Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Кураповой З.И.,
судей Тимошенко Е.Г.,
Мостовенко Н.Р.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Могильной А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 09.12.2016 г. по делу N2а-3214/2016 по административному иску ФИО1 к государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Хорьякову А.В., заведующей Красногвардейским районным отделом Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Коваль И.Н. о признании незаконным действия государственного регистратора, понуждении государственного регистратора совершить определенные действия,
заслушав доклад судьи Кураповой З.И.,
УСТАНОВИЛА:
Фолтаркина О.В. обратилась в Красногвардейский районный суд Республики Крым с административным иском о признании незаконным уведомления государственного регистратора Хорьякова А.В. от 19.09.2016 г. N29/1496 о возврате ей документов о государственной регистрации сделки, права и ограничения (обременения) права без рассмотрения, обязать государственного регистратора Хорьякова А.В. принять вне очереди в пятидневный срок с момента вынесения решения суда документы для государственной регистрации права собственности - соглашения об определении размера долей жилого помещения, приобретенного с использованием средств (части средств) материального (семейного) капитала, а также провести в соответствии с действующим законодательством государственную регистрацию права собственности 58/100 доли жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: "адрес" за Фолтаркиной О.В., и 1/100 доли за ФИО8
Вышеуказанное заявление мотивировано необоснованностью возврата документов о государственной регистрации сделки, права и ограничения (обременения) права без рассмотрения, поданных Фолтаркиной О.В., на основании того, что документ об уплате государственной пошлины на регистрацию права собственности от имени ФИО8 был уплачен её матерью - Фолтаркиной О.В., поскольку Фолтаркина О.В. является её законным представителем на основании нотариально удостоверенной доверенности.
Решением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 09.12.2016 г. административный иск Фолтаркиной О.В. удовлетворен частично; признано незаконным, нарушающим права административного истца, уведомление государственного регистратора Хорьякова А.В. от 19.09.2016 г. N29/1496 о возврате Фолтаркиной О.В. документов о государственной регистрации сделки, права или ограничения (обременения) права без рассмотрения; на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность через структурное подразделение - Красногвардейский районный отдел в течение 5 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу принять от Фолтаркиной О.В. документы, представленные для государственной регистрации прав на объекты недвижимости, расположенные по адресу: "адрес"; на государственного регистратора Хорьякова А.В. возложена обязанность при наличии оснований для государственной регистрации прав в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" провести государственную регистрацию прав Фолтаркиной О.В. и ФИО8 на объекты недвижимости, расположенные по адресу: "адрес", в последовательности, определенной порядком приема документов; в остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обратился в Верховный Суд Республики Крым с апелляционной жалобой, с просьбой отменить обжалуемое решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 09.12.2016 г., принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в соответствии со ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиком государственной пошлины может быть физическое лицо в случае обращения за совершением юридически значимых действий и в силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик (плательщик сбора) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (сбора), если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом документ об уплате государственной пошлины от имени ФИО8 для государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости представлен не был. В письме Министерства финансов Российской Федерации от 11.09.2013 г. N03-05-06-03/37427 дается оценка возможности уплаты государственной пошлины за совершение юридически значимых действий заявителем - через своего представителя при условии, что в платежных документах о ее уплате в бюджет указано, что соответствующая сумма государственной пошлины уплачена именно плательщиком, обратившимся в соответствующий государственный орган или к должностным лицам за совершением указанного действия.
Кроме того, государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, который состоит из разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества, соответственно законодательно предусмотрено открытие разделов в отношении каждого недвижимого имущества.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 15.05.2017 г. представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Борзенков А.В. доводы апелляционной жалобы поддержал. Фолтаркина О.В. против удовлетворения жалобы возражала.
Иные стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции 15.05.2017 г. явку представителей не обеспечили, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.09.2016 г. Фолтаркина О.В. от своего имени и от имени дочери ФИО8, представителем которой она является на основании нотариально удостоверенной доверенности, обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым для проведения государственной регистрации права собственности на доли в праве общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества: жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: "адрес", представив документы, а именно: заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ФИО8, от 01.09.2016 г.; два заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от Фолтаркиной О.В. от 01.09.2016г.; нотариально заверенная доверенность от 14.07.2016 г.; кадастровый паспорт земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ; соглашение об определении размера долей жилого дома и земельного участка, приобретенного с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала от 09.08.2016 г.; договор купли-продажи жилого дома и земельного участка с использованием материнского (семейного) капитала от 23.12.2015 г.; выписка единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющая проведенную государственную регистрацию прав от 30.08.2016 г.
06.09.2016 г. Фолтаркиной О.В. были дополнительно представлены квитанции об уплате государственной пошлины N214/1 и N215/1 от 05.09.2016 г., в реквизите "Плательщик" поданных квитанций указана Фолтаркина О.В.
19.09.2016 г. государственным регистратором Хорьяковым А.В. вынесено уведомление N29/1496 о возврате документов без рассмотрения в соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 г. N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имуществ и сделок с ним" в связи с отсутствием информации об уплате государственной пошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и непредставлением вместе с заявлением о государственной регистрации прав документа об уплате государственной пошлины от имени ФИО8
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2014 г. N1335-р "Об утверждении Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета" осуществление полномочий по государственному учету на территории Республики Крым переданы Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27.06.2014 г. N164.
Порядок и основания регистрации прав на объект недвижимого имущества, отказа в регистрации установлены Федеральным законом от 21.07.1997 г. N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения), (далее -Закон N122-ФЗ).
В соответствии со ст. 4 Закона N122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.
Согласно п.п. 1, 2, 6 ст. 12 Закона N122-ФЗ права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.
Единый государственный реестр прав состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Раздел открывается при начале регистрации прав на объект недвижимого имущества и идентифицируется кадастровым или условным номером данного объекта.
Согласно ст. 11 Закона N122-ФЗ за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона N122-ФЗ к компетенции органов по государственной регистрации относятся, в том числе: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав.
Согласно п. 1 ст. 13 Закона N122-ФЗ государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:
прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом;
внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В соответствии со ст. 16 Закона N122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Представление документа об уплате государственной пошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными необходимыми для государственной регистрации прав документами не требуется. Заявитель вправе представить документ об уплате государственной пошлины в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по собственной инициативе.
Если информация об уплате государственной пошлины отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен вместе с заявлением о государственной регистрации прав, документы, необходимые для государственной регистрации прав, к рассмотрению не принимаются.
При этом, в соответствии с п. 4 ст. 13 Закона N122-ФЗ отказ в приеме документов, представленных для государственной регистрации прав, не допускается.
Вместе с тем, в осуществлении государственного кадастрового учета может быть отказано.
В соответствии с п. 5 ст. 13 Закона N122-ФЗ при отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, если заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представлены или направлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан уведомить в письменной форме заявителя о возврате приложенных к заявлению о государственной регистрации прав документов без рассмотрения с указанием причины такого возврата в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета. В случае наличия соответствующего указания в заявлении уведомление и приложенные к заявлению документы выдаются заявителю или направляются ему посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.
При возврате указанных в настоящем пункте документов без рассмотрения одновременно должен быть возвращен документ, представленный с указанным заявлением о государственной регистрации прав и подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию прав. Данный документ может быть представлен при повторном представлении указанного заявления о государственной регистрации прав.
Как следует из обжалуемого уведомления N29/1496 от 19.09.2016 г. о возврате документов без рассмотрения, причиной отказа в осуществлении государственного кадастрового учета послужило отсутствие информации об уплате государственной пошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и непредставление вместе с заявлением о государственной регистрации прав документа об уплате государственной пошлины от имени ФИО8
В судебном заседании суда первой инстанции государственный регистратор Хорьяков А.В. пояснил, что Фолтаркиной О.В. представлены квитанции об уплате государственной пошлины N214/1 и N215/1 от 05.09.2016 г. и плательщиком государственной пошлины указан представитель правообладателя по доверенности - Фолтаркина О.В., при этом государственная пошлина должна была быть также уплачена ФИО8, поскольку Фолтаркина О.В. обратилась от своего имени и от имени ФИО8 в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым за совершением юридически значимого действия, а именно для проведения государственной регистрации права собственности на доли в праве общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества: жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: "адрес" и в силу положений ст. 333.17, п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации Соломенная А.А. обязана была самостоятельно оплатить государственную пошлину за совершение юридически значимого действия.
Указанные доводы ответчика основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Действительно, в соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика - представляемого лица.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22.01.2004 г. N41-0 указал, что положения п. 1 и 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи свидетельствуют о том, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, т.е. от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. При этом на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме - безналичной или наличной - происходит уплата денежных средств; важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств.
Следовательно, по правовому смыслу отношений по представительству платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении, т.е. за счет его собственных средств.
При этом нормы главы 4 "Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" Налогового кодекса Российской Федерации допускают участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 1 статьи 26); законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (пункт 1 статьи 27); уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 29); уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации (абзац первый пункта 3 статьи 29); правила, предусмотренные главой 4 Кодекса, распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов (пункт 4 статьи 26).
Из п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями его главы 4 вытекает, что по своему содержанию оспариваемая норма не препятствует участию налогоплательщика в налоговых правоотношениях как лично, так и через представителя. Однако представитель налогоплательщика должен обладать соответствующими полномочиями либо на основании закона или учредительных документов, либо в силу доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Кроме того, само представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика - представляемого лица.
В материалах дела имеется нотариально удостоверенная доверенность от 14.07.2016 г. серии "адрес"9, зарегистрированная в реестре за NД-254, согласно которой Фолтаркиной О.В. предоставлено в том числе право от имени ФИО8 оплачивать тарифы, сборы, пошлины, с правом получения свидетельства о государственной регистрации права и всех необходимых зарегистрированных документов.
Таким образом Фолтаркина О.В. была вправе оплатить государственную пошлину за совершение юридически значимого действия, а именно проведение государственной регистрации права собственности на доли в праве общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества: жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: "адрес" от имени ФИО8
В квитанциях об уплате государственной пошлины N и N от ДД.ММ.ГГГГ указано, что плательщиком является Фолтаркина О.В. При этом, в данных квитанциях в реквизите "назначение платежа" указана оплата государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ФИО8 Указанная информация позволяет идентифицировать назначение платежа и от чьего лица был осуществлен платеж.
При таких обстоятельствах Фолтаркиной О.В., действующей от своего лица и от лица ФИО8 были надлежащим образом выполнены требования ст. 11 Закона N122-ФЗ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав, и поскольку отсутствие информации об уплате государственной пошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и непредставление вместе с заявлением о государственной регистрации прав документа об уплате государственной пошлины от имени ФИО8 являлось единственным основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета, возврат документов без рассмотрения был безосновательным, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно признал обжалуемое уведомление N29/1496 от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и указал на необходимость принятия Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым и государственным регистратором Хорьяковым А.В. мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя и устранения препятствий к их осуществлению путем принятия от Фолтаркиной О.В. документов, представленных для государственной регистрации прав на объекты недвижимости, расположенные по адресу: "адрес" законом от 21.07.1997 г. N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" проведения государственной регистрации прав Фолтаркиной О.В. и ФИО8 на объекты недвижимости, расположенные по адресу: "адрес", в последовательности, определенной порядком приема документов.
При этом довод жалобы относительно того, что государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, который состоит из разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества, соответственно законодательно предусмотрено открытие разделов в отношении каждого недвижимого имущества, не может служить основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку в соответствии с п. 5 ст. 13 Закона N122-ФЗ при отказе в осуществлении государственного кадастрового учета орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан уведомить в письменной форме заявителя о возврате приложенных к заявлению о государственной регистрации прав документов без рассмотрения с указанием причины такого возврата, а согласно обжалуемому уведомлению N29/1496 от 19.09.2016 г. единственной причиной возврата послужило отсутствие информации об уплате государственной пошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и непредставление вместе с заявлением о государственной регистрации прав документа об уплате государственной пошлины от имени ФИО8
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для настоящего спора, и правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 09.12.2016 г. по делу N2а-3214/2016 является обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 09.12.2016 г. по делу N2а-3214/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий подпись З.И. Курапова
Судьи подпись Е.Г. Тимошенко
подпись Н.Р. Мостовенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.