Заместитель председателя Свердловского областного суда Баландина Т.П., рассмотрев жалобу исполняющего обязанности начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесная охрана), федерального государственного пожарного надзора в лесах по Восточному управленческому округу Департамента лесного хозяйства Свердловской области Токманцева С.А. по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением вышеназванного должностного лица от 09 ноября 2016 года, оставленным без изменения решением судьи Тавдинского районного суда Свердловской области от 09 декабря 2016 года,
Акционерному обществу "Транснефть-Сибирь"
по ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Решением судьи Свердловского областного суда от 09 марта 2017 года состоявшиеся по делу решения отменены с прекращением производства в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых они были вынесены.
В жалобе должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, полагает, что данное решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, и просит об его отмене.
В возражениях защитник Акционерного общества "Транснефть-Сибирь" Кокшарова О.И. опровергает доводы жалобы и просит об оставлении судебного решения без изменения.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, оснований для её удовлетворения не нахожу.
Частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.
Согласно материалам дела, основанием для привлечения акционерного общества к ответственности явилось нарушение им п. 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414, согласно которому при использовании лесов не допускается загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, а также загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами; и п. 52 названных Правил, в соответствии с которым использование лесов для эксплуатации трубопроводов и других линейных объектов не должно ухудшать санитарное состояние лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и на лесных участках, прилегающих к ним.
Так, ( / / ) по результатам проверки в квартале ... обнаружен выход нефти на поверхность почвы в охранной зоне нефтепровода, эксплуатируемого АО "Транснефть-Сибирь", однако в чем выразилось бездействие юридического лица, допустившего эти нарушения, в постановлении о назначении административного наказания не указано.
Несмотря на то, что непосредственной причиной разлива нефти явилась незаконная врезка в нефтепровод неустановленных лиц, непринятие мер по надлежащей охране нефтепровода обществу не вменялось.
Согласно ч. 1 и 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Учитывая, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, судьей областного суда по результатам пересмотра было вынесено правильное решение об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда и о прекращении производства по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 названного Кодекса.
Кроме того, статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующая порядок рассмотрения жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановления и решения по делу об административном правонарушении не предусматривает возможности их отмены в связи с необходимостью ухудшения положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений ст. ст. 46, 50 ч. 1, 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст. 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав и основных свобод, произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлениях от 17 июля 2002 года N 13-П и от 11 мая 2005 года N 5, исключения из общего правила о запрете поворота к худшему допустимы лишь в качестве крайней меры, когда допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения повлияли на исход дела.
По настоящему делу таких нарушений не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения жалобы должностного лица не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.13, п. 1 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя областного суда
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Свердловского областного суда от 09 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества "Транснефть-Сибирь" оставить без изменения, а жалобу должностного лиц, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, - без удовлетворения.
Заместитель председателя Свердловского
областного суда Баландина Т.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.