Апелляционное постановление Приволжского окружного военного суда Самарской области от 26 мая 2017 г. по делу N 22-51/2017
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Ментова В.Г.,
при секретаре Масловой О.В., с участием военного прокурора отдела военной прокуратуры Центрального военного округа подполковника юстиции Стырова М.В., осуждённого Кортышкова Д.А. и его защитника адвоката Хобни Н.И. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу защитника адвоката Хобни Н.И. на приговор Самарского гарнизонного военного суда от 4 апреля 2017 года, в соответствии с которым военнослужащий войсковой части N, проходящий военную службу по контракту,
Кортышков Д.А., родившийся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", , проходящий военную службу по контракту ДД.ММ.ГГГГ,
осуждён за совершение преступления, предусмотренного частью 2 статьи 350 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК Российской Федерации), к лишению свободы на срок 2 года.
В соответствии со статьёй 73 УК Российской Федерации назначенное наказание в виде лишения свободы Кортышкову Д.А. постановленосчитать условным с испытательным сроком 2 года.
Заслушав доклад судьи Ментова В.Г., изложившего содержание приговора, существо апелляционной жалобы защитника и поданных на неё возражений, выступления осуждённого Кортышкова Д.А. и защитника адвоката Хобни Н.И. в поддержку доводов апелляционной жалобы и заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Центрального военного округа подполковника юстиции Стырова М.В., полагавшего необходимым приговор оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Кортышков признан виновным в нарушении правил вождения транспортной машины, повлекшем по неосторожности смерть человека.
Названное преступление совершено им при следующих обстоятельствах, изложенных в приговоре.
Около 7 часов 40 минут ДД.ММ.ГГГГ Кортышков, управляя закреплённой за ним военной транспортной машиной - автомобилем КАМАЗ-65117-62, государственный регистрационный знак " N", при следовании по 6 км обводной автомобильной дороги "адрес" в нарушение требований пунктов 8.1, 9.9 и 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД Российской Федерации) выбрал скорость движения, не обеспечивающую возможность постоянного контроля за движением автомобиля, вследствие чего выехал на обочину, где допустил наезд на стоящий там автомобиль ГАЗ-322132, государственный регистрационный знак " N", с последующим наездом на находившегося рядом с автомашиной Махмудова С.С..
В результате последнему была причинена сочетанная травма головы, туловища и конечностей, от которой он скончался на месте происшествия.
В апелляционной жалобе защитник осуждённого, выражая несогласие с приговором, просит его отменить, а уголовное дело в отношении Кортышкова прекратить по основанию, предусмотренному статьями 25 либо 25.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской федерации (далее - УПК Российской Федерации).
В обоснование защитник указывает, что судом первой инстанции в нарушение положений пунктов 3 и 4 статьи 254 УПК Российской Федерации не прекратил уголовное дело в отношении Кортышкова, хотя имелись основания к этому, предусмотренные как статьёй 25, так и статьёй 25.1 УПК Российской Федерации, в частности, потерпевший просил прекратить уголовное дело либо в связи с примирением, либо с применением судебного штрафа, в чём безосновательно было отказано судом.
При этом довод суда о том, что совершённое Кортышковым преступление является двухобъектным и направлено, в том числе против военной службы, не основан на законе, не предусматривающем такое основание отказа в прекращении уголовного дела.
В поданных на апелляционную жалобу возражениях государственный обвинитель - помощник военного прокурора Самарского гарнизона старший лейтенант юстиции Антюфеев С.А., полагая необходимым оставить приговор без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, указывает, что каких-либо нарушений действующего законодательства судом при рассмотрении уголовного дела в отношении Кортышкова допущено не было.
Рассмотрев материалы дела, заслушав выступления осуждённого и его защитника, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения приговора суда.
Из материалов уголовного дела усматривается, что вывод суда первой инстанции о виновности Кортышкова в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 350 УК Российской Федерации, основан на доказательствах, собранных в ходе предварительного расследования дела и исследованных судом. Квалификация действий осуждённого является правильной, сомнений у суда апелляционной инстанции не вызывает и сторонами не оспаривается.
В силу требований статей 73 и 307, 308 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в приговоре следует указывать, какие обстоятельства являются смягчающими и отягчающими наказание, сведения, характеризующие личность подсудимого, мотивы принятых решений по всем вопросам, относящимся к назначению уголовного наказания.
Эти требования закона выполнены, а необходимые данные о личности осуждённого при назначении наказания судом учтены. Приговор как в целом, так и в этой части мотивирован полно и правильно.
В соответствии со статьёй 76 УК Российской Федерации лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причинённый потерпевшему вред.
Согласно статье 25 УПК Российской Федерации суд вправе на основании заявления потерпевшего прекратить уголовное дело в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных статьёй 76 Уголовного кодекса Российской Федерации, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причинённый ему вред.
В соответствии со статьёй 76.2 УК Российской Федерации лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причинённый преступлением вред.
Согласно части 1 статьи 25.1 УПК Российской Федерации суд по собственной инициативе или по результатам рассмотрения ходатайства, поданного следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, в порядке, установленном настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных статьёй 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, вправе прекратить уголовное дело или уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо возместило ущерб или иным образом загладило причинённый преступлением вред, и назначить данному лицу меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.
Совершённое Кортышковым преступление относится к категории средней тяжести, сам он к уголовной ответственности привлечён впервые, а потерпевший ходатайствовал о прекращении уголовного дела в отношении Кортышкову в связи с примирением сторон, на что обоснованно ссылается как в жалобе, так и в настоящем судебном заседании защитник осуждённого.
Между тем, как правильно отметил в своём выступлении прокурор, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 июня 2013 года N 19 (в редакции от 29 ноября 2016 года) разъяснил, что при разрешении вопроса об освобождении от уголовной ответственности судам следует учитывать конкретные обстоятельства уголовного дела, включая особенности и число объектов преступного посягательства, их приоритет, наличие свободно выраженного волеизъявления потерпевшего, изменение степени общественной опасности лица, совершившего преступление, после заглаживания вреда и примирения с потерпевшим, личность совершившего преступление, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.
Учитывая двухобъектность состава преступления, в совершении которого признан виновным Кортышков и которое относится к преступлениям против военной службы, окружной военный суд находит правильным отказ суда первой инстанции в удовлетворении соответствующих ходатайств, поскольку причинённый рассматриваемым преступлением вред непосредственно установленному порядку военной службы в данном конкретном случае признан заглаженным осуждённым быть не может и доказательства того, что Кортышков каким-либо образом это сделал, в деле отсутствуют.
Более того, в настоящем судебном заседании осуждённый пояснил, что при допущенном им столкновении были причинены механические повреждения военной транспортной машине, которой он управлял, и данные повреждения до настоящего времени не устранены.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 389.13, пунктом 1 части 1 статьи 389.20, статьями 389.27, 389.28 УПК Российской Федерации, Приволжский окружной военный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Приговор Самарского гарнизонного военного суда от 4 апреля 2017 года в отношении Кортышкова Д.А. оставить без изменения, а апелляционную жалобу его защитника адвоката Хобни Н.И. - без удовлетворения.
"Согласовано"
Заместитель председателя Приволжского окружного военного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.