Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сафиной М.М. при секретаре судебного заседания Дьяконове К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рыжиковой Ю.П. к Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Рыжикова Ю.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости: жилого дома площадью "данные изъяты" квадратных метра с кадастровым номером ... (предыдущий кадастровый номер ... ), расположенного по адресу: "адрес". Ссылаясь на нарушение своих прав как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого от кадастровой стоимости, просила установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 16 августа 2016 года в размере "данные изъяты" рублей.
Впоследствии от представителя Рыжиковой Ю.П. - Кузнецовой А.Ю., действующей на основании доверенности от 17 сентября 2016 года, поступило заявление об изменении исковых требований, в котором она просит определить кадастровую стоимость вышеназванного объекта недвижимости равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере "данные изъяты" рублей.
В судебном заседании представитель Рыжиковой Ю.П. - Кузнецова А.Ю. поддержала заявленные требования в измененной формулировке.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Морозов В.В. административный иск не признал, просил оставить заявление без рассмотрения в связи с отсутствием необходимых доказательств, подтверждающих установление рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования "город Альметьевск" Республики Татарстан, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
На основании статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Этой же нормой закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости указано установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно пунктам 4 и 5 части 2 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости") при подаче заявления об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости необходимым документом является отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, а также подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков положительное экспертное заключение в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
По смыслу пункта 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 263, положительное экспертное заключение представляется в случаях, если рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости более чем на 30 процентов.
Как разъяснено в пункте 11 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, если факт отсутствия необходимых документов, в том числе отчета об оценке, составленного на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости и (или) экспертного заключения саморегулируемой организации на этот отчет, выяснится в ходе рассмотрения дела, суд предоставляет административному истцу срок для устранения нарушений, а в случае их неустранения на основании пункта 5 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оставляет заявление без рассмотрения.
Судом установлено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ... определена распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года N 2572-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан" по состоянию на 1 января 2014 года в размере "данные изъяты" рубль "данные изъяты" копеек.
В подтверждение заявленных административным истцом оснований для пересмотра кадастровой стоимости суду представлен отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 24 ноября 2016 года N ... , составленный обществом с ограниченной ответственностью "Эксперт- "данные изъяты"". Согласно отчету рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2014 года составила "данные изъяты" рублей.
Таким образом, рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на 30 процентов, однако в нарушение пункта 5 части 2 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации положительного экспертного заключения на отчет об оценке суду не представлено.
Определением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 30 ноября 2016 года административному истцу предложено представить положительное экспертное заключение на отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в срок до 28 декабря 2016 года, но ни в установленный срок, ни в судебное заседание такой документ суду не представлен.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 названного Кодекса, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок, либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии, что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.
На основании изложенного административное исковое заявление Рыжиковой Ю.П. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости подлежит оставлению без рассмотрения.
В силу части 3 статьи 197 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
административное исковое заявление Рыжиковой Ю.П. к Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости: жилого дома площадью "данные изъяты" квадратных метра с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес", определенной по состоянию на 1 января 2014 года, оставить без рассмотрения.
Определение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Судья Сафина М.М.
Справка: определение вынесено в окончательной форме 18 января 2017 года.
Судья Сафина М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.