Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Королевой С.В.,
судей Стыцюн С.А., Слиж Н.Ю.
при секретаре Баталовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 03 февраля 2017 г. по иску Прокопьева Г. Е. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) о перерасчете трудовой пенсии.
Заслушав доклад судьи Стыцюн С.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокопьев Г.Е. обратился с иском, мотивируя требования тем, что решением ответчика от ХХ.ХХ.ХХ ему было отказано в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии, поскольку период прохождения военной службы с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в стаж работы на Крайнем Севере не включен. Полагая решение незаконным, истец просил его отменить, включить указанный период прохождения военной службы по призыву в льготный стаж работы на Крайнем Севере и обязать ответчика произвести ему с ХХ.ХХ.ХХ перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера.
Решением суда иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене постановленного судебного решения, выражая с ним несогласие, ссылаясь на то, что поскольку действовавшее в период прохождения военной службы по призыву правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, то дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения. В обоснование позиции указывает, что в период прохождения истцом военной службы действовал Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", а также Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 N 590, в соответствии с п.п. "д" п.16 которого право на пенсию по старости на льготных условиях имеют рабочие и служащие, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Включение в 15 и 20 лет, дающих право на пенсию по старости на льготных условиях, службы в Советской Армии законодательством (действующим в период возникновения спорных правоотношений) не предусмотрено. Солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Условие для включения службы в Советской Армии по призыву в льготный стаж, а именно трудоустройство не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, истцом не выполнено. Судом также не учтено, что Олонецкий район отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Помимо этого, правовое регулирование в области установления повышенных размеров базовых частей трудовых пенсий по старости впервые было введено Федеральным законом от 01.12.2007 N 312-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В период принятия названного Федерального закона действующим пенсионным законодательством периоды военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, к работе в РКС и МКС не приравнивались и соответственно, не давали права на установление повышенной базовой части трудовой пенсии по старости. Таким образом, действие с 2008 года новых пенсионных норм, гарантирующих установление базовой части трудовой пенсии в повышенном размере, никак не отразилось на конституционных правах истца на социальное обеспечение, равно как и не повлекло ограничение или ущемление его прав на пенсионное обеспечение, на которое он рассчитывал до введения в действие нового правового регулирования установления размера пенсий, так как в период прохождения военной службы истец не мог рассчитывать на установление, с учетом этой службы, повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец полагает решение законным и обоснованным.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные, не явились.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что с ХХ.ХХ.ХХ истец является получателем трудовой пенсии по старости.
Также материалами дела подтверждается, что истец был призван на действительную срочную военную службу, которую проходил с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в войсковой части N, которая дислоцировалась в районе ( ... ) Мурманская обл.
В трудовой книжке указано, что ХХ.ХХ.ХХ истец был принят на работу в должности ( ... ) в ( ... ) (Олонецкий район, дер. Рыпушкалица).
Решением ГУ - УПФ РФ в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) от ХХ.ХХ.ХХ N истцу отказано в удовлетворении заявления об установлении повышения к фиксированной выплате к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.4 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ в связи с отсутствием стажа работы в районах Крайнего Севера.
Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в ст.12 определено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитывается, кроме прочих, период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В силу ч.ч.4, 6 ст.17 Федерального закона N 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Из изложенного следует, что действующее пенсионное законодательство не содержит норм, указывающих на возможность учета периода военной службы в стаж работы в РКС и приравненных к ним местностях, данная правовая позиция также отражена в п.10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Конституционный Суд РФ в постановлении от 29.01.2004 N 2-П со ссылкой на постановление от 24.05.2001 N 8-П и определение от 05.11.2002 N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации дал разъяснения, содержащиеся в абз.7 п.14 постановления от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которым при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" солдатам, уволенным, начиная с 1968 г., с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
Анализ вышеприведенных норм указывает, что лицам, поименованным в постановлении Совета Министров СССР от 25.03.1968 N181, период их действительной военной службы засчитывался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029 (с изменениями и дополнениями), Мурманская область, за исключением г. Кандалакши с территорией, находящейся в административном подчинении Кандалакшского горсовета, отнесена к районам Крайнего Севера, Олонецкий район Республики Карелия отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера (Указ Президента РФ от 20.12.1993 N 2226).
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из указанных выше норм права и установленных обстоятельств того, что истец проходил действительную срочную службу в РКС и устроился на работу в организацию, расположенную в местностях, приравненных к РКС, в течение трех месяцев после увольнения в запас, следовательно, имеет право на установление фиксированной выплаты к страховой пенсии (перерасчет) в повышенном размере с учетом спорного периода.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, обстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не могут являться основанием к отмене судебного постановления, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 03 февраля 2017 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.