увольнения. На ее место ответчик хотел назначить ФИО7, прежде занимавшую должность бухгалтера-кассира. ФИО7 и сейчас продолжает вести кадровую документацию, хотя на основании сокращения была переведена на должность контролера билетов.
Также судом не был принят во внимание тот факт, что Азербайджанский театр, находясь уже много лет на реконструкции, не имеет оборудованной сцены, следовательно, показывать спектакли на стационаре не имеет возможности. Все показы (сдачи спектаклей, премьеры) осуществляются на площадке Государственного Лезгинского музыкально-драматического театра. Следовательно, руководитель театра имел возможность сократить одну из должностей рабочих сцены, однако этого не сделал. То, что сокращение ее должности было проведено намеренно, говорит и то обстоятельство, что ей было отказано в переводе на должность заведующего художественно-постановочной частью якобы по причине несоответствия предъявляемым требованиям. Однако ранее вышеуказанную должность занимал работник, не соответствующий должности. Кроме того, ответчик указывал ей, что для работы на должности заведующего художественно-постановочной части нужно знать азербайджанский язык, но ее доводы о том, что она, работая в ГБУ "Азербайджанский государственный драматический театр" главным специалистом, полтора года писала статьи о деятельности театра, взаимодействовала в ходе работы с главным режиссером, режиссером-постановщиком, руководителем оркестра театра и публиковала статьи о творческой работе театра на сайте театра, что свидетельствует об отсутствии языкового барьера, не были приняты судом во внимание.
Суд не дал должной оценки тому обстоятельству, что после восстановления по решению суда директор театра помимо прочих ущемлений ее трудовых прав оградил ее и от входящей, исходящей корреспонденции, сменил пароль на рабочей почте. Ответчик прямо заявлял ей о том, что хочет на ее месте видеть ФИО7, принуждая ее к увольнению, всячески унижая ее человеческое достоинство.
В возражениях относительно апелляционной жалобы директор ГБУ "Азербайджанский государственный драматический театр" ФИО8 и помощник прокурора "адрес" ФИО9, указывая на законность и обоснованность решения суда, просят оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем, в случае сокращения численности или штата работников организации.
Расторжение трудового договора по основанию, предусмотренному п. 2 ч.1 ст. 81 ТК РФ, является правомерным при наличии следующих условий:
сокращение штатов фактически имело место, новое штатное расписание утверждено до начала процедуры сокращения;
соблюдены сроки уведомления работника о предстоящем увольнении (ч. 2 ст. 180 ТК РФ) и обязательная письменная форма уведомления работника о предстоящем сокращении;
отсутствует возможность перевести работника с его согласия на другую работу (ч. 1 ст. 180, ч. 3 ст. 81 ТК РФ), при условии что, он не имел преимущественного права на оставление на работе (ст. 179 ТК РФ).
Обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
Как следует из материалов дела, во исполнение Программы финансового оздоровления и социально-экономического развития Республики Дагестан на 2016-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от "дата" N "Об утверждении Программы финансового оздоровления и социально-экономического развития Республики Дагестан на 2016-2018", в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 Протокола заседания межведомственной комиссии по проведению мероприятий по оптимизации сети государственных учреждений Республики Дагестан, численности их работников, а также неэффективных расходов на их содержание от "дата" N и в целях оптимизации бюджетных расходов Министерство культуры Республики Дагестан приказом N-од от "дата"г. утвердило численность работников государственных учреждений, находящихся в ведении Минкультуры РД, подлежащих сокращению, до 14.11.2016г., обязав руководителей подведомственных учреждений провести процедуру увольнения работников, чьи должности подлежат сокращению, в соответствии с трудовым законодательством; внести соответствующие изменения в штатные расписания государственных учреждений.
Согласно раздела 6 Устава ГБУ "Азербайджанский драматический театр", бюджетное учреждение возглавляет Директор, назначаемый и освобождаемый от должности Учредителем. Функции и полномочия Учредителя Бюджетного учреждения осуществляет Министерство культуры Республики Дагестан. Руководитель Бюджетного учреждения действует на основании законов и иных нормативных правовых актов Российской федерации и Республики Дагестан, настоящего Устава, локальных нормативных актов и трудового договора.
Согласно п.6.3 данного Устава, руководитель учреждения принимает и увольняет работников бюджетного учреждения. По согласованию с Учредителем утверждает штатное расписание, Положение об оплате труда работников бюджетного учреждения, издает приказы и иные локальные акты бюджетного учреждения, дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками, распределяет обязанности между работниками бюджетного учреждения и т д.
В соответствии с Приказом Министерства культуры РД за N-од от "дата"г. об оптимизации численности работников государственных учреждений и бюджетных расходов, а также письмами N от 10.11.2016г. и N от "дата"г. директором ГБУ "Азербайджанский государственный драматический театр" издан приказ N 232 от 21.11.2016г. "О сокращении штата и численности работников".
Согласно данного приказа с "дата"г. подлежат сокращению должности: бухгалтер-кассир 1 штатная единица, специалист по кадрам - 1 штатная единица.
Судом на основании выписок из штатного расписания ГБУ "Азербайджанский государственный драматический театр" установлено, что должность специалиста по кадрам, которую занимала ФИО1, сокращена, последняя под роспись уведомлена о сокращении должности с 21.11.2016г.
Приказом директора ГБУ "Азербайджанский государственный драматический театр" от "дата" N 9 истица уволена в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, т.е. в связи с сокращением штата.
ФИО1 отказалась от ознакомления с приказом об увольнении и отказалась получить трудовую книжку, о чем составлены акты N, N от 23.01.2017г. и 23.01.2017г. Письмом с уведомлением ФИО1 извещена о необходимости явиться за трудовой книжкой, либо дать согласие на отправление ее по почте.
Судом также установлено, что о намечающихся мероприятиях по сокращению численности персонала, с направлением копии приказа о сокращении штата предприятия, а также копии документов являющихся основанием для принятия данного решения (штатного расписания) профсоюзный орган учреждения письменно проинформирован в предусмотренные трудовым законом сроки; 21.11.2016г. ответчиком направлено письмо в адрес ЦЗН МО " "адрес"" о предстоящем увольнении работников по сокращению численности или штата работников.
Судом был проверен довод ФИО1 об отказе ответчика в предоставлении выбранной ею из 19 вакантных должностей - должности заведующей художественно-постановочной части. Судом установлено отсутствие у истицы соответствующего высшего образования и стажа работы, наличие которых в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от "дата"г. Nн "Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", "Раздел квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии" является обязательным условием для замещения указанной должности.
Доводы истицы о том, что сокращение занимаемой ею должности явилось результатом действий директора театра, принуждавшего ее к увольнению, не основаны на материалах дела.
Как следует из приказа Министерства культуры РД от "дата" N-од и приложения к этому приказу, в ГБУ ""Азербайджанский государственный драматический театр" предусмотрено сокращение двух штатных единиц: бухгалтер кассир-1 ед., рабочий по зданию -1 ед. ( л.д.10-14).
Директор ГБУ "Азербайджанский государственный драматический театр" ФИО6 в связи с отсутствием в штатном расписании ГБУ "Азербайджанский государственный драматический театр" единицы рабочего по зданию, обратился в ходатайством от "дата" N в адрес Министра культуры РД ФИО10 о замене подлежащей сокращению должности "рабочий по зданию" на иную должность (л.д.15).
Письмом от "дата" Nл за подписью заместителя министра культуры РД ФИО13 ГБУ "Азербайджанский государственный драматический театр" сообщено, что определение должностей, подлежащих сокращению, входит в компетенцию работодателя (л.д.16).
В связи с изложенным, реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (ст. 34 ч. 1; ст. 35 ч. 2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановку, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями ст. 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.
Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ) при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом РФ порядка увольнения и гарантий.
Таким образом, право определять необходимую численность или штат работников принадлежит работодателю, при этом трудовое законодательство не определяет цели сокращений численности или штата работников и их оснований, не вменяет в обязанность работодателя обоснование решения о сокращении, обязательно, чтобы сокращение численности или штата работников было осуществлено при соблюдении гарантий, предусмотренных ст. ст. 82, 179, 180 и 373 ТК РФ.
Суд, проверяя законность и обоснованность увольнения работника по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, не разрешает вопрос о целесообразности исключения из штатного расписания конкретной должности, поскольку это входит в компетенцию работодателя, а поэтому суд не вправе обсуждать вопрос о целесообразности проведения сокращения штата, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что работодателем под видом сокращения штата истица уволена, как неугодный работник, при доказанности факта сокращения штата, не могут быть приняты во внимание.
Также судебная коллегия считает необоснованными доводы апелляционной жалобы в части незаконности решения суда об отказе во взыскании в пользу ФИО1 заработной платы за период с "дата" по "дата" с учетом стимулирующих выплат.
Как видно из материалов дела и не оспаривалось в судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО1, приказ директора ГБУ "Азербайджанский государственный драматический театр" N от "дата", которым истице не установлены стимулирующие выплаты, не был обжалован, в установленном порядке не признан недействительным.
При указанных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о законности приказа об увольнении ФИО1, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия н недействительным.ядке обжалованв судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО1, приказ директора суне усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дербентского городского суда от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.