Свердловский областной суд в составе
судьи Шумкова Е.С.,
при секретаре Парамоновой М.А.
с участием прокурора Киприяновой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гузева А.Н. о признании недействующими в части пунктов 15 и 16 Порядка обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 14 июня 2011 года N 723-ПП "Об утверждении Порядка обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области",
установил:
14 июня 2011 года Правительством Свердловской области принято постановление N 723-ПП, которым утвержден Порядок обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее - Порядок) (л.д. 37-70)(наименование Порядка приведено в редакции постановления Правительства Свердловской области от 07 февраля 2014 года N 63-ПП, л.д. 74-77).
Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, уволенным с военной службы, и приравненным к ним лицам по нормам предоставления, предусмотренным статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при предоставлении жилого помещения учитывается право гражданина, уволенного с военной службы, и приравненного к нему лица на дополнительную общую площадь жилого помещения в размере не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров.
Согласно пункту 15 Порядка жилые помещения предоставляются по нормам, указанным в пункте 13 настоящего Порядка, а норматив общей площади жилого помещения на одного человека, указанный в пункте 14 настоящего Порядка, используется для расчета размера единовременной денежной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в случаях, если:
1) гражданин, уволенный с военной службы, и приравненное к нему лицо и (или) члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания;
2) гражданином, уволенным с военной службы, и приравненным к нему лицом и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения;
3) гражданином, уволенным с военной службы, и приравненным к нему лицом и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
В силу абзаца 1 пункта 16 Порядка в случае отчуждения гражданином, уволенным с военной службы, и приравненным к нему лицом и (или) членами его семьи жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности после его включения в сводный список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (за исключением случая, указанного в подпункте 3 пункта 15 настоящего Порядка), или принятия решения не отчуждать жилое помещение, принадлежащее на праве собственности, или принятия решения не освобождать жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, гражданину, уволенному с военной службы, и приравненному к нему лицу предоставляется жилое помещение по нормам, указанным в пункте 13 настоящего Порядка, либо единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения, рассчитанная по нормативам, указанным в пункте 14 настоящего Порядка, за вычетом общей площади отчужденного жилого помещения или общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. При этом жилое помещение предоставляется гражданину, уволенному с военной службы, и приравненному к нему лицу только в случае, если определенный таким образом размер общей площади жилого помещения, которое предполагается предоставить, составляет не менее 18 квадратных метров.
В остальных случаях, в соответствии с абзацем 2 пункта 16 Порядка предоставление жилого помещения либо выдача единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения гражданину, уволенному с военной службы, и приравненному к нему лицу возможны при выполнении им условий, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 15 настоящего Порядка.
Гузев А.Н. обратился в суд с административным иском о признании недействующими, как противоречащих пункту 2.1 статьи 15, пунктам 1-3 статьи 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" следующих положений Порядка:
- пункта 15 Порядка в части слов "жилые помещения предоставляются по нормам, указанным в пункте 13 настоящего Порядка, а";
- абзаца 1 пункта 16 Порядка в части слов "жилое помещение по нормам, указанным в пункте 13 настоящего Порядка";
- абзаца 2 пункта 16 Порядка в части слов "предоставление жилого помещения либо" (л.д. 10-11).
В обоснование требований указал, что в 1994 году был уволен с военной службы в связи с сокращением штата. На момент увольнения продолжительность его военной службы составляла более 10 лет. В 1995 году Администрацией г. Екатеринбурга он был поставлен на учет военнослужащих, уволенных с военной службы, для предоставления жилого помещения. В 2016 году Администрация г. Екатеринбурга отказала в предоставлении ему жилого помещения, сославшись на Порядок, в связи с тем, что членами его семьи не было представлено обязательство о передаче в собственность государства имеющихся у них жилых помещений. Полагает, что оспариваемые им нормы Порядка, вопросы обеспечения его жилым помещением ставят в зависимость от его имущественного положения и имущественного положения членов его семьи, поскольку устанавливают такое дополнительное условие обеспечения его жилым помещением, как необходимость передачи в собственность государства имеющихся у членов его семьи жилых помещений. Однако Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" не устанавливает таких условий, а предписывает предоставлять жилые помещения по установленным им нормам предоставления.
В судебном заседании административный истец Гузев А.Н. и его представитель Ганец К.А. заявленные требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель Правительства Свердловской области Тертышный А.Н. административный иск не признал, пояснил, что Порядок в оспариваемой части принят Правительством Свердловской области в пределах его полномочий и не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Представителем Правительства Свердловской области также представлены письменные возражения относительно заявленных требований (л.д. 31-36).
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, выслушав заключение прокурора Киприяновой Н.В., полагавшей, что в удовлетворении административного иска следует отказать, суд приходит к следующему.
Из представленных материалов следует, что административный истец был уволен с военной службы в 1994 году, а в 1995 году Администрацией г. Екатеринбурга он был поставлен на учет, как гражданин, уволенный с военной службы, для предоставления жилого помещения. Письмом от 01 августа 2016 года Администрация г. Екатеринбурга уведомила административного истца об отсутствии оснований для предложения ему жилого помещения, ссылаясь на пункт 16 Порядка, указывая, что жилое помещение возможно предоставить только в случае принятия обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения, а также передачи в государственную или муниципальную собственность, принадлежащих ему и членам его семьи жилых помещений. Однако им и членами его семьи было представлено только обязательство об освобождении жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, в то время как у членов его семьи имеются в собственности иные жилые помещения (л.д. 22, 104-105).
Таким образом, оспариваемый Порядок применен к административному истцу, следовательно, в силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации он вправе оспорить его в суде.
В соответствии с пунктами "ж", "к" части 1 статьи 72Конституции Российской Федерациисоциальная защита, социальное обеспечение и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 76Конституции Российской Федерациипо предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определяются Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В силу пункта 1 статьи 15 названного Федерального закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Пункт 2.1 статьи 15 указанного Федерального закона предусматривает, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (абзац 1).
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным вабзаце первом настоящего пункта, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии спунктами 1-3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона (абзац 2).
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации (абзац 3).
Нормы предоставления площади жилого помещения, общая площадь жилого помещения определяются статьей 15.1 вышеназванного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", жилыми помещениями: 1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; 2) предоставление жилого помещения по договору социального найма; 3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Передав указанные полномочия, федеральный законодатель в пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" установил, что порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
Правительство Свердловской области, является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Свердловской области, свои полномочия реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 9, 49, 52 Устава Свердловской области, статьи 1, 22 Закона Свердловской области от 04 ноября 1995 года N 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области").
Проанализировав вышеприведенное законодательство, сопоставив его с содержанием оспариваемого Порядка, суд находит, что постановление от 14 июня 2011 года N 723-ПП, которым утвержден оспариваемый административным истцом Порядок, принято Правительством Свердловской области в пределах его компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, с соблюдением той формы нормативного правового акта, в которой этот орган государственной власти Свердловской области вправе принимать нормативные правовые акты.
Первоначальный текст Порядка был опубликован 29 июня 2011 года в средстве массовой информации "Областная газета" N 232-233 (л.д. 91).
Последующие изменения, вносимые в Порядок? осуществлялись постановлениями Правительства Свердловской области, которые также были опубликованы надлежащим образом (л.д. 71-79, 91-92).
Оспаривая Порядок, административный истец фактически указывает на то, что включением оспариваемых им слов в Порядок, вводятся ограничения в его обеспечении жилым помещением, как лица, подпадающего под действие абзаца первого пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", поскольку обеспечение жилым помещением связывается с его имущественным положением и имущественным положением членов его семьи, так как без передачи жилых помещений, находящихся в собственности членов его семьи, он лишается возможности быть обеспеченным жилым помещением по нормам, установленным статьей 15.1 названного Федерального закона в избранном им населенном пункте. Однако названный Федеральный закон, по мнению административного истца, не предусматривает таких ограничений и дополнительных условий обеспечения жильем.
С доводами административного истца суд согласиться не может по следующим основаниям.
Статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены общие правила предоставления государством жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В частности, часть 7 названной статьи Кодекса устанавливает, что при определении общей площади жилого помещения предоставляемого гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. Часть 8 этой статьи Кодекса предусматривает, что при предоставлении жилого помещения учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения, но не менее чем за пять лет.
Устанавливая порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Правительство Свердловской области в пунктах 15 и 16 Порядка определило порядок учета имеющегося в собственности у гражданина и членов его семьи жилого помещения, а также порядок учета совершенных гражданином и членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, при предоставлении гражданину жилого помещения.
В частности, в соответствии с абзацем 1 пункта 16 Порядка в случае отчуждения гражданином, уволенным с военной службы, и (или) членами его семьи жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности после его включения в сводный список граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (за исключением случая, указанного в подпункте 3 пункта 15 настоящего Порядка), или принятия решения не отчуждать жилое помещение, принадлежащее на праве собственности, или принятия решения не освобождать жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, гражданину, уволенному с военной службы, предоставляется жилое помещение по нормам, указанным в пункте 13 настоящего Порядка (по нормам предоставления, установленным статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"), за вычетом общей площади отчужденного жилого помещения или общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. При этом жилое помещение предоставляется гражданину, уволенному с военной службы, и приравненному к нему лицу только в случае, если определенный таким образом размер общей площади жилого помещения, которое предполагается предоставить, составляет не менее 18 квадратных метров.
Подпунктами 2 и 3 пункта 15 и абзацем 2 пункта 16 Порядка прямо предусмотрено, что имеющиеся в собственности гражданина и (или) членов его семьи жилое помещение, а также занимаемые им и (или) членами его семьи на основании договора социального найма помещения не могут учитываться при предоставлении жилого помещения, в том случае, если гражданином и (или) членами его семьи принимается обязательство о безвозмездном отчуждении имеющегося в собственности жилого помещения в государственную или муниципальную собственность, а также в случае принятия обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения.
Установление такого порядка учета имеющегося в собственности гражданина и (или) членов его семьи жилого помещения, а также отчужденных им и (или) членами его семьи жилых помещений, занимаемых по договору социального найма жилых помещений, а также случаев, когда эти обстоятельства не могут учитываться, согласуется с требованиями частей 7 и 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления жилья за счет государства. Обязанность учета этих обстоятельств, указанных в статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вытекает из требований пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", предусматривающего, что обеспечение военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, жилыми помещениями осуществляется не только в соответствии с этим Федеральным законом, но и в соответствии с другими федеральными законами, к которым относится и Жилищный кодекс Российской Федерации.
Полномочия на установление такого порядка учета этих обстоятельств предоставлены Правительству Свердловской области, как органу государственной власти субъекта Российской Федерации частью 9 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Установленный пунктами 15 и 16 Порядка порядок учета названных обстоятельств при предоставлении жилого помещения повторяет порядок учета этих обстоятельств при выдаче единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения гражданам, указанным в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", определенный подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 года N 303 "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением субвенций субъектам Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, преданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации" (в действующей в настоящее время редакции) и пунктами 16, 16.1 и абзацем первым пункта 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, для участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, устанавливая одинаковые правила предоставления, как жилых помещений, так и выдачи единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Установление различного порядка учета названных обстоятельств для случаев предоставления жилья и для случаев выдачи единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, как того фактически требует административный истец, будет ставить в неравное положение лиц, выбравших для себя обеспечение жильем путем получения непосредственно жилого помещения, по сравнению с лицами, выбравших порядок реализации права на жилое помещение путем получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, что недопустимо в силу принципа равенства всех перед законом, закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, вопреки доводам административного истца, оспариваемые нормы Порядка не устанавливают каких-либо новых условий обеспечения жильем граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а определяют порядок реализации права на жилье, в соответствии с нормами действующего федерального законодательства.
Оспариваемые нормы Порядка не предусматривают прямой обязанности собственника жилого помещения передать в государственную или муниципальную собственность, имеющееся у него жилое помещение, а предполагают право выбора: принять решение об отчуждении жилого помещения или решение не отчуждать жилое помещение.
Сами по себе оспариваемые административным истцом положения пункта 15 и абзаца 1 пункта 16 Порядка через пункт 13 Порядка отсылают к нормам предоставления площади жилого помещения, установленным статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", не устанавливая новых норм предоставления жилого помещения, и в связи с этим не могут противоречить этой статье Федерального закона.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые положения пунктов 15 и 16 Порядка соответствуют законодательству, имеющему большую юридическую силу, регулирующему спорные правоотношения.
Доводы административного истца о невозможности применения к спорным правоотношениям требований Жилищного кодекса Российской Федерации суд находит несостоятельными, поскольку, как уже указано выше, применение положений этого Кодекса к правоотношениям по поводу обеспечения жильем военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, предусмотрено пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". О необходимости применения Жилищного кодекса Российской Федерации к этим правоотношениям дано разъяснение и в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признав, что оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 215, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного иска Гузева А.Н. о признании недействующими в части пунктов 15 и 16 Порядка обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 14 июня 2011 года N 723-ПП "Об утверждении Порядка обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области".
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с подачей жалобы через Свердловский областной суд.
Судья Шумков Е.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.