Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего ФИО6-Н. К.,
судей ФИО5 и Хираева Ш. М.,
при секретаре ФИО3.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФИО7 на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы РД от "дата",
Заслушав доклад судьи ФИО5, объяснения представителей административного истца и представителя административного ответчика,
установила:
ФИО7 обратился в Ленинский районный суд г. Махачкалы с административным исковым заявлением о признании действий государственного регистратора Управления Росреестра по РД незаконными и возложении обязанности зарегистрировать право собственности на земельный участок.
Решением Ленинского районного суда г. Махачкала РД от "дата" в удовлетворении административного искового заявления ФИО7 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО7 просит отменить это решение и принять новое решение, которым удовлетворить требования в полном объеме. В обосновании апелляционной жалобы ФИО7 указал, что постановлениями Главы администрации гор. Махачкалы: от "дата" N "О закреплении используемого земельного участка за ФИО7 по ул. N Магистральная "адрес"" и от "дата" N "О закреплении используемого земельного участка за ФИО7 по "адрес" N" ему предоставлен земельный участок площадью 0,06га без права капитального строительства. Постановлением от "дата" N "О закреплении за ФИО7 произведенных изменений в целом домовладении N и по "адрес" (3 Магистральная) по "адрес" N" ему предоставлен дополнительно используемый земельный участок с площадью 305 кв. м. После изменения площадь земельного участка составила 862 кв. м. "дата" он обратился в УФРС по РД с заявлением о регистрации права собственности на этот земельный участок. "дата" государственный регистратор ФИО4 отказал в регистрации права со ссылкой на то, что свидетельство на право постоянного бессрочного пользования землей, выданное Горкомземом "дата" не может быть принято в качестве правоустанавливающего документа.
Данный отказ является незаконным. Решением суда ему отказано в иске незаконно. Он просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении административного иска.
Представитель административного ответчика просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Выслушав объяснения участников судебного заседания, исследовав доводы апелляционной жалобы, материалы дела, коллегия приходит к выводу о необходимости решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Согласно п.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с п.1 ст.31 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, в соответствии с настоящим федеральным законом несут ответственность за своевременное, полное и точное исполнение своих обязанностей, указанных в настоящем Федеральном законе, а также за полноту и подлинность предоставляемой информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество сделках с ним, необоснованный (не соответствующий основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе) отказ в государственной регистрации прав или уклонение от государственной регистрации прав.
В соответствии со ст. 18 п.1 ФЗ от "дата" N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В соответствии со ст. 13 ФЗ от "дата" N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В соответствии со ст. 17 ФЗ от "дата" N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию права представитель истца сдал на регистрацию права собственности на земельный участок свидетельство постоянного владения, пожизненного наследуемого владения, бессрочного ( постоянного) пользования землей NРД 40-Г-680 от "дата" на земельный участок, площадью 0,305 га, расположенный по адресу: гор. Махачкала, "адрес", З-я Магистральная, N, свидетельство от "дата" N, постановление Администрации гор. Махачкалы N от "дата" и др.
В результате проведенной правовой экспертизы государственный регистратор Кичиев 3. отказал в государственной регистрации права на земельный участок, предварительно приостановив регистрацию.
Действия государственного регистратора по отказу в государственной регистрации права ФИО7 на земельный участок суд признал обоснованными.
Как усматривается из постановления Администрации гор. Махачкалы N от "дата" за ФИО7 закреплен земельный участок площадью 0,060 га по "адрес", без права дополнительного капитального строительства, временно, до застройки согласно генплана.
Постановлением Администрации гор. Махачкалы N от "дата" ФИО7 предоставлен дополнительно используемый земельный участок, площадью 305 кв. м. в домовладении N по "адрес" (3-я Магистральная). "адрес" земельного участка составляет 862 кв. м.
На основании постановления Администрации гор. Махачкалы ФИО7, в Горкомземе, "дата" получено Свидетельство NРД 40-Г-680 на право постоянного владения, пожизненного наследуемого владения на землю, бессрочного ( постоянного) пользования землей.
Указанное свидетельство, представленное ФИО7 для регистрации права, правоустанавливающим документом на недвижимое имущество, в виде земельного участка не является. Свидетельство N выдано ФИО7 на земельный участок, площадью 0,06 га.
В соответствии с п.9.1 ст.З ФЗ от "дата" N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В соответствии с п. З Указа Президента РФ от "дата" N 112 "О признании утратившими силу и об изменении некоторых актов Президента Российской Федерации" выдача свидетельств на право собственности на землю и государственных актов на право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей прекращается со дня начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав.
Выдача свидетельств в рамках создания учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с ФЗ от "дата" N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на территории гор. Махачкалы началась с "дата".
В соответствие со ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ к обстоятельствам, по которым обязанность доказывания возложена на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) относятся: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными
публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого
действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия
(бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия
(бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.
В судебном заседании административный ответчик представил доказательства, подтверждающие законность отказа государственного регистратора в регистрации права собственности ФИО7 на земельный участок.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 310 КАС РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, оснований для отмены либо изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Махачкалы РД от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ФИО7- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.