судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
и судей Пегушина В.Г., Диденко И.А.,
по докладу судьи Пегушина В.Г.
при секретаре Кравченко М.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску " Ф.И.О. "1 к администрации муниципального образования г. Краснодар и Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар с требованием о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования г. Краснодар, по доверенности " Ф.И.О. "5, на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 02 ноября 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
" Ф.И.О. "1 обратилась в Первомайский районный суд г. Краснодара с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования (АМО) г. Краснодар и Департаменту муниципальной собственности и городских земель (ДМСиГЗ) администрации муниципального образования " ... " с требованием о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка. Указала, что является инвалидом " ... "-й группы и имеет право на первоочередное получение земельного участка под жилищное строительство. На её обращение к ответчику получила отказ от " ... ", который считает незаконным и просила суд признать его таковым, обязать ответчиков предоставить ей земельный участок путем заключения договора аренды, сроком на 10 лет, площадью не менее " ... " кв.м., из земель городской застройки для индивидуального жилищного строительства с проведением работ по формированию земельного участка.
Обжалуемым решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 02 ноября 2017 года заявленные требования полностью удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель АМО г. Краснодар, по доверенности " Ф.И.О. "5, просит отменить решение райсуда и отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая на нарушения норм права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела установлено, что Захарченко Т.И., является инвалидом " ... " группы, бессрочно.
Она обратилась в АМО г. Краснодар с заявлением о предоставлении земельного участка на том основании, что ранее никогда не получала от государства и не имеет в собственности никакого недвижимого имущества.
Письмом АМО г. Краснодар " ... " от " ... " ей было отказано в предоставлении земельного участка на том основании что законодательством Российской Федерации, а также законодательством Краснодарского края не определены условия и порядок предоставления инвалидам и семьям, содержащих в своем составе инвалидов, земельных участков для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Удовлетворяя исковые требования Захарченко Т.И., суд первой инстанции исходил из того, что административный истец относится к категории лиц, имеющих право на первоочередное получение земельного участка для ИЖС, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость право инвалидов на первоочередное получение земельного участка для указанных целей от наличия каких-либо условий.
В соответствии с положениями ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем ст. 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 г. N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для ИЖС предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для ИЖС является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, по настоящему делу при исследовании оснований для предоставления " Ф.И.О. "1 в первоочередном порядке земельного участка для ИЖС юридически значимым обстоятельством является наличие или отсутствие её нуждаемости в улучшении жилищных условий, поскольку она проживает в квартире " ... "
Частью 1 ст. 176 КАС РФ установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 3 своего Постановления Пленума от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение может считаться законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В материалах дела не представлено ни одного доказательства того, что административный истец действительно нуждается в улучшении жилищных условий, состоит на учете для улучшения жилья, с целью удовлетворения возможности предоставления ей земельного участка. Единственным доказательством по делу служит справка МСЭ-2006 об инвалидности истца.
Принимая во внимание, что по настоящему делу допущена ошибка в применении и толковании норм материального и процессуального права, а юридические обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, судебная коллегия считает возможным, отменяя решение Первомайского райсуда принять по делу новое судебное постановление об отказе в удовлетворении заявленных требований " Ф.И.О. "1.
Руководствуясь ст. ст. 308-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования г. Краснодар, по доверенности " Ф.И.О. "5, - удовлетворить.
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 15 октября 2014 года - отменить. Принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление " Ф.И.О. "1 к администрации муниципального образования г. Краснодар и Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования " ... " о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства и возложении обязанности на ответчиков о предоставлении ей земельного участка в аренду, сроком на " ... " лет, площадью не менее " ... " кв.м., из земель городской застройки для ИЖС, с проведением работ по формированию земельного участка, путем заключения договора аренды - оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.