Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Виноградовой О.Н.,
судей Александровой М.В., Федоровой Л.Н.,
при секретаре Малявиной В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ким Г.М-С., Ким Г. к администрации Приморского края, Департаменту труда и социального развития Приморского края о взыскании компенсации морального вреда (третье лицо - Министерство финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю) по апелляционной жалобе Ким Г.М-С. на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Александровой М.В., пояснения Ким Г.М-С., действовавшего за себя и за Ким Галину, возражения представителя администрации Приморского края - Максименко Ю.А., представителя Министерства финансов РФ - Рахматуллаевой Э.А., судебная коллегия
установила:
Истцы обратились в суд с иском к администрации Приморского края, Департаменту труда и социального развития Приморского края о взыскании компенсации морального вреда, указав, что Ким Г. репрессирована в ДД.ММ.ГГГГ по национальному признаку, Ким Г. родился в высылке в ДД.ММ.ГГГГ в Узбекской ССР. Просили взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в сумме 2500 000 рублей Ким Г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. - 77 лет в высылке, Ким Г., родившемуся в высылке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. - 58 лет.
В ходе рассмотрения дела к участию привлечено Министерство финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования.
Ким Г., действующий за себя и за мать Ким Г., в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель администрации Приморского края иск не признал, представил письменный отзыв, в котором просил в иске отказать.
Представитель Департамента труда и социального развития Приморского края в судебном заседании заявленные требования не признал.
Представитель УФК по Приморскому краю с требованиями не согласился, просил в иске отказать.
Судом вынесено указанное решение, с которым Ким Г.М-С. не согласен. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
В судебном заседании апелляционной инстанции Ким Г.М-С поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представители администрации Приморского края, Министерства финансов РФ считают решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального права.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Ким Г. репрессирована в ДД.ММ.ГГГГ году по национальному признаку, Ким Г. родился в высылке в ДД.ММ.ГГГГ году в Узбекской ССР. Согласно справке о реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ N Ким Г.М-С. находился в высылке с родителями Кимом М-С. и Ким Г. со дня рождения по ДД.ММ.ГГГГ в Узбекистане в административном порядке на основании Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21.08.1937 и реабилитирован на основании ч. 1 ст. 1.1 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 г.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные доказательства, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из того, что истец имеет право на льготы и меры социальной поддержки, установленные законодательством, которое не предусматривает возмещение ущерба в ином виде. Положения о взыскании компенсации морального вреда не распространяются на возникшие правоотношения, так как вред истцу причинен до введения в действие норм, регламентирующих компенсацию морального вреда.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они являются законными и обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильно примененных судом нормах права, регулирующих спорные правоотношения, и нашли свое подтверждение в ходе апелляционного рассмотрения дела.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом; государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (статья 52); каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53).
26 апреля 1991 г. был принят Закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", согласно которому государство предусмотрело территориальную, политическую, социальную, культурную реабилитацию репрессированных народов, а также возмещение ущерба, причиненного репрессированным народам и отдельным гражданам со стороны государства в результате репрессий.
Как было указано в абзаце 3 преамбулы Закона Российской Федерации 18 октября 1991 г. (в редакции до 22 августа 2004 г.) "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее Закон РФ), его целью является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 г., восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального и морального ущерба.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" из преамбулы Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. "О реабилитации жертв политических репрессий" исключено положение о компенсации морального ущерба (п. 1 ст. 6).
Проверяя конституционность указанных нормативно-правовых положений, Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой истолкование норм закона как исключающих моральный вред из объема подлежащего возмещению ущерба не соответствовало бы ст. 52 и 53 Конституции Российской Федерации.
Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" принимался в целях компенсации материального и морального вреда, причиненного репрессированным лицам, однако используемые в нем специальные публично-правовые механизмы компенсации не предусматривают - в отличие от гражданского законодательства - разграничение форм возмещения материального и морального вреда.
Такое регулирование, предполагающее возмещение, в том числе неимущественного вреда, само по себе нельзя рассматривать как нарушение прав, вытекающих из статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации.
Согласно преамбуле Закона РФ его целью явилось обеспечение жертв политических репрессий посильной в настоящее время компенсацией материального и морального ущерба и в соответствии с задачами социального государства, закрепленными в статье 7 Конституции Российской Федерации, предусматривает комплекс мер, направленных на социальную защиту этой категории граждан. По своей правовой природе данные виды государственной социальной поддержки являются льготами, носящими компенсаторный характер, установление порядка предоставления которых законодателем возложено на Правительство Российской Федерации (статья 17). Право на такого рода льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, поэтому определение правовых оснований их предоставления и круга субъектов, на которых они распространяются, входит в компетенцию законодателя.
Предоставление реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, льгот (именуемых теперь мерами социальной поддержки) было направлено на создание благоприятных условий для реализации прав и свобод названными категориями граждан и обеспечение их социальной защищенности.
Следовательно, льготы, которые устанавливались федеральным законодателем для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в их материальном (финансовом) выражении входят в признанный государством объем возмещения вреда, включая моральный вред.
Кроме того, на территории Российской Федерации впервые закон, предусматривающий возможность возмещения морального вреда, был принят 31 мая 1991 года. Статьей 131 Основ законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 года было установлено, что моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный гражданину неправомерными действиями, возмещается причинителем вреда при наличии его вины.
Основы института компенсации морального вреда в Российской Федерации были заложены в статье 151 ГК РФ, часть первая которого введена в действие с 1 января 1995 года. В соответствии со статьей 5 Федерального закона РФ от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", часть первая Гражданского кодекса применяется к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие. По гражданским правоотношениям, возникшим до введения ее в действие, часть первая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие. В силу части 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Как следует из разъяснений, данных в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", если моральный вред причинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе и в случае, когда истец после вступления этого акта в законную силу испытывает нравственные или физические страдания, поскольку на время причинения вреда такой вид ответственности не был установлен и по общему правилу действия закона во времени закон, усиливающий ответственность по сравнению с действовавшим на время совершения противоправных действий, не может иметь обратной силы (пункт 1 статья 54 Конституции РФ).
Как видно из материалов дела, истцы ссылаются на причинение нравственных и физических страданий в период до ДД.ММ.ГГГГ т.е. до введения в действие Основ гражданского законодательства Союза ССР, предусмотревших такой вид ответственности.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что положения о взыскании компенсации морального вреда не распространяются на возникшие правоотношения, так как вред истцу причинен до введения в действие норм, регламентирующих такой вид ответственности.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы основаны на неправильном толковании норм материального права, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и влияли бы на законность и обоснованность судебного решения.
Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому правильное по существу решение суда, подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.