Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Тертишниковой Л.А., Александровой Л.А.
при секретаре Рогожиной И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сосновской А. Ф. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному отделу N2 Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации
по апелляционной жалобе ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 08 февраля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Науменко Л.А., судебная коллегия
установила:
Сосновская А.Ф. обратилась в суд с иском к вышеуказанным ответчикам, просила признать за нею право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: "адрес".
В обоснование иска указала, что на основании ордера от ДД.ММ.ГГ ***, выданного КЭЧ "данные изъяты", занимает указанную квартиру, которая была предоставлена прапорщику Сосновскому В.А. с семьей, состоящей из 4 человек, включая супругу и двух детей. Ордер не был служебным. Истица является вдовой Сосновского В.А., который проходил военную службу в "данные изъяты" гарнизоне с ДД.ММ.ГГ года по ДД.ММ.ГГ. Данное жилое помещение находится в военном городке "адрес", который до издания распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 года N1779-р считался закрытым. Согласно справки комитета по управлению муниципальным имуществом администрации "адрес" "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** в реестре объектов муниципальной собственности "адрес" жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" отсутствует. Из содержания архивной выписки постановления от ДД.ММ.ГГ *** следует, что спорная квартира включена в число служебной жилой площади. В соответствии с постановлением администрации "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** постановления администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** и *** о включении квартир, в том числе квартиры, занимаемой истцом, в число служебных - были отменены. Ранее в приватизации истец не участвовала. Её муж Сосновский В.А. ДД.ММ.ГГ умер. Дочери, вписанные в ордер, сняты с регистрационного учета, постоянно проживают по другим адресам, отказываются от участия в приватизации в пользу своей матери. Она обратилась с заявлением в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, в ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ о передаче в собственность квартиры в многоквартирном доме, к заявлению были приложены все необходимые документы. Это заявление осталось без ответа.
При рассмотрении дела истица поясняла, что квартира не является служебной, в программе ГЖС члены ее семьи не участвовали. В "данные изъяты" году она и ее супруг обратились к ответчикам с заявлениями о передаче им квартиры в собственность в порядке приватизации, на что получили письменные отказы. В течение всего периода проживания в указанной квартире ни к истцу, ни к членам ее семьи собственник жилья требований об освобождении жилого помещения не предъявлял.
ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России в возражениях просило в удовлетворении исковых требований отказать в связи с недоказанностью наличия права истца на участие в приватизации, полагает, что жилое помещение Сосновскому В.А. было предоставлено на основании ордера *** от ДД.ММ.ГГ в качестве служебного на период исполнения должностных обязанностей. Служебные жилые помещения в силу ст. 4 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизации не подлежат. Истцом не представлено документов, подтверждающих отсутствие объектов недвижимости до 1997 года и после указанного времени, выписок из приказов, подтверждающих выслугу лет и основания увольнения.
ФГКУ "Центррегионжилье" также возражало против удовлетворения иска, указав, что собственником спорного жилого помещения является Российская Федерация, право оперативного управления зарегистрировано за Алейской КЭЧ. В настоящее время деятельность Алейской КЭЧ как юридического лица прекращена путем реорганизации в форме присоединения согласно приказу МО РФ *** от ДД.ММ.ГГ. Правопреемником Алейской КЭЧ является ФГКУ "Сибирское ТУИО" МО РФ. Спорное жилое помещение было предоставлено Сосновскому В.А. на основании ордера (постоянного) от ДД.ММ.ГГ ***, иные документы, послужившие основанием вселения Сосновского В.А. и членов его семьи в указанное жилое помещение, в ФГКУ "Центррегионжилье" отсутствуют. Поскольку спорное жилое помещение предоставлялось военнослужащему Сосновскому В.А. в связи с прохождением военной службы, располагалось в закрытом военном городке, следует признать, что по цели и назначению жилое помещение предоставлялось именно как служебное, отсутствуют основания считать, что спорное жилое помещение предоставлялось на условиях социального найма, и в силу ст.2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" истец имеет право на приватизацию занимаемого жилого помещения. Сведений об участии истца Сосновской А.Ф. в подпрограмме ГЖС у ответчика не имеется. По сведениям о наличии и использовании специализированного жилого фонда, закрепленного за Минобороны России по Центральному военному округу, спорное жилое помещение к специализированному жилищному фонду не относится. Согласно акту о сдаче дел по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих от ДД.ММ.ГГ Алейской КЭЧ района во 2-ой отдел ФГУ "Центррегионжилье" переданы решения жилищных комиссий воинских частей, начиная с 2001 года. С учетом того, что предоставление служебного жилого помещения имело место в 1989 году, соответствующие документы не были переданы.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 08 февраля 2017 года иск удовлетворен.
За Сосновской А.Ф. признано право собственности в порядке приватизации на квартиру общей площадью 42,8 кв.метров, расположенную по адресу: "адрес".
ФГКУ "Сибирское "ТУИО" Минобороны России в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование указано, что предоставленное Сосновскому В.А. жилое помещение является служебным, находится в федеральной собственности и не подлежит приватизации. В соответствии с указаниями министра обороны запрещено исключать жилые помещения из специализированного жилищного фонда. Жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих. Принятое администрацией "адрес" постановление *** от ДД.ММ.ГГ, согласно которому спорное жилое помещение было признано служебным, издано в соответствии со ст. 101 ЖК Р., статус служебного не снимался. Решение о предоставлении истцу спорного жилого помещения на условиях договора социального найма не принималось. Квартира предоставлена во временное пользование на период исполнения должностных обязанностей. В соответствии с пунктом 20 приказа Минобороны России от 15.02.2000 N 80 работники из числа гражданского персонала Вооруженных Сил, непосредственно связанные с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, обеспечиваются служебными жилыми помещениями. Указанные лица, прекратившие трудовые отношения с воинской частью, подлежат выселению со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения. Право военнослужащих на обеспечение жилыми помещениями урегулировано нормами, содержащимися в статье 15 ФЗ "О статусе военнослужащих". Гражданин имеет право приобрести в собственность жилое помещение в порядке приватизации только один раз. Большинство ведомственных жилых помещений Минобороны реально предназначены не для постоянного, а преимущественного для временного проживания военнослужащих на время их военной службы и юридически приравнены по статусу к служебным жилым помещениям. Ничем не ограниченная приватизация указанных ведомственных жилых помещений может, в отличие от приватизации ведомственного жилья других ведомств, существенно нарушить не только интересы Минобороны, но и государственные интересы России.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела без их участия.
Проверив материалы дела исключительно в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N1541-1 граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (ст. 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1).
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1).
Статьей 11 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 установлено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащего" военнослужащие-граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Сосновская А.Ф. с ДД.ММ.ГГ зарегистрирована и проживает в "адрес" Алтайского края, что подтверждается выпиской из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГ (л.д. 32), где истица указана в качестве нанимателя.
Лицевой счет по указанному жилому помещению также оформлен на истицу, что подтверждается выпиской из лицевого счета ООО "Главное управление жилищным фондом" по состоянию на ДД.ММ.ГГ.
Согласно ордеру от ДД.ММ.ГГ *** "данные изъяты" квартира, расположенная по адресу: "адрес", была предоставлена Сосновскому В.А. с семьей, состоящей из 4 человек, в числе которых указаны жена А. Ф. и две дочери - О. и Е..
На момент выдачи ордера Сосновский В.А. проходил военную службу. Как следует из военного билета ДД.ММ.ГГ он был направлен в Алейский ОГВК Алтайского края, был уволен из воинской части "данные изъяты" ДД.ММ.ГГ, направлен в Алейский ОГВК (л.д. 13). В трудовой книжке указано, что с ДД.ММ.ГГ Сосновский В.А. уволен из Вооруженных Сил с зачислением в запас. При этом с ДД.ММ.ГГ Сосновский В.А. состоял в браке с истицей, что подтверждается свидетельством о заключении брака.
В материалы дела представлены справки, согласно которым Г.О.В. (до брака - Сосновская) О.В. снята с регистрационного учета по месту жительства в спорной квартире ДД.ММ.ГГ, Д.Е.В. (до брака -Сосновская) Е.В. снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ супруги Сосновские обращались с заявлением о приватизации спорной квартиры в ФГКУ "Сибирское ТУИО", которое не было удовлетворено (л.д. 17-19).
ДД.ММ.ГГ Сосновский В.А. умер, что подтверждается свидетельством о смерти.
Дочери истицы Д.Е.В. и Г.О.В. отказались от приватизации в пользу матери (л.д. 156, 157).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 752-р город Алейск Алтайского края был включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности.
Пунктом 7 Приказа Министра обороны России номер 1871 от 17.12.2010 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" с 20.12.2010 приказано реорганизовать ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны Российской Федерации путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений и государственных учреждений Минобороны Российской Федерации, указанных в приложении N 5 к приказу.
Из передаточного акта от ДД.ММ.ГГ, составленного при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, следует, что Алейской КЭЧ передано Федеральному государственному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации передано имущество, документы, а так же права и обязанности Алейской КЭЧ, в том числе согласно приложению (N п/п 27) передан и жилой "адрес".
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.10.2011 N 1079-р "Изменения, которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности" был изменен перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, из которого Алтайский край исключен.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отказа в приватизации спорного жилого помещения, предусмотренные статьей 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, поскольку суд полно и всесторонне исследовал доказательства по делу и дал им надлежащую оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применил соответствующие нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения.
Довод апелляционной жалобы о том, что спорное жилое помещение относится к служебным, являлся предметом исследования суда первой инстанции и получил надлежащую оценку в судебном решении, с которой судебная коллегия соглашается.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, этот кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.
В связи с этим к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, должны применяться нормы Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
В силу ст. 104 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение (ст. 105 Жилищного кодекса РСФСР).
В соответствии со ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Согласно п. 2 Постановления Совмина СССР от 06.05.1983 N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел СССР, руководством органов и командованием воинских частей Комитета государственной безопасности СССР (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 26.12.1984 N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (п. 20).
Из системного толкования вышеприведенных норм права, а также разъяснений Пленума Верховного Суда РСФСР следует, что важнейшим признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения администрации органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду оно принадлежит.
Между тем стороной ответчика в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено допустимых доказательств отнесения спорной квартиры к специализированному жилому фонду.
Согласно имеющимся в материалах дела надлежащим образом заверенным копиям постановлений администрации "адрес", постановлением *** от ДД.ММ.ГГ в число служебных были включены свободные жилые помещения согласно прилагаемому списку, в котором под номером "данные изъяты" значится квартира по "адрес". Однако указанное постановление отменено постановлением *** от ДД.ММ.ГГ (л.д. 51-57).
Кроме того, квартира, где проживает истец, не была свободной по состоянию на ДД.ММ.ГГ. Кроме того, на момент предоставления семье Сосновских спорной квартиры статус служебной у нее отсутствовал.
Согласно ответу главы города Алейска на запрос суда (л.д. 153, 154) по сведениям архивного отдела администрации города в документах архивного фонда исполкома Алейского городского Совета народных депутатов за 1977-1983 годы сведения о включении квартиры по "адрес" в "адрес" в число служебных жилых помещений отсутствуют. В ответе ФГКУ "Центррегионжилье" от ДД.ММ.ГГ также указано, что сведения об отнесении спорой квартиры к специализированному жилому фонду Миноборны России отсутствуют, соответствующие сведения и документы в процессе реорганизации квартирно-эксплуатационных органов в архив учреждения не передавались.
Ордер на квартиру, выданный Сосновскому В.А., не содержит сведений о наличии статуса служебного жилого помещения, по оформлению не является ордером на служебное жилье (отсутствует красная полоса).
Договор найма служебного жилого помещения с Сосновским В.А., а затем с Сосновской А.Ф. не заключался, срок пользования спорным помещением не определялся. Поэтому ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что жилое помещение было предоставлено на период исполнения служебных обязанностей, несостоятельна. Кроме того, после увольнения Сосновского В.А. с военной службы требования о выселении семьи не предъявлялись в течение длительного периода времени, не предъявлены и в настоящее время.
Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, а также то, что статус закрытого военного городка снят, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что наниматель занимает жилое помещение по договору социального найма и имеет право на приватизацию данного жилого помещения.
Ссылка в жалобе на наличие иной судебной практики признается судебной коллегией несостоятельной ввиду того, что судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.
Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда по существу разрешенного спора не опровергают, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения по ее доводам не имеется.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
Решение Алейского городского суда Алтайского края от 08 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.