Судья Оренбургского областного суда Солопьев В.И. при секретаре Горященко В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по доверенности Котовой О.И. на постановление государственного транспортного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) от 14 декабря 2016 года N, решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 14 февраля 2017 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Оренбург", по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ,
установил:
постановлением государственного транспортного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) от 14 декабря 2016 года N общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Оренбург" (далее - ООО "Газпром добыча Оренбург", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 14 февраля 2017 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, защитник ООО "Газпром добыча Оренбург" по доверенности Котова О.И. просит состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, считая их незаконными.
В отзыве на жалобу должностное лицо, вынесшее постановление по делу, Ильницкий А.Е. просит состоявшиеся по делу постановление и решение оставить без изменения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав объяснения защитников ООО "Газпром добыча Оренбург" по доверенности Гурской Т.В., Захарова Е.В., поддержавших доводы жалобы, мнение должностного лица, вынесшего постановление по делу, Ильницкого А.Е., возражающего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; под обеспечением транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; под субъектами транспортной инфраструктуры - юридические, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с пунктами 4, 10 статьи 1 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Подпунктом "а" пункта 11 статьи 1 Закона N 16-ФЗ установлено, что транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя: транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение.
Согласно части 1 статьи 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Перевозчиком в силу пункта 7 статьи 1 Закона N 16-ФЗ является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).
Частью 4 статьи 4 Закона N 16-ФЗ субъект транспортной инфраструктуры, перевозчик вправе возлагать на персонал (экипаж) транспортных средств обязанности по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства в объеме, не препятствующем исполнению служебных обязанностей персонала, связанных с обеспечением безопасности перевозки.
В силу пункта 2.1 статьи 5 Закона N 16-ФЗ оценка уязвимости транспортных средств проводится субъектами транспортной инфраструктуры либо специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.
Согласно части 3 статьи 12 Закона N 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2016 года N 924 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта (далее - Требования N 924), вступившие в действие с 01 октября 2016 года.
В соответствии с пунктом 5 Требований N 924 указанный документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры (далее - субъект ТИ).
Согласно пункту 7 Требований N 924 субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны:
1) назначать лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств в субъекте транспортной инфраструктуры;
2) назначать лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства. При выполнении перевозки лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства, назначается из числа персонала транспортного средства;
5) обеспечивать проведение оценки уязвимости транспортного средства и предоставление ее результатов на утверждение в установленном порядке в Федеральное дорожное агентство в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального дорожного агентства сведений о присвоении категории транспортному средству, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъектов транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменной форме.
Как следует из материалов дела, в период (дата) Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) (далее - УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора) на основании плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на 2016 год, утвержденного руководителем Ространснадзора, согласованного с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, и распоряжения начальника УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора от 21 сентября 2016 года N 817 проведена плановая документарная проверка ООО "Газпром добыча Оренбург" на предмет соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности.
По результатам данной проверки установлено, что ООО "Газпром добыча Оренбург" допущены следующие нарушения:
- не назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры (пункт 5, подпункт 1 пункта 7 Требований N 924);
- на транспортных средствах, которым присвоена категория по транспортной безопасности (далее - ТС), не назначены лица из числа персонала ТС ответственными за обеспечение транспортной безопасности ТС при выполнении перевозок (пункт 5, подпункт 2 пункта 7 Требований N 924);
- не обеспечено проведение оценки уязвимости 54 транспортных средств, используемых ООО "Газпром добыча Оренбург" для перевозки опасных грузов, которым приказами Федерального дорожного агентства (далее - ФДА) от 28 августа 2014 года N 227, от 12 марта 2015 года N 165, от 10 ноября 2015 года N 1060, от 10 июня 2016 года N 894, от 08 августа 2016 года N 1232 присвоена третья категория и предоставление ее результатов на утверждение в установленном порядке в ФДА в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте ФДА сведений о присвоении категории транспортным средствам (пункт 2.1 статьи 5 Закона N 16-ФЗ, пункт 5, подпункт 5 пункта 7 Требований N 924).
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 21 ноября 2016 года N и послужили основанием для составления 02 декабря 2016 года государственным транспортным инспектором (государственным инспектором отдела НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора) в отношении ООО "Газпром добыча Оренбург" протокола N об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 02 декабря 2016 года N; актом проверки от 21 ноября 2016 года N ОР-34АВ/16; выпиской из Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры; выпиской из Реестра специальных разрешений УГАДН по Оренбургской области; выпиской из ЕГРЮЛ, получившими оценку по правилам статьи 26.11 КоАП РФ в совокупности с другими материалами дела на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Установив, что указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ООО "Газпром добыча Оренбург" требований пункта 2.1 статьи 5 Закона N 16-ФЗ, пункта 5, подпунктов 1, 2 и 5 пункта 7 Требований N 924, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Доводам жалобы о том, что ООО "Газпром добыча Оренбург" не является субъектом транспортной инфраструктуры и перевозчиком, осуществляющим перевозку грузов третьих лиц в коммерческих целях, в связи с чем обязанность по выполнению требований по обеспечению транспортной безопасности у него отсутствует, судьей районного суда дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется.
Основным видом деятельности ООО "Газпром добыча Оренбург" является добыча природного газа и газового конденсата (код по ОКВЭД ОК 029-2014). Дополнительными видами деятельности являются, в том числе перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами (код по ОКВЭД 49.41.1).
Для осуществления производственно-хозяйственной деятельности общество согласно имеющихся в распоряжении УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора сведений: выписки из Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, списка выданных УГАДН по Оренбургской области специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов, имеет 54 транспортных средства для перевозки опасных грузов, которым приказами ФДА от 28 августа 2014 года N 227, от 12 марта 2015 года N 165, от 10 ноября 2015 года N 1060, от 10 июня 2016 года N 894, от 08 августа 2016 года N 1232 присвоена третья категория.
На (дата) - дату выявления административного правонарушения срок давности привлечения ООО "Газпром добыча Оренбург" к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для дел данной категории, за необеспечение проведения оценки уязвимости 5 транспортных средств, имеющих идентификационные номера ***, которым приказом ФДА от 08 августа 2016 года N 1232 присвоена третья категория (на официальном сайте ФДА информация о присвоении категории транспортным средствам размещена 09 августа 2016 года), не истек.
Под действие пункта 3 Требований 924, приложения к Приказу Минтранса РФ от 23 июня 2014 года N 196, устанавливающих исключения для применения указанных выше требований по обеспечению транспортной безопасности к отдельным объектам транспортной инфраструктуры и транспортным средствам, перечисленные транспортные средства общества не подпадают.
Для перевозки опасных грузов ООО "Газпром добыча Оренбург" использует автомобильные дороги общего пользования, для чего им получены специальные разрешения, соответственно не имеют правового значения цели, в которых общество осуществляет эти перевозки, в собственных интересах или в интересах иных лиц, как утверждает заявитель, поскольку в Законе N 16-ФЗ требования установлены применительно к любым транспортным средствам, осуществляющим перевозку опасных грузов независимо от того, для какой цели осуществляется перевозка.
Эксплуатация автомобилей независимо от нужд собственно владельца или для осуществления перевозочной деятельности для сторонних лиц, является деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих.
В Федеральном законе от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) понятие лица, осуществляющего перевозку автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, поглощается понятием лица, эксплуатирующего транспортное средство.
Пунктом 4 статьи 20 Закона N 196-ФЗ не предусмотрено дифференцирование требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в зависимости от целей таких перевозок (в том числе для собственных нужд).
При таких обстоятельствах вывод должностного лица и суда первой инстанции о том, что ООО "Газпром добыча Оренбург", являясь юридическим лицом, использующим транспортные средства для регулярной перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение, является субъектом транспортной инфраструктуры, а также и перевозчиком, то есть субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, следует признать верным.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что у ООО "Газпром добыча Оренбург" имелась возможность соблюдения правил и норм действующего законодательства по обеспечению транспортной безопасности, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административное наказание назначено ООО "Газпром добыча Оренбург" в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица, решения судьи районного суда, при производстве по делу не допущено.
Подведомственность рассмотрения настоящего дела не нарушена.
Согласно части 1 статьи 23.36 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 6.24, статьей 6.25, статьей 7.7 (в отношении судоходных гидротехнических сооружений), статьями 8.22, 8.23, статьей 9.2 (в отношении судоходных гидротехнических сооружений), статьей 10.10 (в отношении судоходных гидротехнических сооружений), статьями 11.1, 11.6, 11.7, 11.8-11.11, 11.13, частями 2 и 3 статьи 11.14, статьями 11.14.2, 11.15, частью 1 статьи 11.15.1, частью 1 статьи 11.15.2, статьей 11.16, частью 5 статьи 11.17, статьями 11.23, 11.26, 11.27, 11.29, 11.31, статьей 12.21.1 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), статьей 12.21.2, статьей 12.21.3 (в части, касающейся транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, собственникам (владельцам) транспортных средств (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), частью 2 статьи 12.25, частями 1 и 2 статьи 14.43, статьями 14.44-14.46, 14.47, 14.48, частью 10 статьи 19.5, статьей 19.7.5, частью 1 статьи 19.7.9, частью 2 статьи 19.22 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела усматривается, что совершенное административное правонарушение не имеет самостоятельного экономического характера, не связано с предпринимательской или иной экономической деятельностью, объектом посягательства вмененного обществу административного правонарушения являются отношения в сфере транспортной безопасности, следовательно, данное дело не подведомственно арбитражному суду.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 и 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление государственного транспортного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора) от 14 декабря 2016 года N, решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 14 февраля 2017 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Оренбург", по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу и дополнительное пояснение к ней защитника по доверенности Котовой О.И. - без удовлетворения.
Судья Оренбургского
областного суда В.И. Солопьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.