Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,
судей Гибадуллиной Л.Г., Субхангулова А.Н.,
прокурора Сафина А.Р.
при секретаре С.,,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Башкирского природоохранного межрайонного прокурора к Государственному унитарному предприятию "Табигат" Республики Башкортостан, ООО "Чистый город +" об обязании разработать и представить на утверждение проект санитарно-защитной зоны вокруг эксплуатируемого полигона твердых бытовых отходов и получить санитарно-эпидемиологическое заключение в Управлении Роспотребнадзора по адрес,
по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Чистый город +" на решение Кировского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
исковые требования Башкирского природоохранного межрайонного прокурора к Государственному унитарному предприятию "Табигат" Республики Башкортостан, ООО "Чистый город +" об обязании разработать и представить на утверждение проект санитарно-защитнои зоны вокруг эксплуатируемого полигона твердых бытовых отходов и получить санитарно-эпидемиологическое заключение в Управлении Роспотребнадзора по адрес удовлетворить.
Обязать ООО "Чистый город +" разработать и представить на утверждение проект санитарно-защитнои зоны вокруг эксплуатируемого им полигона твердых бытовых отходов ТБО адрес, расположенного по адресу: РБ, адрес, СП Имангуловский с/с, 8,6 км в северо-восточном направлении от д. Урал и получить санитарно-эпидемиологическое заключение в Управлении Роспотребнадзора по адрес, обязать исполнить решение суда в течение трех месяцев с момента вступления данного решения в законную силу.
Отказать в удовлетворении исковых требований в отношении ГУП "Табигат" РБ.
Взыскать с ООО "Чистый город +" в доход местного бюджета судебные расходы в виде государственной пошлины в размере ... руб.
Заслушав доклад судьи Субхангулова А.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Башкирский природоохранный межрайонный прокурор обратился в Кировский районный суд адрес Республики Башкортостан с иском к ГУП "Табигат" Республики Башкортостан, ООО "Чистый город +" в котором просит обязать ответчиков разработать и представить на утверждение проект санитарно-защитнои зоны вокруг эксплуатируемого полигона твердых бытовых отходов ТБО адрес, расположенного по адресу: РБ, адрес, СП Имангуловский с/с, 8,6 км в северо-восточном направлении от д. Урал и получить санитарно-эпидемиологическое заключение в Управлении Роспотребнадзора по адрес, обязать исполнить решение суда в течение трех месяцев со дня принятия судебного решения.
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка и установлено, что полигон твердых бытовых отходов (ТБО) адрес, расположенный по адресу: РБ, адрес, СП Имангуловский с/с, 8,6 км в северо-восточном направлении от д. Урал, находящийся в государственной собственности Республики. дата передан ГУП "Табигат" РБ на праве хозяйственного ведения. На основании договора N ... / А от дата о передаче объекта государственного имущества РБ, закрепленного на праве хозяйственного ведения, в аренду без права выкупа, указанный полигон (ТБО) на срок 15 лет с момента подписания акта приема-передачи передан в аренду ООО "Чистый город +". В силу п.2.3.4 данного договора аренды, арендатор обязуется соблюдать на арендуемом объекте экологические, санитарные, противопожарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды, здоровья и безопасности человека.
Согласно п.2.3.7 договора арендатор обязан содержать объект прилегающую к нему территорию в надлежащем санитарном и противопожарном состоянии, а также постоянно поддерживать в надлежащем состоянии находящееся в нем имущество и оборудование.
Согласно информации Управления Роспотребнадзора по адрес санитарно-эпидемиологическое заключение на проект расчетной санитарно-защитной зоны для полигона твердых бытовых отходов адрес не выдавалось.
В ходе прокурорской проверки, проведенной в ГУП "Табигат" РБ, санитарно-эпидемиологическое заключение на проект расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны для полигона ТБО адрес также представлено не было.
В связи с тем, что у ответчиков отсутствует разработанный и утвержденный проект санитарно-защитной зоны вокруг эксплуатируемого им полигона твердых бытовых отходов, им не обеспечивается уменьшение воздействия источников загрязнения среды обитания на здоровье человека, и, соответственно, не обеспечивается соблюдение гигиенических нормативов, чем нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, ГУП "Табигат" Республики Башкортостан не соблюдаются требования природоохранного законодательства.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Общество с ограниченной ответственностью "Чистый город +" ставит вопрос об отмене решения суда и о принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку законодательно разработка проекта санитарно-защитной зоны" для действующих предприятий, в частности полигонов твердых бытовых отходов, не предусмотрена, так как организации эксплуатирующие полигоны твердых бытовых отходов обязаны осуществлять меры производственного контроля; на действующие полигоны твердых бытовых отходов правила СанПиН не распространяются, а применяются к строящимся либо реконструируемым объектам.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся в суд апелляционной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав прокурора ФИО1, возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В то же время в соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, а также с учетом правовой позиции, изложенной в абз. 3 п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", судебная коллегия в интересах законности проверяет обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционной жалобе, и не связывая себя доводами жалобы, в связи с необходимостью проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости сохранения правопорядка.
В связи с изложенным, судебная коллегия считает необходимым в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объеме, не связывая себя доводами апелляционной жалобы, в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
В силу части 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемое решение суда указанным требованиям не отвечает.
Отказывая в удовлетворении иска в части обязания ООО "Табигат" Республики Башкортостан разработать и представить на утверждение проект санитарно-защитной зоны вокруг эксплуатируемого полигона твердых бытовых отходов и получить санитарно-эпидемиологическое заключение в Управлении Роспотребнадзора по адрес, суд первой инстанции указал, что ООО "Чистый город +" арендует полигон длительный срок, начиная с дата (дата регистрации договора аренды).
С указанными выводами судебная коллегия не соглашается, поскольку они сделаны при неправильном применении норм материального права ввиду нижеследующего.
На основании статьи 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно статье 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно статье 20 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
В силу части 1 статьи 24 указанного закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предусматривает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны, и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона - СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Пунктом 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" установлено, что требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
В силу пункта 3.1 указанного СанПин проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
Согласно пункту 7.1.12 СанПин полигоны твердых бытовых отходов, участки компостирования твердых бытовых отходов относятся ко второму классу опасности и имеют санитарную зону 500 метров.
Материалами дела установлено, что "Полигон ТБО" расположенный по адресу: адрес, СП Имангуловский с/с, 8,6 км в северо-восточном направлении от д. Урал, находится в государственной собственности Республики Башкортостан, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата (л.д. 8).
Договором от дата N ... о передаче объекта государственного имущества Республики Башкортостан, закрепленного на праве хозяйственного ведения, в аренду без права выкупа указанный полигон твердых бытовых отходов на срок 15 лет с момента подписания акта приема-передачи передан в аренду Обществу с ограниченной ответственностью "Чистый город +".
Согласно пунктам 2.3.3 - 2.3.7 данного договора арендатор обязался:
- соблюдать на арендуемом объекте требования надзорных и контролирующих органов, а также отраслевых правил и норм, действующих в отношении видов деятельности Арендатора и арендуемого им объекта;
- соблюдать на арендуемом объекте экологические, санитарные, противопожарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды, здоровья и безопасности человека;
- соблюдать правила пожарной безопасности, техники безопасности и охраны труда в строгом соответствий с действующим законодательством Российской Федерации;
- выполнять в установленный срок предписания Арендодателя, Балансодержателя, надзорных и контролирующих органов о принятии мер по ликвидации ситуаций, возникших в результате деятельности Арендатора и ставящих под угрозу экологическую и санитарную обстановку на арендуемом объекте, а так же его сохранность;
- содержать объект прилегающую к нему территорию в надлежащем санитарном и противопожарном состоянии, а также постоянно поддерживать в надлежащем состоянии находящееся в нем имущество и оборудование.
В ходе прокурорской проверки, проведенной в ГУП "Табигат" Республики Башкортостан, санитарно-эпидемиологическое заключение на проект расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны для полигона твердых бытовых отходов адрес представлено не было.
Согласно информации Управления Роспотребнадзора по адрес санитарно-эпидемиологическое заключение на проект расчетной санитарно-защитной зоны для полигона твердых бытовых отходов не выдавалось.
Судебная коллегия исходит из того, что действующие правила обязывают лицо, в интересах деятельности которого установлена санитарно-защитная зона, обустроить зону практически безотносительно к тому, кто является собственником или пользователем участка, на котором она установлена.
Согласно пунктам 3.5., 3.8 СанПиН 2.2.1/2.1.1.567-96 санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого промышленного предприятия и других объектов, которые могут быть источниками химического, биологического или физического воздействия на окружающую среду и здоровье человека.
В предпроектной документации на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих предприятий и сооружений должны быть предусмотрены средства на организацию и благоустройство санитарно-защитных зон, включая переселение жителей, а в составе проектно-сметной документации должен быть представлен проект по ее организации, благоустройству и озеленению в соответствии с действующей нормативной документацией.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что разработка, утверждение проекта санитарно - защитной зоны вокруг эксплуатируемого полигона твердых бытовых отходов ТБО адрес и получение санитарно-эпидемиологического заключения являются обязательными для обеспечения требований Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" о благоприятной среде обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
С учетом изложенных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора к ГУП "Табигат" Республики Башкортостан, поскольку последний владеет объектом на праве хозяйственного ведения, следовательно, на него возложена обязанность по разработке и утверждению проекта санитарно-защитной зоны вокруг эксплуатируемого им полигона твердых бытовых отходов.
Кроме того, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части обязания Общества с ограниченной ответственностью "Чистый город +" разработать и представить на утверждение проект санитарно-защитной зоны вокруг эксплуатируемого полигона твердых бытовых отходов и получить санитарно-эпидемиологическое заключение в Управлении Роспоребнадзора по адрес, взыскании с ООО "Чистый город +" в доход местного бюджета государственной пошлины в размере 6 000 рублей по следующим основаниям.
Как следует из пунктов 2.3.2 - 2.3.7 названного договора от дата N ... о передаче объекта государственного имущества Республики Башкортостан, закрепленного на праве хозяйственного ведения, в аренду без права выкупа к обязанностям ООО "Чистый город +", как арендатора полигона твердых бытовых отходов, не отнесены работы по разработке и представлению на утверждение проекта санитарно-защитной зоны вокруг эксплуатируемого полигона твердых бытовых отходов и получению санитарно-эпидемиологического заключения в Управлении Роспоребнадзора по адрес.
Следовательно, возложение таких обязанностей на ООО "Чистый город +" не допустимо. Соответственно, не может быть удовлетворено требование о взыскании с ООО "Чистый город +" в доход местного бюджета государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
При указанных обстоятельствах решение суда в силу частей 1 и 2 статьи 330 ГПК РФ подлежит отмене с принятием нового решения об обязании Государственное унитарное предприятие "Табигат" Республики Башкортостан разработать проект санитарно - защитной зоны вокруг эксплуатируемого полигона твердых бытовых отходов адрес, расположенного по адресу: адрес, СП Имангуловский с/с, 8,6 км в северо-восточном направлении от д. Урал и представить его на утверждение и получение санитарно - эпидемиологического заключения в Управление Роспотребнадзора по адрес, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата отменить, принять по делу новое решение.
Обязать Государственное унитарное предприятие "Табигат" Республики Башкортостан разработать проект санитарно - защитной зоны вокруг эксплуатируемого полигона твердых бытовых отходов адрес, расположенного по адресу: адрес, СП Имангуловский с/с, 8,6 км в северо-восточном направлении от д. Урал и представить его на утверждение и получение санитарно - эпидемиологического заключения в Управление Роспотребнадзора по адрес, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении иска Башкирского природоохранного межрайонного прокурора к ООО "Чистый город +" об обязании разработать и представить на утверждение проект санитарно-защитной зоны вокруг эксплуатируемого полигона твердых бытовых отходов и получении санитарно-эпидемиологического заключения в Управлении Роспотребнадзора по адрес - отказать.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия "Табигат" Республики Башкортостан в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи Л.Г. Гибадуллина
А.Н. Субхангулов
Справка: судья Казбулатов И.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.