Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Пюрвеевой А.А.,
судей Лиджиева С.В. и Цакировой О.В.,
при секретаре ***
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Хонгорова В.Л. к Управлению социальной защиты населения Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия по г. Элиста о выплате компенсации за проезд по территории Российской Федерации, за проезд в городском транспорте и перерасчете, выплате компенсации 50 % оплаты за капитальный ремонт в многоквартирном жилом доме по апелляционной жалобе истца на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 марта 2017 года.
Заслушав доклад судьи Пюрвеевой А.А., объяснения истца Хонгорова В.Л., представителя казенного учреждения "Центр социальной защиты населения г. Элисты" Улюмджиевой Е.В., судебная коллегия
установила:
Хонгоров В.Л. обратился в суд с вышеуказанным иском.
В обоснование требований указал, он является ветераном подразделения особого риска, инвалидом 3 группы по общему заболеванию, ветераном труда Российской Федерации и Республики Калмыкия, репрессированным. Полагает, как ветеран подразделения особого риска он имеет право на компенсацию 50% оплаты за капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, как ветеран труда республики - на компенсацию за проезд по территории Республики Калмыкия, как реабилитированный - на компенсацию за проезд по территории РФ один раз в год и компенсацию оплаты за проезд в общественном транспорте. По данным обстоятельствам, обратившись в Управление социальной защиты населения Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия по г. Элиста (далее - Управление, УСЗН Минсоцразвития Республики Калмыкия по г. Элиста), получил ответы со ссылкой, что он как инвалид 3 группы получает меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты. Однако он считает, что нормы Федерального закона от 22 августа 2004 года N 22-ФЗ должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в преамбуле данного закона, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Просит возложить на ответчика обязанность производить выплату компенсации 50% оплаты за капитальный ремонт в многоквартирном жилом доме ему как участнику действий подразделений особого риска (граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф) с 01 января 2017 года; дать конкретные указания организациям транспорта по бесплатному проезду по территории Республики Калмыкия с выдачей ему справки о данной мере социальной поддержки как ветерану труда; производить выплату компенсации за проезд по территории Российской Федерации 100% на железнодорожном транспорте или 50% за проезд на автомобильном транспорте один раз в год как репрессированному; производить выплату компенсации за проезд в городском транспорте в сумме 100 руб. ежемесячно с 01 января 2017 года с перерасчетом с 2006 года (с момента введения выплаты компенсации) как репрессированному.
В судебном заседании Хонгоров В.Л. отказался от требований по выплате компенсации 50% оплаты за капитальный ремонт в многоквартирном жилом доме как участнику действий подразделений особого риска (граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф), в остальной части исковые требования поддержал.
Определением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 марта 2017 года принят отказ истца Хонгорова В.Л. от иска в указанной части. Производство по делу по иску Хонгорова В.Л. к Управлению социальной защиты населения Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия по г. Элиста в части требования о выплате компенсации 50% оплаты за капитальный ремонт в многоквартирном жилом доме как участнику действий подразделений особого риска (граждан, пострадавших в результате радиационных ил техногенных катастроф) прекращено.
Представитель ответчика Темяникова Е.С. иск не признала, пояснив, что федеральным и региональным законодательством предусмотрено, что при наличии у гражданина права на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям, льгота предоставляется по одному основанию по выбору гражданина. Хонгоров В.Л. по своему выбору получает меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты как инвалид 3 группы.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 марта 2017 года в удовлетворении заявленных требований Хонгорова В.Л. к Управлению социальной защиты населения Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия по г. Элиста отказано.
В апелляционной жалобе истец Хонгоров В.Л. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Указывает, он является получателем льгот согласно пункту 2 абзаца 3 Постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска". Выражает несогласие с выводом суда о том, что компенсация бесплатного проезда включена в ежемесячное денежное вознаграждение, получаемое истцом. ЕДВ он получает по Закону РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", как инвалид меры социальной поддержки не получает.
В соответствии с частью 1 статьи 327-1 ГПК РФ дело рассматривается в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих по делу, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в случаях, когда гражданин имеет право на получение идентичных ежемесячных денежных выплат, предусмотренных различными нормативными правовыми актами, они назначаются по одному из них по выбору самого гражданина. Ответчик правомерно не производит истцу выплаты компенсации за проезд, поскольку компенсация указанных льгот включена в ежемесячную денежную выплату, получаемую истцом как инвалидом.
С данным выводом суда судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта "г" пункта 1 статьи 4, статьи 5 Закона Республики Калмыкия от 26 ноября 2004 года N 165-III-З "О социальной поддержке ветеранов труда и тружеников тыла" ветеранам труда и лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных (внутриреспубликанских) маршрутов. Порядок предоставления мер социальной поддержки граждан, указанных в настоящем законе, определяется Правительством Республики Калмыкия. При наличии у гражданина права на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям мера социальной поддержки предоставляется по одному основанию по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Пунктом 5 Порядка предоставления мер социальной поддержки гражданам в соответствии с Законом Республики Калмыкия "О социальной поддержке ветеранов труда и тружеников тыла", утвержденного Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 16 мая 2005 года N 136, установлено, по предоставлению льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородного и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриреспубликанских) ветераны труда обращаются в организации, осуществляющие транспортные перевозки.
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту "и" пункта 1, пункту 4, абзацу 2 пункта 6 статьи 4 Закона Республики Калмыкия от 26 ноября 2004 года N 164-III-З "О мерах социальной поддержки реабилитированных жертв политических репрессий" реабилитированным лицам предоставляются денежная компенсация расходов, связанная с проездом в пределах территории Российской Федерации один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом в размере 100 процентов стоимости проезда, водным, воздушным, междугородным автомобильным транспортом в размере 50 процентов стоимости проезда по выбору гражданина. Установлена для реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий, ежемесячная денежная выплата в размере 200 рублей за проезд на всех видах городского (пригородного) пассажирского транспорта (кроме такси), а также автомобильного транспорта общего пользования (кроме такси) в пределах административного района проживания. При наличии у гражданина права на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям льгота предоставляется по одному основанию по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
До 01 января 2005 года инвалидам предоставлялась 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года (статья 30 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ указанная статья утратила силу, введена статья 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", устанавливающая ежемесячную денежную компенсацию инвалидам.
Согласно части 3 статье 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
Анализ приведенных положений закона в их взаимосвязи указывает на то, что при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации нескольких оснований однородных мер социальной поддержки выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя.
Единовременная денежная выплата, предусмотренная статьей 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", компенсирует предоставлявшуюся инвалидам до 01 января 2005 года натуральную льготу на междугородный проезд один раз в год (туда и обратно) и на проезд на всех видах городского транспорта (кроме такси). По вопросам предоставления льготного проезда на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородного и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриреспубликанских) ветераны труда обращаются в организации, осуществляющие транспортные перевозки. Законодательством не предусмотрена выдача справки о праве на бесплатный проезд, данное право предоставляется получателю льготы по предъявлению удостоверения ветерана труда.
Согласно материалам дела, Хонгоров В.Л. является реабилитированным (л.д. 10), инвалидом 3 группы (л.д. 11), ветераном труда Российской Федерации и Республики Калмыкия (л.д. 8,9).
Судом установлено, Хонгоров В.Л. является получателем мер социальной поддержки в форме ежемесячной денежной выплаты как инвалид 3 группы.
Таким образом, Хонгорову В.Л. как реабилитированному не могут быть предоставлены такие меры социальной поддержки, как денежная компенсация за междугородный проезд один раз в год (туда и обратно) и ежемесячная денежная компенсация за проезд на всех видах городского транспорта (кроме такси), поскольку он получает данные меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты как инвалид 3 группы.
Хонгоров В.Л. как ветеран труда имеет право на бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных (внутриреспубликанских) маршрутов. Однако законодательством не предусмотрена выдача справки, подтверждающей данное право, поскольку указанная льгота предоставляется ветерану труда организацией, осуществляющей транспортные перевозки, по предъявлению удостоверения.
С учетом изложенного, суд обоснованно сделал вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований Хонгорова В.Л.
Довод апелляционной жалобы истца, что он получает ежемесячную денежную выплату по Закону РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не соответствует действительности, поскольку на момент рассмотрения дела он являлся получателем ежемесячной денежной выплаты как инвалид 3 группы. Кроме того, в рамках настоящего гражданского дела, истец не заявлял требований о предоставлении ему льгот на проезд как ветерану подразделения особого риска.
При таких данных судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, которое соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям материального, процессуального закона. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Пюрвеева
Судьи С.В. Лиджиев
О.В. Цакирова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.