Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Сибгатуллиной Л.И., Сайдашевой Э.Р.,
при секретаре судебного заседания Чуешовой Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан на решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 22 февраля 2017 года, которым постановлено:
административное исковое заявление М.Н. Базык - удовлетворить.
Признать незаконным решение Тукаевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан от 18 ноября 2016 года об отказе в государственной регистрации права собственности Михаила Николаевича Базык на земельный участок с кадастровым номером ... :147.
Обязать Тукаевский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан устранить допущенное нарушение прав М.Н. Базык и зарегистрировать его право собственности на земельный участок с кадастровым номером ... :147.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Базык М.Н. обратился в суд с административным иском об оспаривании решения Тукаевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее по тексту - Тукаевский отдел Управления Росреестра по Республике Татарстан) об отказе в государственной регистрации его права собственности на земельный участок. Заявленные требования мотивированы следующим.
Он владеет и пользуется земельным участком площадью 818 кв.м с кадастровым номером ... :147, который расположен в садоводческом некоммерческом товариществе "Лукоморье" в Князевском сельском поселении Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, участки N 449, N450.
5 сентября 2016 года Базык М.Н. обратился в орган государственной регистрации с заявлением о государственной регистрации права собственности на основании постановления исполкома района о передаче земельного участка в собственность бесплатно.
Решением Тукаевского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан от 18 ноября 2016 года в государственной регистрации права собственности на земельный участок отказано.
Административный истец просил признать отказ в проведении государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок незаконным и обязать административного ответчика провести государственную регистрацию права.
Суд заявленные требования удовлетворил.
В апелляционной жалобе Управления Росреестра по Республике Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд нарушил нормы материального права, поскольку оспариваемое решение органа государственной регистрации прав об отказе в государственной регистрации права вынесено в соответствии с требованиями закона и с учетом, представленных на государственную регистрацию документов. Указывается, что документа, подтверждающего предоставление земельного участка садоводческому некоммерческому товариществу "Лукоморье" не имеется.
Базык М.Н. представил в суд апелляционной инстанции свои письменные возражения, в которых выражается несогласие с доводами апелляционной жалобы и содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании абзацев 10, 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года, в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Из материалов дела видно, что в 1988 году административный истец Базык М.Н. как слесарь УМНР (Управление монтажно-наладочных работ производственного объединения "КамАЗ") стал членом садоводческого товарищества "Лукоморье", что подтверждается членской книжкой.
1 сентября 2016 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке площадью 818 кв.м с кадастровым номером ... :147, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Князевское сельское поселение, садоводческое некоммерческое товарищество (далее - СНТ) "Лукоморье", участок N 449, 450.
15 февраля 2017 года административному истцу выдана справка садоводческого некоммерческого товарищества "Лукоморья" о том, что он является владельцем участка N 449, 3450 СНТ "Лукоморье" с 6 сентября 1988 года на основании садовой книжки, журналов учета сборов членских взносов и электрической энергии.
Постановлением исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан N 3812 от 17 августа 2016 на основании выписки из протокола общего собрания членов СНТ "Лукоморье" о предоставлении земельного участка в 1988 году в соответствии с пунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 2.7, 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации административному истцу Базык М.Н. предоставлен земельный участок общей площадью 818 кв.м из земель категории сельскохозяйственного назначения в собственность бесплатно.
5 сентября 2016 года Базык М.Н. обратился в Управление Росреестра по Республике Татарстан с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок с кадастровым номером ... :147 в связи с тем, что по данным ЕГРЮЛ запись о государственной регистрации садоводческого некоммерческого товарищества "Лукоморье" внесена 5 сентября 2005 года, то есть после введения в действие Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ.
Решением Тукаевского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан от 18 ноября 2016 года N 16/127/002/2016-7951 в государственной регистрации права собственности административного истца на земельный участок отказано на основании абзацев 10, 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок предоставлен административному истцу на основании не отмененного и не обжалованного постановления органа местного самоуправления, которое издано им в пределах его компетенции и в порядке, установленном законом, и, отметив, что иные зарегистрированные права на земельный участок отсутствуют и препятствий для оформления испрашиваемого земельного участка в собственность не имеется, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска. При этом, сославшись на пункт 3 статьи 40 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", суд признал несостоятельным довод административного ответчика о ликвидации садоводческого товарищества "Лукоморье", поскольку пришел к выводу о том, что при ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения как юридического лица сохраняются права его бывших членов на земельные участки и другое недвижимое имущество.
При этом суд оставил без внимания следующие обстоятельства.
Согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В силу пункта 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ) предусмотрено, что до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности, в частности, следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение.
Таким образом, член садоводческого, огороднического объединения граждан имеет право на приобретение на приобретение в собственность бесплатно земельного участка, предназначенного для садоводства и огородничества, на основании пункта 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, если он образован из земельного участка, предоставленного объединению граждан до введения в действие Федерльного закона от 25 октября 2001 года N137-ФЗ.
Как следует из материалов дела, на основании решения исполнительного комитета Тукаевского районного Совета народных депутатов от 20 апреля 1988 года N 137 садоводческому товариществу Управления монтажно-наладочных работ Татарской АССР исполнительным комитетом Тукаевского районного Совета народных депутатов 2 июня 1988 года выдан государственный акт на право пользования землей А-I N9023390 о закреплении за указанным землепользователем в бессрочное и бесплатное пользование 20 га земли в границах согласно плану землепользования для размещения коллективных садов-огородов.
Постановлением исполнительного комитета Тукаевского районного Совета народных депутатов от 2 ноября 1990 года N 367 по ходатайству администрации Управления монтажно-наладочных работ о расширении садоводческого товарищества "Лукоморье" произведен отвод земельного участка под расширение садоводческого товарищества "Лукоморье" при УМНР общей площадью 15 га пашни из земель совхоза "Сосновоборский".
Соответственно, земельный участок для ведения садоводства и огородничества был предоставлен садоводческому товариществу Управления монтажно-наладочных работ ПО "КамАЗ" и садоводческому товариществу "Лукоморье".
Из ответа межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N9 по Республике Татарстан от 19 ноября 2012 года в ответ на обращение председателя садоводческого некоммерческого товарищества "Лукоморье" следует, что садоводческое товарищество "Лукоморье" с ИНН 1639010237 не прошло перерегистрацию и в связи с этим снято с учета межрайонной ИФНС России N 12 по Республике Татарстан 21 декабря 2010 года по причине исключения ИНН налогоплательщика - организации, условно включенной в информационные ресурсы.
Таким образом, объединение граждан, которому был предоставлен земельный участок для ведения садоводства и огородничества, из которого образован земельный участок с кадастровым номером ... :147, снято с учета в 2010 году.
5 сентября 2005 года в ЕГРЮЛ внесены сведения о садоводческом некоммерческом товариществе "Лукоморье".
Сведения о том, что СНТ "Лукоморье" является правопреемником СТ "Лукоморье", отсутствуют.
Документов, подтверждающих предоставление садоводческому некоммерческому товариществу "Лукоморье" как объединению граждан до дня вступления настоящего Федерального закона N 137-ФЗ от 25 октября 2001 года, земельного участка для ведения садоводства и огородничества в материалах дела также не имеется.
Оспариваемый отказ Управления Росреестра по Республике Татарстан от 18 ноября 2016 года мотивирован отсутствием сведений об образовании земельного участка с кадастровым номером ... :147 из земельного участка, предоставленного СНТ "Лукоморье".
Таким образом, данный отказ от 18 ноября 2016 года является правомерным и прав административного истца не нарушает.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, а потому обжалуемое решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тукаевского районного суда города Казани Республики Татарстан от 22 февраля 2017 года по данному административному делу отменить и принять новое решение.
В удовлетворении административного иска Базык М.Н. об оспаривании решения Управления Росреестра по Республике Татарстан от 18 ноября 2016 года N ... -7951 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером ... :147 и возложении на Управление Росреестра по Республике Татарстан обязанности зарегистрировать его право собственности на земельный участок с кадастровым номером ... :147, расположенный по адресу: Республика Татарстан Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Князевское сельское поселение, садоводческое некоммерческое товарищество "Лукоморье" отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.