Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Ковелина Д.Е., судей Волошковой И.А., Хазиевой Е.М. при секретаре Поповой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серовского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о гражданской обороне
по апелляционному представлению прокурора на решение Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от ( / / ).
Заслушав доклад судьи Волошковой И.А., объяснения представителя ответчика ( / / )3, действующей в интересах открытого акционерного общества "Российские железные дороги", возражавшей относительно доводов апелляционного представления и согласной с решением суда, судебная коллегия
установила:
Серовский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о гражданской обороне. Просил возложить на ОАО "РЖД" в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу обязанность произвести планово-предупредительный ремонт защитного сооружения гражданской обороны N 140 (устранить обрушение штукатурки), установить на защитном сооружении гражданской обороны N 140 и на маршруте движения к нему необходимые наглядные обозначения, установить на защитном сооружении гражданской обороны N 140 рабочую дизельную электростанцию.
В обоснование иска указал, что 24.03.2016 Серовской транспортной прокуратурой проведена проверка состояния защитных сооружений, расположенных в городе Серове и состоящих на балансе Серовского участка Нижнетагильской дистанции гражданских сооружений - структурного подразделения Дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Свердловской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона от 12.08.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ( / / ) N "Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны. В ходе проверки обследовано защитное сооружение гражданской обороны N, расположенное по адресу: ... б, в полосе отвода ... 197 км., состоящее на балансе Серовского участка Нижнетагильской дистанции гражданских сооружений Свердловской дирекции инфраструктуры Свердловской железной дороги - филиала ОАО "РЖД". Статус указанного защитного сооружения как объекта гражданской обороны подтверждается наличием соответствующего технического паспорта с кадастровым номером N. При проверке защитного сооружения гражданской обороны N, расположенного по адресу: ... Б, в полосе отвода ... 197 км., установлено, что ОАО "РЖД" не проводит на данном объекте мероприятия, направленные на поддержание защитного сооружения гражданской обороны N в состоянии готовности. Проверкой установлено, что применительно к защитному сооружению гражданской обороны N отсутствует годовой план планово-предупредительных ремонтов, дизельная станция на защитном сооружении гражданской обороны N неисправна, на защитном сооружении гражданской обороны N отсутствуют необходимые наглядные обозначения и на маршруте движения к нему. Несоблюдение требований по содержанию защитных сооружений при возникновении опасностей при ведении военных действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера создает угрозу причинения вреда жизни гражданам и обществу в целом.
Решением Железнодорожного районного суда ... от ( / / ) Серовскому транспортному прокурору, действующему в интересах неопределенного круга лиц, отказано в удовлетворении иска к ОАО "РЖД" о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о гражданской обороне.
В апелляционном представлении прокурор просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить иск. Считает, что судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
В поступивших возражениях на апелляционное представление ответчик просит решение Железнодорожного районного суда ... от ( / / ) оставить без изменения, апелляционное представление прокурора - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились Серовский транспортный прокурор, и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ МЧС России по ...
Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционного представления назначено на ( / / ) определением от ( / / ). Извещения о дате, времени и месте рассмотрения дела направлены лицам, участвующим в деле, заблаговременно ( / / ) по всем адресам, имеющимся в материалах дела. Кроме того, о дате, времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Свердловского областного суда (www.ekboblsud.ru раздел "Назначение дел к слушанию и результаты рассмотрения").
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и принимая во внимание, что Серовский транспортный прокурор, и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ МЧС России по ... извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, уважительных причин неявки в суд не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, судебная коллегия определиларассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика, обсудив обоснованность доводов апелляционного представления, возражений на апелляционное представление, судебная коллегия находит апелляционное представление прокурора подлежащим удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в апелляционном порядке решения суда первой инстанции.
В силу пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера нарушения норм материального и процессуального права были допущены судом первой инстанции и такие нарушения выразились в следующем.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что по адресу: ... б, в полосе отвода ... 197 км. находится защитное сооружение гражданской обороны N, площадью 459 кв.м., инв. N, 1981 года постройки, принадлежащее на праве собственности ОАО "РЖД". Данный объект находится на балансе Нижнетагильской дистанции гражданских сооружений - структурного подразделения Свердловской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - структурного подразделения Свердловской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
Из представленных в материалы дела актов проведения осеннего и весеннего комиссионных осмотров указанного защитного сооружения от ( / / ), от ( / / ), от ( / / ) следует, что комиссия в составе главного инженера ... , начальника Серовского участка НГЧ-4, главного инженера СКЦ-4, начальника штаба ГО ... проверила содержание и использование защитного сооружения гражданской обороны N, расположенного по адресу: ... б, инв. N. Указаны замечания по содержанию и использованию защитного сооружения гражданской обороны: отсутствует вывеска обозначения защитного сооружения гражданской обороны, не работает дизель - генератор, требуется ремонт кровли, стен, замена электропроводки основного входа. Выводы комиссии в соответствии с критериями оценки готовности защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых - "не готово".
Из содержания справки о проведении проверки состояния защитных сооружений, расположенных в городе Серове и состоящих на балансе железнодорожных предприятий, составленной ( / / ) старшим помощником прокурора Серовского транспортного прокурора ( / / )4, и письма ГУ МЧС России по ... отдела надзорной деятельности Серовского городского округа, Сосьвинского городского округа от ( / / ) N, направленного в адрес транспортного прокурора, усматривается, что в ходе прокурорской проверки, проведенной с привлечением представителя отдела надзорной деятельности Серовского городского округа ГУ МЧС России по ... , обследовано защитное сооружение гражданской обороны N, расположенное по адресу: ... б, в полосе отвода ... 197 км., состоящее на балансе Серовского участка Нижнетагильской дистанции гражданских сооружений Свердловской дирекции инфраструктуры Свердловской железной дороги - филиала ОАО "РЖД". Проверкой установлено, что на защитном сооружении гражданской обороны N не проводятся мероприятия, направленные на поддержание защитного сооружения гражданской обороны N в состоянии готовности. Применительно к защитному сооружению гражданской обороны N отсутствует годовой план планово-предупредительных ремонтов, дизельная станция на защитном сооружении гражданской обороны N неисправна, на защитном сооружении гражданской обороны N отсутствуют необходимые наглядные обозначения и на маршруте движения к нему, не проводится планово-предупредительный ремонт защитного сооружения гражданской обороны N.
По факту проведенной ( / / ) прокурорской проверки состояния защитных сооружений, расположенных в ... и состоящих на балансе Нижнетагильской дистанции гражданских сооружений - структурного подразделения Дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Свердловской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", заместителем Серовского транспортного прокурора ( / / ) вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Серовского участка Нижнетагильской дистанции гражданских сооружений СП Дирекции инфраструктуры СП Свердловской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" ( / / )5 (за невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны).
Постановлением мирового судьи судебного участка N Серовского судебного района ... от ( / / ) ( / / )5 как должностное лицо привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актам Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны).
По итогам проверки состояния защитных сооружений, расположенных в ... и состоящих на балансе Серовского участка Нижнетагильской дистанции гражданских сооружений СП Дирекции инфраструктуры СП Свердловской железной дороги - филиала ОАО "РЖД, прокурором в адрес начальника Нижнетагильской дистанции гражданских сооружений внесено представление N от ( / / ) об устранении нарушений федерального законодательства, в котором указано на выявленные нарушения в том числе и на защитном сооружении N.
( / / ) начальником Нижнетагильской дистанции гражданских сооружений дан ответ прокурору о результатах рассмотрения представления N от ( / / ), согласно которым ответчиком разработан план мероприятий от ( / / ) по устранению выявленных нарушений по содержанию и использованию защитного сооружения гражданской обороны N и привлечено к дисциплинарной ответственности должностное лицо.
Отказывая Серовскому транспортному прокурору в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал, что деятельность организаций, владеющих защитными сооружениями гражданской обороны, основана на принципе планирования необходимых мероприятий по их сохранению и поддержанию в состоянии, обеспечивающем выполнение защитных функций.
Суд первой инстанции также указал, что по результатам проведенной проверки государственными органами обязанность по выдаче ответчику предписания для устранения выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) проведения необходимых мероприятий для их устранения выполнена не была, меры по контролю за устранением выявленных нарушений приняты не были.
По мнению суда первой инстанции, данное обстоятельство имеет существенное значение, поскольку соблюдение порядка выявления нарушений требований действующего законодательства и устранения нарушений позволяет обеспечить соблюдение прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого проведена проверка.
Также, по мнению суда первой инстанции, планы, связанные с ремонтом защитного сооружения гражданской обороны и находящегося в нем оборудования, составляются не произвольно, а на основании необходимой проектно-сметной документации с определением источников финансирования и объема запланированных работ, такая документация в материалы дела не представлена.
Кроме того, по мнению суда первой инстанции, поскольку соответствующие планы выполнения работ не представлены, отсутствуют основания для вывода о нарушении ответчиком сроков выполнения таких работ.
Как указал суд первой инстанции в решении, вопросы о виде требуемого прокурором ремонта (текущего или капитального), о выполнении работ по ремонту дизельной электростанции, объемах, видах работ, возможности достижения результата, на который они нацелены, возможных сроках проведения работ, их стоимости и источников финасирования не были исследованы, ответчиком решение о проведении ремонта не принималось, в связи с чем, по мнению суда, отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска прокурора.
Судебная коллегия считает, что такие выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В силу статьи 1 Федерального закона от ( / / ) N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона определена как система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статье 9 Федерального закона от ( / / ) N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, проводят мероприятия по поддержанию защитных сооружений в готовности к устойчивому функционированию в военное время.
В соответствии с пунктом 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N от ( / / ), основными мероприятиями по гражданской обороне являются поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.
В соответствии с пунктом 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от ( / / ) N, при эксплуатации защитных сооружений в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Пунктом 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от ( / / ) N, установлена обязанность руководителя организации по своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Перечень, объемы работ, потребное количество сил и средств, сроки выполнения работ отражаются в годовых планах планово-предупредительных ремонтов.
Пунктом ( / / ) Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от ( / / ) N, установлено, что инженерно-техническое оборудование защитного сооружения гражданской обороны должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.
В силу пункта 6.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от ( / / ) N, на защитном сооружении гражданской обороны и на маршруте движения к нему должны быть необходимые обозначения.
На основании пунктов 1.3, 1.7 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от ( / / ) N, организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт, содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов.
Руководствуясь приведенными выше нормами права, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска Серовского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО "РЖД" о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о гражданской обороне.
В материалы дела представлены относимые, допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие факт несоблюдения ответчиком установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) содержания защитного сооружения гражданской обороны N, расположенного по адресу: ... б, в полосе отвода ... 197 км., состоящего на балансе Серовского участка Нижнетагильской дистанции гражданских сооружений Свердловской дирекции инфраструктуры Свердловской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
Как следует из материалов дела, в защитном сооружении гражданской обороны N, расположенном по адресу: ... б, в полосе отвода ... 197 км., ответчиком не проводится планово-предупредительный ремонт (нарушение пунктов 3.2.1 и 5.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от ( / / ) N).
В силу пункта 3.2.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от ( / / ) N, оштукатуривание потолков и стен помещений защитного сооружения гражданской обороны не допускается. Внутренняя отделка помещений защитных сооружений производится из несгораемых или трудносгораемых материалов. Прокурор в заявленном к ОАО "РЖД" иске не просил обязать ответчика произвести оштукатуривание потолков и стен защитного сооружения гражданской обороны, а просил произвести планово-предупредительный ремонт защитного сооружения гражданской обороны N (устранить обрушение штукатурки).
Из материалов дела усматривается, что на защитном сооружении гражданской обороны N, расположенном по адресу: ... б, в полосе отвода ... 197 км., и на маршруте движения к нему, ответчиком не установлены необходимые обозначения (нарушение пункта 6.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от ( / / ) N).
Как следует из материалов дела, в защитном сооружении гражданской обороны N, расположенном по адресу: ... б, в полосе отвода ... 197 км., неисправна дизельная электростанция (нарушение пункта ( / / ) Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от ( / / ) N).
Материалами дела установлено и не опровергнуто ответчиком, что защитное сооружение гражданской обороны N, расположенное по адресу: ... б, в полосе отвода ... 197 км., не готово к приему укрываемых. Данный факт создает возможную угрозу причинения вреда жизни гражданам и обществу в целом в случае военных действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе Серовскому транспортному прокурору, действующему в интересах неопределенного круга лиц, в удовлетворении иска к ОАО "РЖД о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о гражданской обороне подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ввиду нарушения норм материального права.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия принимает по делу новое решение об удовлетворении иска Серовского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО "РЖД о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о гражданской обороне
Согласно части 3 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов.
В силу положений статей 98,103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с ОАО "РЖД" в доход местного бюджета взыскивается государственная пошлина в размере 900 руб.
Руководствуясь статьями 320, 327.1, пунктом 2 статьи 328, статьей 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда ... от ( / / ) отменить.
Принять по делу новое решение, которым удовлетворить иск Серовского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о гражданской обороне.
Возложить на открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести планово-предупредительный ремонт (устранить обрушение штукатурки) защитного сооружения гражданской обороны N, расположенного по адресу: ... б, в полосе отвода станции Серов-Сортировочный, 197 км.
Возложить на открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить на защитном сооружении гражданской обороны N, расположенном по адресу: ... б, в полосе отвода станции Серов-Сортировочный, 197 км., и на маршруте движения к нему необходимые наглядные обозначения.
Возложить на открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить на защитном сооружении гражданской обороны N, расположенном по адресу: ... б, в полосе отвода станции Серов-Сортировочный, 197 км., рабочую дизельную электростанцию.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 900 рублей.
Председательствующий Д.Е. Ковелин
Судьи И.А. Волошкова
Е.М. Хазиева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.