Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.В. Шакирьянова,
судей Л.Ф. Митрофановой, А.М. Гильмутдинова,
с участием прокурора Л.М. Нагаевой,
при секретаре судебного заседания Д.Р. Джураеве,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.Ф.Митрофановой гражданское дело по апелляционной жалобе С.В.Желябова, М.Б. Желябовой, А.С. Желябова на решение Кукморского районного суда Республики Татарстан от 10 января 2017 года, которым постановлено:
исковое заявление исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан к С.В. Желябову, М.Б.Желябовой, А.С. Желябову об изъятии жилого помещения и земельного участка в муниципальную собственность путем выкупа и прекращения права собственности на жилое помещение и земельный участок, признании права собственности за Кукморским муниципальным районом Республики Татарстан, удовлетворить.
Изъять путем выкупа у С.В. Желябова 1/4 долю, у М.Б. Желябовой и А.С.Желябова 3/4 доли принадлежащей им на праве общей совместной собственности в квартире N61, общей площадью 46,9 кв. м, кадастровый номер ... , расположенной по адресу: "адрес", и доли в праве общей собственности на земельный участок, кадастровый номер ... , находящиеся по адресу: "адрес", с выплатой выкупной цены С.В. Желябову в размере 129232,95 руб., М.Б. Желябовой и А.С. Желябову в размере 387698,85 руб., всего за квартиру - 516931,80 руб.
Прекратить право собственности С.В. Желябова, М.Б Желябовой, А.С.Желябова на квартиру N 61, общей площадью 46,9 кв. м, кадастровый номер ... , расположенной по адресу: "адрес" и доли в праве общей собственности на земельный участок, кадастровый номер ... , находящиеся по адресу: "адрес" после выплаты С.В. Желябову, М.Б. Желябовой, А.С. Желябову выкупной цены.
Признать право собственности Кукморского муниципального района Республики Татарстан на квартиру N 61, общей площадью 46,9 кв.м, кадастровый номер ... расположенной по адресу: "адрес", и доли в праве общей собственности на земельный участок, кадастровый номер ... , находящиеся по адресу: "адрес" после выплаты С.В. Желябову, М.Б. Желябовой, А.С. Желябову выкупной цены и прекращения права собственности С.В. Желябова, М.Б.Желябовой, А.С. Желябова на квартиру N 61, общей площадью 46,9 кв.м, кадастровый номер ... расположенной по адресу: "адрес", и доли в праве общей собственности на земельный участок, кадастровый номер ... находящиеся по адресу: "адрес"
В удовлетворении встречного иска С.В. Желябова, М.Б. Желябовой, А.С.Желябова к исполнительному комитету Кукморского муниципального района Республики Татарстан о признании недействительными акта обследования жилого помещения и заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 25 декабря 2009 года, распоряжения исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан от 31 декабря 2009 года, постановлений исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан от 20 сентября 2013 года N 397, от 01 марта 2016 года N 179 и от 04 августа 2016 года, отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя С.В.Желябова, М.Б. Желябовой, А.С.Желябова - И.А. Закирова, поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан А.Р. Фатыхова, возражавшего против удовлетворения жалобы, заслушав заключение прокурора Л.М. Нагаевой, полагавшей решение суда правильным, судебная коллегия
установила:
исполнительный комитет Кукморского муниципального района Республики Татарстан обратился с иском к С.В.Желябова, М.Б. Желябовой, А.С.Желябова об изъятии жилого помещения и земельного участка в муниципальную собственность путем выкупа, прекращении права собственности на жилое помещение и земельный участок, признании права собственности на спорное имущество за Кукморским муниципальным районом Республики Татарстан.
В обоснование заявленных требовании указал, что ответчики являются собственниками квартиры, общей площадью 46,9 кв.м, по адресу: "адрес"
Согласно акту обследования помещения и заключению межведомственной комиссии исполнительного комитета Кукморского муниципального района по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда многоквартирный жилой дом по указанному адресу является аварийным и непригодным для проживания. Распоряжением руководителя исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан данный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. 21 августа 2015 года в соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчикам направлено требование о необходимости самостоятельно в срок до 15 ноября 2015 года произвести снос или реконструкцию указанного жилого помещения и проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд. В требовании также содержалось уведомление (предложение) о возможности приобретения жилого помещения в многоквартирных домах построенных (строящихся) НО "ГЖФ при Президенте РТ" с зачетом стоимости аварийного жилого помещения, из расчета 11.022 руб. за 1 кв. м. В установленный срок ответчицей снос или реконструкция дома не осуществлены. 22 февраля 2016 года руководителем исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан принято постановление об изъятии для муниципальных нужд путем выкупа жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, земельных участков, на которых расположены указанные многоквартирные дома. Данное постановление направлено в Кукморский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан. 5 марта 2016 года С.В.Желябову, М.Б. Желябовой, А.С. Желябову направлено уведомление об изъятии аварийного жилого помещения и земельного участка для муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, копия постановления об изъятии, предложено 10 марта 2016 года прибыть в исполнительный комитет Кукморского муниципального района Республики Татарстан для обсуждения условий заключения указанного соглашения. Возмещение за изымаемое аварийное жилое помещение и земельный участок предложено в размере 11 022 руб. за 1 кв. м, всего 516931 рубль 80 копеек.
Указывая, что процедура изъятия, предусмотренная статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, органом местного самоуправления соблюдена, исполнительный комитет Кукморского муниципального района Республики Татарстан просил суд изъять у С.В.Желябова, М.Б. Желябовой, А.С. Желябова путем выкупа для муниципальных нужд принадлежащую им на праве собственности квартиру 61 и долю в праве общей собственности на земельный участок по адресу: "адрес" с выплатой собственнику выкупной цены в размере 516931 рубль 80 копеек, прекратить право собственности за ответчиками на указанные квартиру и долю в праве общей собственности на земельный участок, признать право собственности на данное недвижимое имущество за Кукморским муниципальным районом Республики Татарстан.
В судебном заседании первой инстанции представитель истца - исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан А.Р. Фатыхов иск поддержал.
А.С. Желябов не выразил своего мнения относительно исковых требований.
Представитель С.В.Желябова, М.Б. Желябовой, А.С. Желябова - И.А.Закиров иск не признал, предъявил встречный иск к исполнительному комитету Кукморского муниципального района Республики Татарстан о признании недействительными акта обследования жилого помещения и заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 25 декабря 2009 года, распоряжения от 31 декабря 2009 года, постановлений исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан от 20 сентября 2013 года N 397, от 01 марта 2016 года N 179 и от 04 августа 2016 года.
В обоснование встречного иска указано, что порядок признания жилого дома аварийным и изъятия жилого помещения, признанного аварийным, органом местного самоуправления нарушен, в состав межведомственной комиссии не включены представители органов муниципального жилищного контроля, государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, а также собственник жилого помещения. Фактически оценка жилого помещения не проводилась, эксперты не привлекались, заключение специализированой организации относительно состояния дома отсутствует. Более того, собственнику не представлено равнозначное жилое помещение взамен изымаемого.
С.В. Желябов, А.С. Желябов, М.Б. Желябова, представитель третьего лица - межмуниципального отдела по Балтасинскому и Кукморскому районам Управления Росреестра по Республике Татарстан в суд не явились.
Суд иск исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан удовлетворил, в удовлетворении встречного иска С.В.Желябова, М.Б. Желябовой, А.С. Желябова отказал, приняв решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе С.В.Желябов, М.Б. Желябова, А.С. Желябов просят отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан и об удовлетворении встречного иска. В жалобе отмечается, что судом необоснованно не приняты во внимание их доводы о нарушении органом местного самоуправления порядка признания жилого помещения непригодным для проживания, а также установленной законом процедуры изъятия аварийного жилья для муниципальных нужд. Кроме того, в жалобе указано на ущемление прав С.В.Желябова, М.Б. Желябовой, А.С.Желябова на получение другого жилого помещения взамен изымаемого.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель С.В.Желябова, М.Б. Желябовой, А.С.Желябова - И.А. Закиров апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержал.
Представитель исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан А.Р. Фатыхов с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Прокурор Л.М. Нагаева дала заключение об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 данной статьи, допускается только с согласия собственника.
Из материалов дела следует, что на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 07 декабря 1994 года, соглашения об определении долей, свидетельства о праве на наследство по закону от 06 января 2001 года, договора купли-продажи доли квартиры от 02апреля 2001 года, сособственниками квартиры N ... по адресу: "адрес" общей площадью 46,9 кв.м, являются С.В. Желябов (1/4 доли) и М.Б. и А.С.Желябовы (3/4 доли) на праве общей совместной собственности.
Заключением межведомственной комиссии N 46 от 25 декабря 2009 года, назначенной постановлением исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан N 71 от 29 сентября 2009 года многоквартирный "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением руководителя исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан N 414 от 31 декабря 2009 года утвержден список аварийных домов, в приложении к которому указан "адрес"
Постановлением руководителя исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан от 20 сентября 2013 года N 397 список многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащих сносу в Кукморском муниципальном районе, утвержденный? постановлением руководителя Исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан от 31 марта 2011 года N 25, изложен в новой? редакции, в которую также вошел вышеуказанный дом.
21 августа 2015 года в адрес ответчиков направлено требование о признании многоквартирного дома непригодным для проживания с предложением до 15 ноября 2015 года произвести снос или реконструкцию дома и указанием на то, что в противном случае жилое помещение может быть изъято путем выкупа по цене в 11 022 руб. за 1 кв. м. В требовании также содержалось уведомление (предложение) о возможности приобретения жилого помещения в многоквартирных домах построенных (строящихся) НО "ГЖФ при Президенте РТ" с зачетом стоимости аварийного жилого помещения. Согласно почтовому уведомлению заказное письмо вручено ответчикам 29 августа 2015 года, однако в установленный срок ответчиками не произведен снос дома или его реконструкция.
1 марта 2016 года исполнительным комитетом Кукморского муниципального района Республики Татарстан вынесено постановление N 179 об изъятии жилого помещения и земельного участка, на котором расположен указанный многоквартирный дом, признанный аварийным, согласно приложению, в котором значится квартира, принадлежащая ответчикам.
5 марта 2016 года ответчикам направлены уведомления, копия вышеназванного постановления и проект соглашения об изъятии жилого помещения. Данные документы ответчиками не получены и возвращены истцу в связи с истечением срока хранения.
Постановлением руководителя исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан N 501 от 04 августа 2016 года по причине включения указанного жилого дома в реестр объектов культурного наследия внесены изменения в утвержденный органом местного самоуправления список аварийных домов, установлено, что многоквартирный жилой дом, в котором находится квартира ответчиков, подлежит сохранению в качестве объекта культурного наследия.
Постановлением руководителя исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан от 11 сентября 2013 года N 389 "Об утверждении муниципальной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда на территории Кукморского муниципального района на 2013-2017 годы" указанный дом включен в муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья.
Постановлением исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан от 11 июня 2016 года N 376/1 установлена выкупная цена аварийного жилья у граждан - собственников таких помещений в размере 11 022 руб. за 1 кв. м.
Определением суда от 12 августа 2016 года по делу назначена судебная экспертиза с целью определения выкупной цены спорного жилого помещения.
Согласно заключению эксперта РГУП БТИ N 99-16 рыночная стоимость жилого помещения по адресу: "адрес" составляет 260793 рубля. Рыночная стоимость доли в праве собственности на общее имущество многоквартирного дома, в том числе и на земельный участок с кадастровым номером ... по адресу: "адрес", составляет 84958 рублей 79 копеек. Сумма убытков, причиненных собственникам в связи с изъятием жилого помещения составляет 6000 рублей.
Оценив фактические обстоятельства дела, руководствуясь указанными выше нормами материального права, суд пришёл к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан в виду наличия законных оснований для изъятия у С.В.Желябова, М.Б. Желябовой, А.С.Желябова жилого помещения и земельного участка для муниципальных нужд путём выкупа с прекращением ее права собственности на указанное имущество и признанием права собственности на него за муниципальным образованием после выплаты выкупной цены С.В. Желябову в размере 129232 рубля 95 копеек, М.Б. Желябовой и А.С. Желябову в размере 387698 рублей 85 копеек, всего за квартиру - 516931 рубль 80 копеек.
Судебная коллегия считает, что определенная судом первой инстанции выкупная цена жилого помещения в размере 516931 рубль 80 копеек является правильной, поскольку изъятие жилого помещения с выплатой выкупной цены, определенной заключением судебной экспертизы, которая является заниженной по сравнению с ценой, установленной органом местного самоуправления, поставит С.В.Желябова, М.Б. Желябову, А.С.Желябова в неравное положение по сравнению с иными участниками жилищных отношений, а именно с гражданами, которым выплачена выкупная цена в размере, гарантированном органом муниципальной власти.
Решение суда об отказе в удовлетворении встречного иска С.В.Желябова, М.Б. Желябовой, А.С.Желябова к исполнительному комитету Кукморского муниципального района Республики Татарстан о признании недействительными акта обследования жилого помещения и заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 25декабря 2009 года, распоряжения исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан от 31 декабря 2009 года, постановлений исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан от 20 сентября 2013 года N 397, от 01 марта 2016 года N179 и от 04 августа 2016 года также является законным и обоснованным.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции правомерно указал на то, что доводы ответчиков и их представителя И.А. Закирова о нарушении органом местного самоуправления установленного законом порядка признания жилого помещения аварийным и изъятия жилого помещения для муниципальных нужд не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Согласно пунктам 6, 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу пунктов 8, 9 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с пунктом 7 данного Положения Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом данного пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию.
В соответствии с пунктами 33, 34 указанного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу пунктов 42-44 вышеназванного Положения Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе, работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Согласно пункту 47 Положения по результатам работы комиссия принимает, в том числе, решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения.
Из материалов дела следует, что состав межведомственной комиссии был сформирован на основании постановления исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан N 71 от 29сентября 2009 года, и в него вошли председатель - руководитель исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан Р.Г. Шамсутдинов, члены комиссии - начальник территориального отдела ТУ Роспотребнадзора по Республике Татарстан в Кукморском районе К.Г.Сабирзянова, начальник управления МЧС Республики Татарстан по Кукморскому муниципальному району М.М. Рахматуллин, начальник Кукморского участка МРФ N 1 РГУП БТИ А.М. Миннехузин; руководитель исполнительного комитета п.г.т. Кукмор Кукморского муниципального района Республики Татарстан Ф.Ш. Газизов, заместитель начальника отдела инфраструктурного развития исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан Ф.Х. Харисов.
Как следует из акта обследования и заключения межведомственной комиссии от 25 декабря 2009 года многоквартирный дом по адресу: Республика "адрес" имеет фактический износ 70%; фундамент - разрушение и искривление цоколя, многочисленные трещины; наружные и внутренние стены - массовые трещины в стенах и перемычках, кладка местами расслаивается; междуэтажные перекрытия деревянные, драночная штукатурка разрушается, продольные трещины, дерево поражено гнилью; чердачное покрытие местами разрушено, прогибы балок, стропильная система поражена гнилью; многоквартирный жилой дом является аварийным и подлежит сносу.
Таким образом, акт и заключение межведомственной комиссии, составленные в 2009 году, содержат подробное описание повреждений всех частей дома, а отмеченные в акте повреждения не требуют для их констатации проведения инструментального исследования. Акт составлен комиссией, назначенной в установленном законом порядке постановлением руководителя органа местного самоуправления; в её состав вошли представители органов, уполномоченных на проведение контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, инвентаризации и регистрации объектов недвижимости.
Доводы ответчиков о том, что к работе комиссии не были привлечены собственники жилья и специализированная организация для проведения экспертного исследования не могут быть расценены в качестве достаточного правового основания для признания недействительными акта обследования и заключения межведомственной комиссии от 25 декабря 2009 года, поскольку содержащиеся в них выводы какими-либо доказательствами не опровергнуты, а утверждение ответчиков о пригодности спорного жилого помещения для проживания является голословным. Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что нахождение спорного жилого помещения в аварийном состоянии подтверждается экспертным заключением, проведенным ООО "АртТехПроект" по заказу Кукморского поселкового исполнительного комитета, пи этом выводы оценщика в целом аналогичны выводам комиссии, указанным в оспариваемом акте обследования и в заключении.
Содержащиеся во встречном иске утверждения о нарушении порядка изъятия аварийного жилого помещения судом отклонены правильно, поскольку исключение из распоряжения органа местного самоуправления указания о сносе многоквартирного жилого дома и установление необходимости сохранения дома ввиду включения его в реестр объектов культурного наследия не свидетельствует о том, что дом не является аварийным и непригодным для проживаниям в нем. В данном случае необходимость проведения предусмотренной законом процедуры изъятия аварийного жилья для муниципальных нужд сохраняется, поскольку проживание в нем граждан не допустимо ввиду наличия угрозы для их жизни и здоровья, при этом реконструкция дома С.В.Желябовым, М.Б. Желябовой, А.С.Желябовым с 2009 года не осуществлена, каких-либо доказательств о намерении провести реконструкцию дома с учетом дополнительного обременения в виде затрат на сохранение объекта культурного наследия ими суду не представлено.
Также суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для предоставления С.В.Желябову, М.Б. Желябовой, А.С.Желябову другого благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого, поскольку такая возможность допускается только по соглашению с собственником изымаемого аварийного жилого помещения с зачетом его стоимости (пункт 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). В данном случае между истцом и ответчиками соответствующее соглашение не достигнуто.
При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что судебное разбирательство в апелляционной инстанции неоднократно откладывалось с учетом доводов представителя С.В.Желябова, М.Б. Желябовой, А.С.Желябова об отсутствии со стороны органа местного самоуправления конкретных предложений по вопросу обеспечения другим жильем. В соответствии с поручением суда апелляционной инстанции исполнительным комитетом Кукморского муниципального района Республики Татарстан в адрес С.В.Желябова, М.Б. Желябовой, А.С.Желябова направлены предложения по приобретению жилых помещений из строящегося НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан" жилищного фонда с предоставлением целевого денежного займа и зачетом выкупной цены аварийного жилья. Ответчикам предложено 4 варианта с указанием: конкретных адресов, технических характеристик и стоимости предлагаемых вариантов квартир; величины выкупной цены изымаемого жилого помещения; порядка расчетов за вновь предоставляемое жилье с определением графика внесения ежемесячных платежей. Помимо этого, в их адрес направлен образец соглашения о намерениях гражданина участвовать в "выборе будущей квартиры" с целью получения права ее использования и паенакопления в целях получения в собственность. Из представленных документов также усматривается возможность получения ответчиками предложенных вариантов квартир на условиях найма.
Между тем, соглашение о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого аварийного жилья с ответчиками не достигнуто, их представитель И.А. Закиров в судебном заседании апелляционной инстанции не выразил намерения обсуждать возможность получения предложенных вариантов жилых помещений.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что решение суда об удовлетворении иска органа местного самоуправления и отказе в удовлетворении встречных требований С.В.Желябова, М.Б. Желябовой, А.С.Желябова является правильным, поскольку установленная законом процедура признания жилого помещения аварийным и его изъятия для муниципальных нужд соблюдена, а порядок обеспечения жилищных прав ответчиков в сложившейся ситуации на момент рассмотрения данного дела исчерпывается выплатой выкупной цены за изымаемое жилое помещение.
Вместе с тем, С.В.Желябов, М.Б. Желябова, А.С.Желябов не лишены возможности заключить соглашение, предусматривающее предоставление им другого жилого помещения взамен изымаемого по предложенным органом местного самоуправления вариантам, на стадии исполнения вынесенного решения суда.
Доводы апелляционной жалобы С.В.Желябова, М.Б. Желябовой, А.С.Желябова о нарушении органом местного самоуправления порядка признания жилого помещения непригодным для проживания, установленной законом процедуры изъятия аварийного жилья для муниципальных нужд, а также об ущемлении их прав на получение другого жилого помещения взамен изымаемого в силу изложенного являются несостоятельными, поскольку судом исследованы, и им дана надлежащая правовая оценка.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы С.В.Желябова, М.Б. Желябовой, А.С.Желябова судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 199, 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кукморского районного суда Республики Татарстан от 10 января 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу С.В.Желябова, М.Б. Желябовой, А.С.Желябова - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.