Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Шиловой О.М.,
судей: Романовой И.А., Лукьянченко Р.В.,
при секретаре Лыткиной А.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баранова Д. А., действующего также в интересах несовершеннолетнего ФИО1, Барановой Л. Н., Иванишко Д. А. к федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконными действий по исключению из реестра лиц, подлежащих отселению из закрытого военного городка, восстановлении в очереди на получение государственного жилищного сертификата,
по апелляционной жалобе истца Баранова Д.А. на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 30 января 2017 года,
Заслушав доклад судьи Лукьянченко Р.В., объяснения истцов Баранова Д.А., Барановой Л.Н., представителя ФГКУ "Востокрегионжилье" Дулениной Е.М., судебная коллегия
установила:
Баранов Д.А., действующий также в интересах несовершеннолетнего ФИО1., Баранова Л.Н., Иванишко Д.А. обратились в суд с иском к ФГКУ "Востокрегионжилье" о признании незаконными действий по исключению из реестра лиц, подлежащих отселению из закрытого военного городка, восстановлении в очереди на получение государственного жилищного сертификата, ссылаясь на следующее:
22.07.2013 Баранов Д.А. и члены его семьи поставлены в очередь на получение государственного жилищного сертификата, как жители закрытого военного городка Хабаровск-47. В настоящее время истцы проживают по месту регистрации по "адрес". На момент включения в список очередников - граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, трудовой стаж Барановой Л.Н. в Минобороны России составлял более 10 лет. 25.10.2016 истцы исключены из числа участников программы по переселению из закрытых военных городков, так как на момент увольнения Баранова Д.А. с военной службы права на обеспечение жилым помещением он не имел. Тем не менее, учитывая срок выслуги лет Барановой Л.Н., последняя имеет право на переселение или жилищный сертификат вместе с членами своей семьи.
В связи с чем, истцы просили признать действия ФГКУ "Востокрегионжилье" по исключению из реестра лиц, подлежащих отселению из закрытого военного городка незаконными, возложить на ФГКУ "Востокрегионжилье" обязанность по восстановлению в очереди на получение государственного жилищного сертификата.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 30 января 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Баранов Д.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что факт проживания граждан в закрытых военных городках, сам по себе является основанием для выдачи государственного жилищного сертификата. Единственным основанием для исключения граждан из списка получателей жилищного сертификата является социальная выплата, которая им произведена. В связи с чем, истцы не утратили право на получение ГЖС.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не представлено.
В заседании суда апелляционной инстанции истцы настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы, по указанным в ней доводам.
Представитель ответчика в заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Истец Иванишко Д.А., представитель третьего лица войсковой части 25625 в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном порядке, об уважительных причинах неявки не сообщили.
В связи с чем, дело рассмотрено без участия не явившихся лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему:
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Баранов Д.А. проходил военную службу с 19.11.1996 по 29.07.2009, имеет выслугу лет в календарном исчислении 12 лет. 7 мес., общую выслугу - 18 л. 2 мес..
На основании ордера N от 30.08.2000 Баранову Д.А. и членам его семьи предоставлено служебное жилое помещение, расположенное в закрытом военном городке по "адрес".
В настоящее время вместе с Барановым Д.А. в данной квартире проживают и зарегистрированы: супруга Баранова Л.Н., сын ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ рождения, сын жены Иванишко Д.А. ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 25625 от 29 июля 2009 г. N, Баранов Д.А. досрочно уволенный с военной службы в запас, в связи с назначением наказания в виде лишения свободы условно, исключен из списков личного состава части 29 июля 2009 г.
Решением ФГКУ "Востокрегионжилье" Баранов Д.А. с составом семьи 3 человека признан участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" Министерства обороны Российской Федерации, поставлен на учет 16.07.2013 г.
Уведомлением от 02.11.2016 ФГКУ "Востокрегионжилье" сообщило Баранову Д.А. о том, что 25.10.2016 г. он с членами семьи не правомерно был включен в единый реестр граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, изъявивших желание получить ГЖС, поскольку в период военной службы не приобрел право быть признанным нуждающимся в жилых помещения, так как не отвечает требованиям п. 1, 14 ст. 15 Закона РФ "О статусе военнослужащего". Факт проживания в закрытом военном городке не является самостоятельным основанием для признания участником подпрограммы.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 15, 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, оценив установленные обстоятельства и собранные по делу доказательства, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, установив, что Баранов Д.А., с учетом основания увольнения, выслуги лет, не приобрел права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, был ошибочно поставлен на учет, включен в состав участников программы "Жилище". Истцы не относятся к числу лиц, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которым правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, всем представленным доказательствам в совокупности, дана надлежащая оценка.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 Указа Президента России от 30 сентября 1997 года N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных гарантий военнослужащих и некоторых других категорий граждан в ходе проведения военной реформы установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом (п. 1).
Вместе с тем, граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков, согласно названной подпрограмме, относятся к категории граждан Российской Федерации, обладающих правом на улучшение жилищных условий только при установлении федеральным законодательством государственных обязательств по обеспечению их жильем за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 13 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Указанные положения Закона исключают наличие обязательств государства по обеспечению жильем истцов за счет средств федерального бюджета, ввиду несоответствия Баранова Д.А. названным критериям, с учетом общей продолжительности военной службы и основания увольнения с военной службы.
В связи с чем, Баранов Д.А. обоснованно исключен из списка участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище".
Доводы жалобы о том, что единственным основанием для исключения граждан из списка получателей жилищного сертификата является социальная выплата, которая истцам не произведена, являются необоснованными, так как данное основание применяется в случае правомерного включения в число участников названной подпрограммы, при том, что истец выключен в число участников программы, без наличия к тому законных оснований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что проживание истцов в закрытом военном городке, само по себе является основанием для выдачи государственного жилищного сертификата, отклоняются судебной коллегией, по следующим основаниям:
Как следует из анализа указанных выше нормативных правовых актов, правом на получение государственного жилищного сертификата обладают только те лица, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению их жильем после увольнения с военной службы. Проживание в течение некоторого количества времени на территории закрытого военного городка гражданина, состоявшего в служебных (трудовых) отношениях с военным ведомством и прекратившего эти отношения по основаниям, не дающих ему права на дальнейшее обеспечение жилой площадью, не является достаточным основанием для предоставления такой выплаты. Необходимым условием для разрешения вопроса может ли быть гражданин отнесен к категории лиц, подлежащих переселению, является наличие у государства, иных ведомств обязательств по обеспечению его другим жилым помещением, а также причины утраты гражданином связи с военным ведомством.
Баранов Д.А. был досрочно уволен с военной службы в связи с назначением наказания по уголовному делу в виде лишения свободы и утратил связь с Министерством обороны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что Баранов Д.А. не приобрел право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, является правильным.
Ссылки в жалобе на отсутствие оснований для выселения истцов в силу положений ст. 108 ЖК РСФСР, ст. 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" не имеют правового значения для рассматриваемого дела, поскольку требования о выселении истцов не заявлялось.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 ГПК РФ, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене или изменению решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 30 января 2017 года по гражданскому делу по иску Баранова Д. А., действующего также в интересах несовершеннолетнего ФИО1, Барановой Л. Н., Иванишко Д. А. к федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконными действий по исключению из реестра лиц, подлежащих отселению из закрытого военного городка, восстановлении в очереди на получение государственного жилищного сертификата оставить без изменения, апелляционную жалобу Баранова Д.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке, в президиум Хабаровского краевого суда, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий О.М. Шилова
Судьи И.А. Романова
Р.В. Лукьянченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.