Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 14 марта 2017 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе: председательствующего Сицинской О.В.,
судей Строчкиной Е.А., Фомина М.В.,
при секретаре судебного заседания Мазикиной А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 марта 2017 года
дело по апелляционной жалобе представителя Министерства труда и социальной защиты населения по доверенности Ларина А.А.
на решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 22 августа 2016 года
по административному делу по административному исковому заявлению ООО "Юрэнергоконсалт" к Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании незаконным предписания Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края N 1/16 от 01 февраля 2016 года,
заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А.
УСТАНОВИЛА:
ООО "Юрэнергоконсалт" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит отменить предписание Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края N 1/16 от 01 февраля 2016 года, считая его незаконным.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 01 февраля 2016 года по результатам плановой, документарной проверки, проведенной Министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края, за период с 15 января 2015 года по 25 января 2016 года в отношении ООО "Юрэнергоконсалт" было вынесено оспариваемое предписание об устранении допущенного нарушения законодательства РФ в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов.
Данным предписанием на ООО "Юрэнергоконсалт" были возложены обязанности по устранению следующих нарушений: рассчитать количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты, исходя их среднесписочной численности работников, трудоустроить на все созданные, выделенные в счет установленной квоты рабочие места инвалидов и подтвердить данное трудоустройство трудовыми договорами, обеспечить ежемесячное представление органам службы занятости информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Общество считает, что указанные обязанности возложены незаконно в связи с чем, просило суд признать предписание незаконным и отменить его, а также восстановить срок для обращения в суд с настоящим административным иском.
Решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 22 августа 2016 года административный иск ООО "Юрэнергоконсалт" удовлетворен в полном объеме.
Представитель Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края по доверенности Ларин А.А. с решением суда не согласился и подал на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить полностью как неправомерное.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ООО "Юрэнергоконсалт" по доверенности Гордиенко Л.Д. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав представителя Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края по доверенности от 22 июля 2016 года N 9938-15 Ларина А.А, поддержавшего жалобу, а также, представителя ООО "Юрэнергоконсалт" по доверенности от 09 января 2017 года N 02 Гордиенко Л.Д., полагавшего решение суда законное и отмене не подлежит, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит по следующим основаниям.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации", статья 7.1.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" относят вопрос установления квоты для приема на работу инвалидов, разработку и реализацию программ содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 22 названного Закона минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм действующего законодательства, установление квоты для приема на работу инвалидов имеет целью обеспечение им дополнительных гарантий права на труд. Квота для приема на работу инвалидов представляет собой минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов в той или иной организации, включая рабочие места, на которых уже работали инвалиды. Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов. Квотирование предполагает, что работодатель в соответствии с установленной квотой обязан принять меры по устройству рабочих мест, пригодных для выполнения трудовой функции работником-инвалидом.
Законом Ставропольского края от 11 марта 2004 года N 14-кз "О квотировании рабочих мест для инвалидов", установлено, что квота устанавливается работодателям: численность работников которых превышает 100 человек, - в размере 4 процентов среднесписочной численности работников; численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, - в размере 2 процентов среднесписочной численности работников, но не менее одного рабочего места.
Согласно части 1 статьи 2 Законом Ставропольского края от 11 марта 2004 года N 14-кз "О квотировании рабочих мест для инвалидов", квота устанавливается работодателям, осуществляющим деятельность на территории Ставропольского края, численность работников которых составляет не менее 35 человек.
Из материалов дела следует, что проведенной плановой, документарной проверкой Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края за период с 15 января 2015 года по 25 января 2016 года, выявлены нарушения требований законодательства о занятости населения и защите прав инвалидов, так как штатная численность указанного предприятия за 2015 год составила 117 человек, однако, установленное количество квот для инвалидов этим предприятием не предоставляется, информация о количестве вакантных мест для инвалидов органам службы занятости не направляется.
На основании выявленных нарушений 01 февраля 2016 года заместителем министра труда и социальной защиты населения Ставропольского края вынесено предписание N 1/16, которым на ООО "Юрэнергоконсалт" возложена обязанность: рассчитать количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты, исходя их среднесписочной численности работников, трудоустроить на все созданные, выделенные в счет установленной квоты рабочие места инвалидов и подтвердить данное трудоустройство трудовыми договорами, обеспечить ежемесячное представление органам службы занятости информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Разрешая спор по существу и признавая предписание незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что на территории Ставропольского края, на которую распространяется действие Закона Ставропольского края от 11.03.2004 года N 14-кз "О квотировании рабочих мест для инвалидов", ООО "Юрэнергоконсалт" имеет единственное подразделение в городе Пятигорске с численностью работников на момент проверки 9 человек, что менее численности работников, необходимой для соблюдения требований Закона Ставропольского края, и пришел к выводу, что у ООО "Юрэнергоконсалт" не имеется оснований для квотирования рабочих мест для инвалидов, ежемесячного представления информации о вакантных должностях для инвалидов в органы службы занятости города Пятигорска.
Судебная коллегия с таким выводом суд соглашается в связи со следующим.
Судом первой инстанции установлено, что головной офис ООО "Юрэнергоконсалт" находится в городе Пятигорске и имеет на территориях Республики Дагестан и Республики Северная Осетия территориальные обособленные подразделения, которые зарегистрированы в налоговых органах данных республик. Среднесписочная численность головного офиса, расположенного на территории Ставропольского края составляла в проверяемый период 9 человек. Среднесписочная численность работников в обособленных подразделениях на территории Республики Дагестан составляла - 82 человека, в обособленных подразделениях на территории Республики Северная Осетия - 24 человека.
Обособленные подразделения на территориях Республики Дагестан и Республики Северная Осетия не являются филиалами и представительствами, а являются иными обособленными подразделениями, в которых созданы стационарные рабочие места. С работниками этих подразделений заключены трудовые договоры.
Как следует из содержания оспариваемого предписания, Министерство обязало общество рассчитать квоту для трудоустройства социально защищаемых граждан исходя общей численности его работников, включая обособленные подразделения в республике Дагестан и республике Северная Осетия-Алания, между тем, такую квоту следует устанавливать из численности сотрудников компании, осуществляющей деятельность непосредственно на территории субъекта РФ (определение ВАС РФ от 03.09.2012 года N ВАС-11395/12 по делу N А32-13713/11).
Судом достоверно установлено, что административный истец относится к числу работодателей, численность работников которых составляет менее 35 человек, в связи с чем, признал незаконным оспариваемое предписание.
Судебная коллегия считает данный вывод суда верным.
Выводы суда в постановленном решении обоснованы, логичны, последовательны и мотивированы, соответствуют конкретным обстоятельствам дела и основаны на нормах материального права, которые применены и истолкованы судом верно.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного постановления не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы Министерства по существу не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 22 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.