Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:
судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Братухина В.В.,
при секретаре Жуковой Г.В.,
с участием прокурора Назарова А.А., представителя административного ответчика Главы Республики Марий Эл и заинтересованного лица Правительства Республики Марий Эл Бурмистрова А.А., представителя заинтересованного лица Министерства социального развития Республики Марий Эл Шакировой Р.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Марий Эл к Главе Республики Марий Эл о признании недействующим Указа Президента Республики Марий Эл от 25 декабря 2009 года N 272 "Об организации и осуществлении регионального государственного контроля за соблюдением законодательства в области социальной защиты граждан",
УСТАНОВИЛ:
Указом Президента Республики Марий Эл от 25 декабря 2009 года N 272 "Об организации и осуществлении регионального государственного контроля за соблюдением законодательства в области социальной защиты граждан" (далее - Указ) постановлено:
возложить на Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл функции по организации и осуществлению регионального государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации в области социальной защиты граждан (пункт 1);
утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления Министерством социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл регионального государственного контроля за соблюдением законодательства в области социальной защиты граждан (пункт 2);
перечень должностных лиц Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.41 - 5.43, 9.13, 9.14, 11.24, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определяется Правительством Республики Марий Эл (пункт 3).
Заместитель прокурора Республики Марий Эл обратился в суд с административным исковым заявлением, которым с учетом дополнений просил признать противоречащим федеральному закону и не действующим названный выше Указ в редакции Указов Главы Республики Марий Эл от 2 февраля 2012 года N 9, от 25 октября 2013 года N 192, от 31 декабря 2015 года N 368, ссылаясь на следующее.
Оспариваемый Указ принят на основании пункта 3 статьи 2, части 1 статьи 5 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ) в редакции от 23 ноября 2009 года, действующей на момент принятия данного Указа, согласно которым нормативно-правовое регулирование организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и законом субъекта Российской Федерации осуществлялось высшим должностным лицом (руководителем исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации. Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ) в статьи 2, 5 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми полномочиями по осуществлению указанной функции с 1 августа 2011 года наделены высшие исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Вместе с тем, в оспариваемый Указ после 1 августа 2011 года Указами Главы Республики Марий Эл от 2 февраля 2012 года N 9 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Марий Эл от 25 декабря 2009 года N 272", от 25 октября 2013 года N 192 "Об изменении и о признании утратившими силу некоторых указов Главы (Президента) Республики Марий Эл", от 31 декабря 2015 года N 368 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Марий Эл от 25 декабря 2009 года N 272" были внесены изменения. В соответствии со статьями 18, 20, 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации входят в систему органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, однако, обладая различной компетенцией и кругом полномочий, не подменяют друг друга. Таким образом, с 1 августа 2011 года внесение в Указ изменений, связанных с регулированием отношений по осуществлению регионального государственного контроля (надзора), не находится в ведении Главы Республики Марий Эл. Поскольку последующими указами внесены изменения в 3 из 4 пунктов оспариваемого Указа, а также в пункты 1, 2, 4, 5, 7, 10, 14, 16 Порядка организации и осуществления Министерством социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл регионального государственного контроля за соблюдением законодательства в области социальной защиты граждан, то признание данных указов недействующими не повлечет приведение Указа в соответствие с действующим законодательством. В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В письменных и устных возражениях представитель Главы Республики Марий Эл и Правительства Республики Марий Эл Бурмистров А.А. просит отказать в удовлетворении заявления, указав, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Главы (Президента) Республики Марий Эл, с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и опубликования, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает чьи-либо права, законные интересы и свободы. В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право принятия в соответствии с федеральными законами законов иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Исходя из положений частей 1, 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации, статей 1, 2, 2.1, 3, 17, 21, 22 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ система органов государственной власти, в том числе органов исполнительной власти, устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с общими принципами. В соответствии со статьями 76, 79 Конституции Республики Марий Эл, Законом Республики Марий Эл от 18 сентября 2001 года N 23-З "О Правительстве Республики Марий Эл" (далее - Закон Республики Марий Эл от 18 сентября 2001 года N 23-З) Глава Республики Марий Эл является высшим должностным лицом Республики Марий Эл и Председателем Правительства Республики Марий Эл. Глава Республики Марий Эл вправе отменить акты Правительства Республики Марий Эл. Совершение действий Главы Республики Марий Эл по внесению изменений в оспариваемый Указ после 1 августа 2011 года не противоречит законодательству Российской Федерации при установлении конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации должности высшего должностного лица, возглавляющего одновременно высший исполнительный орган государственной власти. Кроме того, Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ не предусматривает коллегиального решения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации вопросов нормативно-правового регулирования в области регионального государственного контроля (надзора). Указы Главы Республики Марий Эл о внесении изменений в оспариваемый Указ приняты в целях приведения его в соответствие с федеральным законодательством, законодательством Республики Марий Эл. Пункт 3 Указа, устанавливающий полномочие Правительства Республики Марий Эл определять перечень должностных лиц Министерства социального развития Республики Марий Эл, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, принят в соответствии со статьей 1.3.1, пунктом 17 статьи 2, частью 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), подпунктом 24.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ, является по существу воспроизведением законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Марий Эл.
В письменных возражениях министр социального развития Республики Марий Эл Климина Н.В. просит отказать в удовлетворении заявления. Заинтересованное лицо поддерживает доводы, изложенные в письменных возражениях представителя Главы Республики Марий Эл и Правительства Республики Марий Эл и указывает, что в пункте 3 статьи 2, части 1 статьи 5 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ речь идет о совершении определенных действий высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Совершение тех же действий руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может расцениваться как вмешательство в компетенцию указанного органа. При согласовании с прокуратурой Республики Марий Эл ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возражения относительно правомерности осуществления Министерством социального развития Республики Марий Эл регионального государственного контроля за соблюдением законодательства в области социальной защиты граждан не поступало.
Выслушав объяснения прокурора Назарова А.А., поддержавшего административное исковое заявление, представителя Главы Республики Марий Эл и Правительства Республики Марий Эл Бурмистрова А.А., возражавшего против удовлетворения заявления, представителя Министерства социального развития Республики Марий Эл Шакировой Р.Г., возражавшей против удовлетворения заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
По смыслу норм главы 21 КАС РФ, устанавливающей правила производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, предметом проверки по данному делу является названный выше Указ в действующей редакции.
В соответствии с частью 3 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.
Согласно пунктам "ж", "к", "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесены социальная защита, включая социальное обеспечение, административное, административно-процессуальное законодательство, установление общих принципов организации системы органов государственной власти.
Частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) региональный государственный контроль (надзор) - деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации. Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) устанавливается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, определенных Правительством Российской Федерации, в случае, если указанный порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) определение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляются в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом (руководителем исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.
25 декабря 2009 года Президентом Республики Марий Эл принят оспариваемый Указ, которым в соответствии с пунктом 3 статьи 2 и частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, с частью 4 статьи 28.3 КоАП РФ постановлено:
возложить на Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл функции по организации и осуществлению регионального государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации в области социальной защиты граждан (пункт 1);
утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления Министерством социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл регионального государственного контроля за соблюдением законодательства в области социальной защиты граждан (пункт 2);
перечень должностных лиц Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.41 - 5.43?, 9.13, 9.14, 11.24, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определяется Правительством Республики Марий Эл (пункт 3).
Согласно положениям части 1 статьи 76 Конституции Республики Марий Эл Глава Республики Марий Эл является высшим должностным лицом Республики Марий Эл и Председателем Правительства Республики Марий Эл (в редакции Закона Республики Марий Эл от 8 июня 2011 года N 26-З "О наименовании должности высшего должностного лица Республики Марий Эл и о поправке к Конституции Республики Марий Эл").
В прежней редакции часть 1 статьи 76 Конституции Республики Марий Эл действовала в следующем виде: Президент Республики Марий Эл является высшим должностным лицом республики и возглавляет исполнительную власть республики.
В соответствии с частью 1 статьи 83 Конституции Республики Марий Эл Глава Республики Марий Эл издает указы и распоряжения.
Частью 2 статьи 10 Закона Республики Марий Эл от 6 марта 2008 года N 5-З "О нормативных правовых актах Республики Марий Эл" (далее - Закон Республики Марий Эл от 6 марта 2008 года N 5-З) установлено, что нормативные правовые акты Главы Республики Марий Эл (ранее -Президента Республики Марий Эл) издаются только в форме указов.
Оспариваемый Указ принят в пределах полномочий Президента Республики Марий Эл, в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Республики Марий Эл от 24 июля 1996 года N 231 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Республики Марий Эл и Правительства Республики Марий Эл" (в редакции, действовавшей на момент принятия Указа) опубликован в издании "Собрание законодательства Республики Марий Эл", 29 января 2010 года, N 1 (часть I), статья 39.
Пунктом 4 оспариваемого Указа установлено, что настоящий Указ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, что соответствует пунктам 5 и 7 Указа Президента Республики Марий Эл от 24 июля 1996 года N 231 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Республики Марий Эл и Правительства Республики Марий Эл".
С учетом разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (пункты 9, 21), Указ является нормативным правовым актом, опубликованным в установленном порядке и вступившим в силу.
Указами Главы Республики Марий Эл от 2 февраля 2012 года N 9 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Марий Эл от 25 декабря 2009 года N 272", от 25 октября 2013 года N 192 "Об изменении и о признании утратившими силу некоторых указов Главы (Президента) Республики Марий Эл", от 31 декабря 2015 года N 368 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Марий Эл от 25 декабря 2009 года N272" внесены изменения в пункты 1, 2, 3 оспариваемого Указа, а также в пункты 1, 2, 4, 5, 7, 10, 14, 16 утвержденного им Порядка организации и осуществления Министерством социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл регионального государственного контроля за соблюдением законодательства в области социальной защиты граждан.
Вместе с тем, Федеральным законом от 18 июля 2011 года 242-ФЗ в пункт 3 статьи 2 и часть 1 статьи 5 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ были внесены изменения, согласно которым:
пункт 3 статьи 2 изложен в следующей редакции:
3) региональный государственный контроль (надзор) - деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации, осуществляемая данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, определенных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, в случае, если указанный порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Полномочия субъектов Российской Федерации по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в отдельных сферах деятельности могут быть переданы для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации;
часть 1 статьи 5 изложена в следующей редакции:
1. определение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их полномочий осуществляются в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и законом субъекта Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 71 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ до внесения в нормативные правовые акты Российской Федерации изменений, направленных на приведение указанных актов в соответствие с настоящим Федеральным законом, эти акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Данный Федеральный закон вступил в силу с 1 августа 2011 года.
Пунктом 1 оспариваемого Указа определен орган исполнительной власти Республики Марий Эл, уполномоченный на осуществление регионального государственного контроля за соблюдением законодательства в области социальной защиты граждан - Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл (после внесения изменений - Министерство социального развития Республики Марий Эл).
Пунктом 2 Указа утвержден Порядок организации и осуществления Министерством социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл (после внесения изменений - Министерство социального развития Республики Марий Эл) регионального государственного контроля за соблюдением законодательства в области социальной защиты граждан, который устанавливает полномочия, функции и порядок деятельности указанного органа в данной области общественных отношений.
Исходя из смысла пункта 4 статьи 71 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ, после 1 августа 2011 года приведение нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом должно производиться органом, к чьей компетенции это отнесено законом.
В соответствие с частью 1 статьи 84 Конституции Республики Марий Эл, частью 1 статьи 1 Закона Республики Марий Эл от 18 сентября 2001 года N 23-З "О Правительстве Республики Марий Эл" высшим исполнительным органом государственной власти в республике является Правительство Республики Марий Эл.
Учитывая, что в пункты 1 и 2 Указа Главой Республики Марий Эл после 1 августа 2011 года внесены изменения, положения указанных пунктов вошли в противоречие с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ), Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ в части полномочий по их принятию, в связи с чем данные пункты подлежат признанию недействующими.
Суд приходит к убеждению, что подлежат отклонению доводы представителей административного ответчика и заинтересованных лиц, основанные на том, что в силу положений Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ, Конституции Республики Марий Эл, Закона Республики Марий Эл от 18 сентября 2001 года N 23-З, Закона Республики Марий Эл от 6 марта 2008 года N 5-З внесение Главой Республики Марий Эл изменений в оспариваемый Указ после 1 августа 2011 года не противоречит законодательству Российской Федерации при установлении конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации должности высшего должностного лица, возглавляющего одновременно высший исполнительный орган государственной власти.
Как обоснованно указал в административном исковом заявлении прокурор, в соответствии со статьями 18 (пункт 7), 20, 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации входят в систему органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, однако, обладая различной компетенцией и кругом полномочий, не подменяют друг друга.
В соответствии со статьей 22 указанного Федерального закона высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации издают нормативные правовые акты в пределах их полномочий, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации.
Самостоятельность компетенции Правительства Республики Марий Эл установлена также в части 3 статьи 1 Закона Республики Марий Эл от 18 сентября 2001 года N 23-З, согласно которой правительство правомочно решать все вопросы, относящиеся к ведению органов исполнительной власти Республики Марий Эл, кроме тех, которые входят согласно законодательству Российской Федерации и Республики Марий Эл в компетенцию федеральных органов государственной власти и Главы Республики Марий Эл, Государственного Собрания Республики Марий Эл.
Обстоятельства того, что согласно части 6 статьи 12 Закона Республики Марий Эл от 18 сентября 2001 года N 23-З, пункта 3 статьи 12 Закона Республики Марий Эл от 6 марта 2008 года N 5-З Глава Республики Марий Эл вправе отменить акты Правительства, а также большей юридической силы указов Главы Республики Марий Эл по отношению к нормативным правовым актам Правительства Республики Марий Эл (статья 7 Закона Республики Марий Эл от 6 марта 2008 года N 5-З) не свидетельствуют о правомочности Главы Республики Марий Эл осуществлять нормативное правовое регулирование по вопросам, отнесенным федеральным законом к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в данном случае - Правительства Республики Марий Эл.
Тот факт, что Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ не предусмотрено коллегиального решения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации вопросов нормативного правового регулирования организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора), не означает, что нормативное правовое регулирование данного вопроса может осуществляться в каком-то ином порядке, помимо порядка, установленного для принятия нормативных правовых актов данного органа.
Доводы представителей административного ответчика и заинтересованных лиц, обоснованные ссылками на правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и судебную практику Верховного Суда Российской Федерации, также подлежат отклонению, поскольку приведенные примеры относятся к другим сферам правового регулирования и основаны на других обстоятельствах.
Пункт 3 оспариваемого Указа устанавливает, что перечень должностных лиц Министерства социального развития Республики Марий Эл, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.41, 5.43, 9.13, 9.14, 11.24, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 КоАП РФ, определяется Правительством Республики Марий Эл (в редакции указов Главы Республики Марий Эл от 25 октября 2013 года N 192, от 31 декабря 2015 года N 368).
4 июня 2007 года Правительством Республики Марий Эл принято постановление за N 144 "О должностных лицах Министерства социального развития Республики Марий Эл, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Согласно данному постановлению, в соответствии с частью четвертой статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.41, 5.43, 9.13, 9.14, 11.24, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 КоАП РФ, уполномочены составлять должностные лица Министерства социального развития Республики Марий Эл: заместители министра социального развития Республики Марий Эл, начальник отдела по вопросам функционирования социальных учреждений, начальник отдела по делам ветеранов и реабилитации инвалидов; начальник отдела правовой работы, опеки и попечительства (в редакции постановлений Правительства Республики Марий Эл от 24 октября 2008 года N 288, от 25 мая 2009 года N 126, от 16 апреля 2013 года N 110, от 02 декабря 2013 года N 365, от 18 декабря 2015 года N 714).
Из смысла изложенной выше правовой нормы оспариваемого Указа следует, что предметом регулирования пункта 3 данного нормативного правового акта являются отношения в сфере законодательства об административных правоотношениях.
Согласно части 1 статьи 1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 6.1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ установлено, что к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится определение перечней должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных статьей 28.3 настоящего Кодекса.
Пункт 6.1 введен Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", вступившим в силу с 15 ноября 2014 года.
Этим же Федеральным законом в статью 28.3 КоАП РФ введена часть 6.1, согласно которой должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перечень которых устанавливается законами субъектов Российской Федерации, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 1 и 20.1 статьи 19.5, статьей 19.7 настоящего Кодекса, при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), государственного финансового контроля, а также переданных им полномочий в области федерального государственного надзора.
Законом Республики Марий Эл от 25 апреля 2016 года N 14-З "О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл "Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл" статья 26 Закона Республики Марий Эл от 4 декабря 2002 года N 43-З "Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл" изложена в новой редакции:
Статья 26. Должностные лица органов исполнительной власти Республики Марий Эл, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), государственного финансового контроля, а также переданных полномочий в области федерального государственного надзора вправе составлять руководители и заместители руководителей органов исполнительной власти Республики Марий Эл, а также должностные лица, замещающие должности государственной гражданской службы в органах исполнительной власти Республики Марий Эл и исполняющие в соответствии с должностными регламентами служебные обязанности по осуществлению государственного контроля (надзора).
Частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
В соответствии со статьей 19.7 КоАП РФ наступает административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса.
В силу прямого указания федерального закона перечень должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, частью 1 статьи 19.5, статьей 19.7 КоАП РФ, при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), государственного финансового контроля, должен устанавливаться в соответствии с частью 6.1 статьи 28.3 КоАП РФ - законом субъекта Российской Федерации.
Между тем, согласно пункту 3 оспариваемого Указа, перечень должностных лиц Министерства социального развития Республики Марий Эл, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.5, статьей 19.7 КоАП РФ, определяется Правительством Республики Марий Эл. Следовательно, данное положение Указа противоречит федеральному законодательству и подлежит признанию судом недействующим.
Ссылка представителя Главы Республики Марий Эл и Правительства Республики Марий Эл на подпункт 24.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ подлежит отклонению, поскольку данная норма относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации. Между тем в пункте 3 оспариваемого Указа нормативно-правовое регулирование установлено в отношении административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ.
В отношении положений пункта 3 Указа, устанавливающих, что перечень должностных лиц Министерства социального развития Республики Марий Эл, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.41, 5.43, 9.13, 9.14, 11.24, статьей 19.6 КоАП РФ, определяется Правительством Республики Марий Эл, суд приходит к выводу, что оснований для признания их недействующими не имеется.
В части 2 статьи 28.3 КоАП РФ указано, что помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им осуществления полномочий Российской Федерации по государственному контролю и надзору на основании федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о передаче полномочий федеральных органов исполнительной власти для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с федеральными законами, либо заключенных в соответствии с федеральным законом соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий, указанные в настоящей статье, в том числе должностные лица органов социальной защиты - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.41 - 5.43, 9.13, 9.14, 11.24, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса (пункт 17).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве социального развития Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 24 декабря 2015 года N 720 "Вопросы Министерства социального развития Республики Марий Эл" Министерство социального развития Республики Марий Эл (сокращенное наименование - Минсоцразвития Республики Марий Эл) является органом исполнительной власти Республики Марий Эл, уполномоченным в пределах компетенции на территории Республики Марий Эл проводить государственную политику в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и инвалидов, координацию вопросов, направленных на укрепление института семьи, защиты интересов и прав детей, реализацию концепций демографической и семейной политики Российской Федерации и Республики Марий Эл.
Согласно подпунктам 25, 28 пункта 8 указанного Положения Министерство социального развития Республики Марий Эл в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет в пределах своей компетенции:
контроль за целевым использованием средств на выплату пособий, компенсаций и других социальных выплат;
контроль за реализацией социальных гарантий, предоставлением мер социальной поддержки, установленных для пожилых граждан, ветеранов и инвалидов законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Марий Эл.
Кроме того, в соответствии с пунктами 1, 8 постановления Правительства Республики Марий Эл от 21 ноября 2007 года N 270 "О мерах по реализации Федерального закона "О погребении и похоронном деле" Министерство социального развития Республики Марий Эл определено уполномоченным органом Республики Марий Эл по возмещению стоимости гарантированного перечня услуг по погребению специализированным службам по вопросам похоронного дела и выплате социального пособия на погребение по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности. Министерству социального развития Республики Марий Эл поручено обеспечить заключение договоров между государственными казенными учреждениями Республики Марий Эл - центрами предоставления мер социальной поддержки населению в городах и районах Республики Марий Эл (далее - центр социальной поддержки населения) и специализированными службами по вопросам похоронного дела на оказание гарантированного перечня услуг по погребению в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете Республики Марий Эл. Контроль за исполнением настоящего постановления возложен на министра социального развития Республики Марий Эл.
Статьи 5.43, 9.13, 9.14, 11.24 КоАП РФ устанавливают административную ответственность за нарушение требований законодательства об обеспечении прав инвалидов при использовании автотранспортных средств, транспортной инфраструктуры, транспортного обслуживания.
На основании статьи 5.41 КоАП РФ наступает административная ответственность за непредоставление на безвозмездной основе услуг, предусмотренных гарантированным перечнем услуг по погребению, а равно невыплата социального пособия на погребение супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Статья 19.6 устанавливает административную ответственность за непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. По смыслу данной нормы привлечение к административной ответственности по статье 19.6 КоАП РФ возможно за непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушений, предусмотренных, в том числе, статьями 5.41, 5.43, 9.13, 9.14, 11.24 КоАП РФ.
Соответствующие полномочия в сфере социальной защиты инвалидов переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры", пунктом 8 которого рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
разработать и ввести в действие до 1 июля 1997 г. региональные целевые программы по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры;
возложить на территориальные органы социальной защиты населения координацию работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, а также контроль за выполнением нормативных требований в части обеспечения доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского транспорта, связи и информации, строящимся и реконструируемым объектам социальной инфраструктуры.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право осуществления контроля за реализацией региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество.
Согласно части 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 и 6.2 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Поскольку Глава Республики Марий Эл, Правительство Республики Марий Эл в силу положений статей 17, 18, 20 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ, статей 76, 79, 84 Конституции Республики Марий Эл образуют систему органов исполнительной власти Республики Марий Эл, то возложение Главой Республики Марий Эл на Правительство Республики Марий Эл полномочий по определению перечня должностных лиц Министерства социального развития Республики Марий Эл, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.41, 5.43, 9.13, 9.14, 11.24, статьей 19.6 КоАП РФ не противоречит федеральному законодательству.
В связи с тем, что оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим не в полном объеме, то не имеется оснований для признания недействующим пункта 4 Указа, поскольку его положения не противоречат законодательству.
В силу изложенного выше суд приходит к выводу, что административное исковое заявление заместителя прокурора Республики Марий Эл подлежит удовлетворению в части признания не действующими пунктов 1, 2 оспариваемого Указа, а также пункта 3 Указа в части возложения на Правительство Республики Марий Эл полномочий по определению перечня должностных лиц Министерства социального развития Республики Марий Эл, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.5 и статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В остальной части в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Принимая во внимание, что оспариваемый Указ применялся до настоящего времени, были реализованы права и обязанности организаций, что подтверждается представленными суду планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год, утвержденным приказом министра социального развития Республики Марий Эл от 27 октября 2016 года N 460, информацией о проведенных в 2017 году проверках от 24 апреля 2017 года N 01-21/2016, суд считает необходимым признать его недействующим в противоречащей федеральному закону части со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, Указом Президента Республики Марий Эл от 10 ноября 2010 года N 237 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Марий Эл" сообщение о настоящем решении подлежит опубликованию в периодическом печатном издании "Марийская правда. Официальный еженедельник" или в периодическом печатном издании "Марий Эл. Официальный документым савыктыше газет" либо размещению (опубликованию) на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление заместителя прокурора Республики Марий Эл удовлетворить частично.
Признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 1, 2, пункт 3 в части возложения на Правительство Республики Марий Эл полномочий по определению перечня должностных лиц Министерства социального развития Республики Марий Эл, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.5 и статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Указа Президента Республики Марий Эл от 25 декабря 2009 года N 272 "Об организации и осуществлении регионального государственного контроля за соблюдением законодательства в области социальной защиты граждан".
В остальной части в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Сообщение о настоящем решении опубликовать в периодическом печатном издании "Марийская правда. Официальный еженедельник" или в периодическом печатном издании "Марий Эл. Официальный документым савыктыше газет" либо разместить (опубликовать) на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Марий Эл Братухин В.В.
Мотивированное решение составлено 28 апреля 2017 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.