Судья Тверского областного суда Сергуненко П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Кесовогорского района Тверской области Т.С.Г. на постановление судьи Кесовогорского районного суда Тверской области от 07 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Т.С.Г.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Кесовогорского районного суда Тверской области от 07 апреля 2017 года, Т.С.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей (л.д.121- 129).
ДД.ММ.ГГГГ в Тверской областной суд поступил административный материал с жалобой главы Кесовогорского района Тверской области Т.С.Г. на указанное постановление судьи Кесовогорского районного суда Тверской области от 07 апреля 2017 года.
В жалобе, поданной в Тверской областной суд заявитель, критикуя выводы судьи, просит его отменить, полагая, что дело рассмотрено с нарушением требований о всестороннем, полном и объективном рассмотрении. Выражая несогласие с решением суда полагает, что судом неправильно истолкованы положения договоров о предоставлении субсидии, неправильно истолкованы и применены нормы материалы права и муниципальных правовых актов при рассмотрении дела, не приняты во внимание обстоятельства дела, а именно: контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий является отдельным этапом во всей процедуре предоставления и использования субсидий не условием ее предоставления; нарушение сроков предоставления отчётности, установленных в договорах, допущено получателем субсидии, но не Администрацией Кесовогорского района; предоставление отчётности по всем договорам к 08.02.2017 г., то есть до окончания отопительного сезона и во время действия договоров (пунктом 7.3 договоров определено, что договор действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств) не является доказательством нарушения или отсутствия контроля со стороны администрации Кесовогорского района за целевым использованием субсидий; администрация Кесовогорского района вправе в установленных формах провести внеплановые контрольные мероприятия в соответствии с Порядком осуществления органом внутреннего муниципального финансового контроля администрацией Кесовогорского района полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (подпункт "б" пункта договоров); условий, установленных разделом 2 Порядка, при предоставлении субсидий нецелевого использования бюджетных средств не допущено (л.д. 132-136).
Изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, проверив обоснованность доводов жалобы, выслушав Т.С.Г. поддержавшего доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, представителя прокуратуры Кесовогорского района Тверской области М.А.А. полагавшей жалобу не подлежащей удовлетворению, а постановление судья законным и обоснованным, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведённых из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчётном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Постановлением администрации Кесовогорского района от 23.07.2012 N281 (с изменениями от 24.09.2012 N 372, от 19.08.2015 N 270) утверждён Порядок предоставления из бюджета Кесовогорского района субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, оказывающим услуги теплоснабжения на территории Кесовогорского района, на компенсацию затрат по подготовке объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, к отопительному сезону.
Как следует из обжалуемого постановления судьи районного суда, в нарушение указанного Порядка администрацией района, в лице главного распорядителя бюджетных средств главы Кесовогорского района Т.С.Г. нарушены условия предоставления субсидии в части осуществления контроля за целевым использованием субсидий, а именно, отчётность по целевому использованию субсидий, предоставленных на основании распоряжений от 12.05.2016 N 165-р в размере 1500000 рублей (л.д.34), от 11.08.2016 N 305-р в размере 70000 рублей (л.д.43), от 16.09.2016 N 363-р в размере 493804 рубля 13 копеек (л.д.56), МУП "данные изъяты" в предусмотренный п.п."г" п.3.2 договоров б/н от 13.05.2016, 12.08.2016, 16.09.2016 срок не предоставлена (л.д.28-30, 38-40, 47-49).
Состоявшийся по делу судебный акт законными признать нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ выступают экономические интересы государства, выражающиеся в установлении условий и порядка предоставления субсидий из федерального бюджета в целях оказания государственной поддержки организациям.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, заключается в совершении деяния, повлекшего нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, условий их предоставления.
Так, из Порядка предоставления из бюджета Кесовогорского района субсидий юридическим лицам, утвержденного Постановлением администрации Кесовогорского района Тверской области от 23.07.2012 N281 (с изм. и доп.) (далее - Порядок) следует, что условия предоставления субсидии определяются договором, заключённым администрацией района с получателем субсидии (п.3.11). Договором должны быть определены размер, а также конкретные направления расходования средств субсидии, порядок предоставления отчётности о целевом использовании средств субсидии, обязательства по возврату сумм субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. При этом в п.3.1-3.9 Порядка установлены общие требований к Получателю субсидии и документам, предоставляемым с целью получения субсидии, что непосредственно относится к условиям предоставления субсидии, при несоблюдении которых в предоставлении субсидии должно быть отказано (л.д.19-21).
По идентичным условиям договоров о предоставлении субсидий из бюджета Кесовогорского района от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28-30, 38-40, 47-49), администрация района обязана (п.3.1 Договора):
- выделить Получателю "данные изъяты" субсидию на основании соответствующего распоряжения администрации района;
- перечислить Получателю субсидию в установленном порядке на его расчетный счет, открытый в кредитной организации;
- в случае нарушения при предоставлении субсидии условий, установленный для предоставления субсидии в Порядке, в течении пяти рабочих дней с момента установления таких фактов, указанных в Порядке, письменно уведомить Получателя о необходимости возврата неправомерно и (или) излишне полученной субсидии в доход бюджета Кесовогорского района.
Таким образом, исходя из толкования указанных норм договоров, условия предоставления субсидии определяются непосредственно Порядком. Наличие в Порядке п.3.11 о том, что условия предоставления субсидии определяются договором, заключённым администрацией района с получателем субсидии, указанный вывод не опровергают.
Вменение главе администрации Кесовогорского района Т.С.Г. нарушение п.п."г" п.3.2 договоров б/н от 13.05.2016, 12.08.2016, 16.09.2016 в части срока предоставления отчётности по целевому использованию субсидий (л.д.28-30, 38-40, 47-49) сделано без учета того, что указанная обязанность по договорам возложена непосредственно на Получателя субсидии, т.е. на МУП "данные изъяты"
Кроме того, предоставление отчетности по целевому использованию субсидий не относится к условиям предоставления субсидии, а является лишь методом финансовой отчетности по расходованию уже предоставленных, выделенных средств субсидии.
При таких обстоятельствах в деянии Т.С.Г. состав вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, отсутствует, в связи с чем постановление судьи Кесовогорского районного суда Тверской области от 07 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Т.С.Г., подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению по основанию пункта 2 части 1 статьи24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ судья,
РЕШИЛ:
жалобу Т.С.Г. - УДОВЛЕТВОРИТЬ.
постановление судьи Кесовогорского районного суда Тверской области от 07 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Т.С.Г. - ОТМЕНИТЬ.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья П.А.Сергуненко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.